Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Полезность




Бюджетная линия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

Кривые безразличия или предпочтения потребителя.

Полезность.

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 4.

 

 

 

 

Теория потребительского поведения – теория о том, как должен вести себя рационально в рыночной экономике потребитель. При этом он стремится реализовать свой потребительский интерес – максимизировать степень удовлетворения своих потребностей. Потребитель стремится получить максимальную выгоду, руководствуясь собственными представлениями о ней и способах её оптимизации. Теория потребительского поведения предполагает выбор наиболее предпочтительного набора товаров с точки зрения их полезности, цены и располагаемого дохода.

Анализ потребительского поведения позволяет, во-первых, дать более глубокое объяснение закона спроса и, во-вторых, объяснить каким образом потребители распределяют свои денежные доходы на покупку различных товаров и услуг. Почему потребитель приобретает какой-то определенный набор товаров, а не любой другой, который можно было бы составить из имеющихся на рынке товаров.

Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Происхождение термина полезность связана с именем английского философа и социолога Джереми Бентама (1748-1832).

Категория полезность имеет ряд особенностей:

1) Полезность – это не объективное свойство товаров, а субъективное отношение людей к товарам (величину полезности может определить только сам потребитель).

2) Полезность одного и того же товара для разных людей различна, т.к. у них разные вкусы, привычки (так сигареты для курящих имеют определенную полезность, а для некурящих - нулевую).

3) Полезность блага связана с определенной ситуацией, при изменении которой меняется и сама полезность, например, в зависимости от времени года или климата (прохладительные напитки имеют разную ценность в холодное и теплое время года, в северных и южных широтах).

4) Полезность разных единиц товара различна (полезность второго блага меньше полезности первого блага, третьего – меньше второго и т.д.).


 

 

5) Полезность блага зависит от его общего количества, которым уже располагает потребитель: чем больше имеющийся запас, тем менее ценна следующая единица.

6) Полезность характеризует удовлетворенность потребителя при потреблении определенных товаров и услуг с точки зрения их потребительских свойств.

7) Полезность создает возможность сравнения различных товаров и услуг в их воздействии на благосостояние данного потребителя.

Для оценки полезности используются два метода:

1. Кардиналистский (количественный) метод измеряет полезность через условную единицу ютиль (utility). Предполагает, что потребитель может с точностью сказать, сколько единиц полезности он получил от того или иного набора товаров.

2. Ординалистский (порядковый) подход основан на простой возможности сравнения и упорядочения потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтительности: что лучше, что хуже либо равнозначно. Первые шаги в этом направлении были сделаны в начале 20 века итальянским экономистом В.Парето и российским экономистом и математиком Е.Е.Слуцким. Порядковый подход вовсе не исключает возможности присвоения полезностям товарных наборов некоторых численных значений.

В экономическом анализе различают общую и предельную полезность. Общая полезность – это удовлетворение от потребления определенного набора товаров. Уровень полезности можно выразить через функцию полезности, которая представляет соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности. U=f(T), где Т - наборы,

состоящие из товаров Х, У.

U=U(n• Х +m• У), где n, m - количество товаров Х и У.

Предельная полезность – это изменение общей полезности при увеличении потребления данного блага на единицу.


 

 

Количество товаров

(шт.)

1 (один)

2 (два)

3 (три)


 

 

Общая полезность ТU

(усл.ед.)


Таблица 4.1.

Предельная полезность MU

(усл.ед.)


 

TU MU


 

 

 

 

21 3


 

4 5 6


 

 

 

Q 1 2 3 4 5 6 Q


 

Рис. 4.1. Общая полезность.Рис.4.2. Предельная полезность

 

С увеличение количества блага общая полезность возрастает, а предельная полезность каждой дополнительной единицы блага снижается (в результате насыщения потребности). Максимальное удовлетворение общей полезности достигается при MU=0. Это значит, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU – отрицательная величина), то снижается и общая полезность (эта ситуация на графиках показана пунктиром).

