Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ общества по характеру действий его членов




Рациональность и иррациональность

Непредвиденные последствия

Cвязи между социальными действиями людей и их результатами, как правило,

латентны, не лежат на поверхности явлений. От исследователя требуются усилия, он

должен проявить социологическое воображение, чтобы “заглянуть за” видимые

проявления конкретных социальных действий индивидов, к каким социальным фактам

они в итоге могут привести. Так, в работе “Протестантская этика и дух капитализма”

Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития “духа

капитализма”, утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче

утверждались капиталистические отношения. Но выявление корреляции между

ценностными установками и характером социальных действий – лишь одна часть

исследования. Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить, как и почему

протестантские ценности, которые сами по себе, явно не были нацелены на определенные

экономические результаты, скрыто, не зависимо от намерений способствовали развитию

капитализма. По мнению социолога, основной причиной подобного рода

непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение в том, что только через

5 Там же. – С. 623-624

постоянный, аккуратный и честный труд, неутомимую деятельность во имя

приумножения славы Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно

попасть в рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое

поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы экономического

поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что мотивированные определенными

ценностями социальные действия, выражающиеся в своеобразном типичном поведении

значительного числа членов общества, неизбежно должны были привести и привели к

адекватным крупномасштабным переменам в обществе, его структурах, что и нашло

выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране.

И ещё социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные

действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к

первоначально задуманным рациональным результатам. Часто рационально создаваемая

людьми социальная реальность включает в себя непредвиденные последствия

иррационального толка.

Стержнем веберовской “понимающей” социологии является идея анализа

социальных реалий вообще и социальных действий в особенности через призму степени

их рациональности. По мнению социолога, эмпирически сравнивая количество

целерациональных действий с другими действиями, содержащими определенный

компонент нерациональности, и выявляя, какой тип действия является доминирующим

можно судить об уровне исторического развития общества вообще. Социолог исходит из

того, что характер общества, демократичность или авторитарность его институтов, их

функциональность есть производное от особенностей социальных действий индивидов,

их рациональной или иррациональной составляющей. Именно такой теоретико-

методологический подход использует Вебер для сравнительного анализа культур

Древнего мира и современных западноевропейских обществ.

Отправной постулат социолога состоял в том, что структура социальной

реальности конструируется, в конечном счете, социальными действиями индивидов, и для

социологии объект познания – “ истолковать, понять социальное действие и тем самым

каузально объяснить его процесс и воздействие”. Изучая социальные действия людей,

живших в различных пространственных и временных координатах и принадлежавших,

соответственно, к различным культурам, социолог обосновал идею определения уровня

исторического развития обществ по степени их рациональной организации.

Если люди, как руководители, так и руководимые, в своем большинстве совершают

действия целенаправленные, осмысленные, понятные и предсказуемые, то общественные

и политические структуры будут отличаться высокой степенью своей организации и

рациональности. И наоборот: если в поведении людей преобладают эмоционально

окрашенные действия со значительным компонентом иррациональтности, основанные на

ценностно-религиозных мотивах, традициях или базирующиеся на партикуляристских

отношениях – симпатиях и интипатиях, чувствах личной преданности к вождям,

старейшинам, политическим лидерам, лояльности к “своим” при негативном отношении к

“чужакам-иноверцам”, то такое общество, как его не обозвать, просто не может иметь

современные рационально функционирующие институты.

В некоторых странах и культурах ценностно-рациональные действия могут быть

доминирующими и их иррациональный компонент, соответственно, распространяется на

все сферы жизни, включая политическую. Пример тому – политика «пролетарского

интернационализма», направленная на то, чтобы сделать революционные ценности

отдельной социльно-политической группы ценностями и нормами государств, этносов и

других культур.

Представляется, Россия до недавних пор была именно такой страной, в которой

ценностно-рациональные действия преобладали даже в политической сфере. Политика

“доброго царя” или “отца нации с твердой рукой”, “героя-спасителя” или политбюро

компартии основывалась на доминировании ценностно-рациональных действий, причем

и руководителей, и руководимых. Не формально-рациональные правила, а воля

политического лидера его окружения формировала и проводила в повседневную жизнь

конкретные политические решения, которые не являли собой прагматизм:

многочисленные кампании трудно было предвидеть, рационально просчитать.

Исследуя исторически ранние общества, социолог отмечает, что в них преобладали

традиционные и аффективные действия. Их сущностный признак– отсутствие господства

формально-рационального начала. В политике аффективные действия проявляются в

фаворитизме, даровании статусных и властных привилегий, в неправовом и

немотивированном снятии чиновника с должности подчас под влиянием страхов или

зависти, в неадекватном выполнении служебных обязанностей из-за нахлынувших

страстей и эмоций.

Что ж, любой политик, чиновник – прежде всего человек, он имеет те или иные

слабости, и человеческие страсти ему не чужды. Поэтому аффективные действия всегда

влияли и неизбежно будут влиять на политику, характер принимаемых решений любого

общества. Другое дело, что в разных культурах отношение к подобного рода

проявлениям различное. В американском обществе – категорическое их неприятие.

Достаточно вспомнить, чем обернулись для Б. Клинтона романтические увлечения. Для

россиян присутствие аффективных действий в политике является неформальной нормой.

Только-только мы начинаем отходить от чиновничьего – “по моему хотению...”

Разумеется, отзвуки традиционного мышления и традиционных действий сохраняются и

сегодня. Некоторые россияне ратуют за восстановление монархии. В нашем культурном

контексте – по существу, за право собственности на государство. Тем самым исподволь

утверждается, что русский народ анархичен и не способен к проведению рациональной

политики.

Вебер, анализируя современное ему капиталистическое общество, определяя при

этом и судьбу капитализма в принципе, отмечает, что это общество характеризуется не

столько свободой спекуляций, завоеваниями и другими авантюрами, сколько тенденцией

увеличения целерациональных действий, рационализацией жизни в целом, достижениями

максимального успеха и прибыли прежде всего через рациональную организацию труда и

производства. «”Стремление к предпринимательству”, “стремление к наживе”, к

денежной выгоде... само по себе ничего общего не имеет с капитализмом,– писал он. –

Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников,

кокоток, чиновников-взяточников... Капитализм может быть идентичен обузданию этого

иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному

регламентированию”»6.

По Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс. В современном

индустриальном обществе утверждается рациональность сама по себе, формальная

рациональность становится господствующей тенденцией. Рационализируются

мировоззренческие установки, концентрированное выражение которых воплощено в

протестантской этике, поскольку экономический успех был возведен ей в религиозное

призвание. Рационализируются социальные действия людей и их образ жизни в целом.

6 Там же. – С. 47-48

Соответственно, рациональные действия людей конструируют и рациональную

социальную реальность в виде возрастающей рационализации всех общественных и

политических институтов, а также способа ведения хозяйства, управления экономикой.

Если использовать веберовскую методологию при анализе современного

российского общества, то его исторический уровень следует определять не по

экономическим и политическим структурам как таковым (независимым от государства

предприятий, наличию множества политических партий и т.д.) и даже не по стремлениям

людей к предпринимательству или политическому успеху, а по тенденциям формально-

рационального регламентирования экономической и политической жизни, по тому,

насколько целерациональные действия стали типичными в поведении и управляющих, и

управляемых.

Свои теоретико-методологические подходы к рациональности Вебер использует

для анализа отдельных структур общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.