На основе анализа потребительского поведения была выявлена тенденция, согласно которой полезность зависит не только от потребительских свойств блага, но и от процесса его потребления. Чем большее количество продукта приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению дополнительных единиц этого продукта. Например, потребность человека иметь автомобиль, если он его не имеет, может быть очень сильной. Но если он приобрел машину, желание иметь вторую – менее интенсивно, а потребность иметь третью и четвертую еще меньше. Т.е. с увеличением количества блага уменьшается его предельная полезность.

Таким образом, в одном непрерывном процессе потребления или при повторном процессе потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает. В этом и состоит закон убывания предельной полезности блага.

Впервые эту закономерность выявил немецкий экономист Госсен, один из основоположников теории предельной полезности (годы жизни 1910-

1858). Поэтому закон назвали его именем. Первый закон Госсена – это закон убывающей предельной полезности, т.е. закон, отражающий связь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы данного блага: каждая последующая единица блага добавляет к общей полезности меньше, чем предыдущая единица.

Потребитель склонен постоянно менять структуру потребления, переключаясь с одного товара на другой, последовательно продвигаясь к оптимальному состоянию, когда менять уже ничего не нужно, когда потребитель может получить максимум удовлетворения. Отсюда вытекает


 

 

Второй закон Госсена: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельные полезности последних единиц потребляемых благ будут равны.

Допустим, что субъект стремится оптимизировать свое благосостояние. Он потребляет два товара (А и В), причем в начальный момент полезность товара А оценивает выше. Повинуясь рефлексу рационального поведения, покупатель начнет увеличивать потребление блага А и сокращать потребление блага В. Тогда согласно закону убывания предельной полезности, предельная полезность товара А (MUA)начнет сокращаться, а предельная полезность блага В (MUB) увеличиваться. В итоге установится равенство оценок предельной полезности товаров А и В:

MUA>MUB ⇒ A↑, B↓ ⇒ MUA↓, MUB↑ ⇒ MUA=MUB

Именно в этой ситуации их количества будут таковы, что принесут субъекту максимум удовлетворения. Это оптимальное положение характеризует и равновесие в потреблении, когда человеку невыгодно потреблять одно благо вместо другого и вообще изменять структуру потребления. В этом заключается смысл второго закона Госсена. Это решение пока не учитывает цены и доход потребителя.

Правило максимизации полезности (благосостояния) связывает полезность товара, его цену и доход потребителя и выводит следующее равенство: отношение предельной полезности блага к его цене должно быть


 

одинаковым для всех благ, входящих в набор:


MUx =

Px


MUy

Py


В основе теории предельной полезности лежат следующие предпосылки:

1. Каждый потребитель желает потреблять множество различных благ.

2. Потребитель готов к замене одного блага другим.

3. При этом он переходит от удовлетворения более желательных потребностей к удовлетворению менее желательных.

4. Потребитель стремится к максимальному удовлетворению, к росту общей полезности.

5. Различные блага сопоставимы с точки зрения величины полезности: один товар лучше или хуже другого либо равнозначен в потреблении.

Кривую предельной полезности можно представить как кривую спроса, если полезность товара выразить в денежной форме, а полезность денежной единицы принять постоянной. Поскольку с ростом количества блага у потребителя предельная полезность этого блага снижается, то потребитель купит дополнительное количество товара только при условии снижения на него цены. Таким образом, закон убывающей предельной полезности лежит в


 

 

основе определения спроса: спрос на товар будет увеличиваться по мере снижения его цены, обусловленной уменьшением предельной полезности.

Закон спроса можно объяснить также с позиции потребительского


 

равновесия (и соответствующей ему формулы равновесия


 

MUx =

Px


MUy

Py


 

). При


падении цены одного из товаров для восстановления равновесия надо уменьшить его предельную полезность, что достигается через увеличение его потребления. Таким образом, падение цен должно сопровождаться ростом потребления. Одновременно в результате сокращения потребления другого товара будет расти его предельная полезность, а вместе с ней и готовность заплатить за другой товар. Эти действия не противоречат закону спроса: снижение цены способствует росту объема продаж.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.