Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, способствующие образованию и распаду массы




От изучения личности индивида Фрейд переходит к исследованию

особенностей поведения индивидов в массе, а также собственно массы. На эту

тему им написан ряд работ, в числе которых книга “Психология масс и анализ

человеческого Я”. В этом направлении работы он опирается на достижения

французского социолога Ле Бона (1841-1931), который одним из первых

показал, что при включении в массу отдельно взятый индивид “приобретает

коллективную душу”, в силу чего он чувствует, думает и поступает совершенно

иначе, чем каждый в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Ле Бон

также пришел к убеждению, что в массе происходит исчезновение сознательной

личности, преобладают бессознательные личности, ориентирующиеся на

безотлагательное осуществление внушенных идей. Масса не сомневается в

истинности или ложности чего-либо, уважает силу, требует от своего героя

7 З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М.: “Наука”, 1995. – С. 413

даже насилия, хочет чтобы ею владели и её подавляли, хочет бояться своего

вождя.

Однако Фрейда не удовлетворило то, что данное и другие исследования не

дают аргументированные ответы на многие возникающие вопросы. Прежде

всего ученый попытался ответить на вопросы, какая же сила объединяет людей,

почему аффективность в действиях отдельных индивидов чрезвычайно

повышается, а их интеллектуальные потенции заметно понижаются.

По его мнению, все дело именно в либидинозной энергии, присущей

сексуальным инстинктам, что можно выразить в двух постулатах: “Во-первых,

что масса, очевидно, объединяется некою силой. Но какой же силе можно

скорее всего, приписать это действие, как не эросу, все в мире объединяющему?

Во-вторых, когда отдельный индивид теряет своё своеобразие и позволяет

другим на себя влиять, в массе создается впечатление, что он делает это, потому

что в нем существует потребность быть скорее в согласии с другими, а не в

противоборстве, т.е. может быть, все-таки «из любви» к ним”8.

Отметим, что установки и стремления индивидов, а также черты их

характера Фрейд всецело выводит из сублимированно выраженных

либидинозных влечений. Его последователи, не отрицая сексуального

происхождения многих мотивов социальных действий, тем не менее указывают

на совокупность факторов, включая социокультурные условия, в которых живут

люди.

Далее Фрейд отмечает, что массы могут быть разные: примитивные и

высоко организованные, возглавляемые вождями, с четкими подразделениями.

Предметом его исследования являются прежде всего высокоорганизованные,

постоянные, искусственные массы – церковь и армия. При всех различиях в их

основе лежат либидинозные структуры, культивируется иллюзия о том, что

верховный властитель (в католической церкви Христос; в войске – полководец-

отец: “каждый капитан в то же время и полководец и отец своей роты”) любят

каждого отдельного члена массы равной любовью. Если либидинозные связи

нарушаются, например, во время паники, то и церковь, и армия распадаются

тотчас же – прекращается всякий учет чужих интересов. Типичным поводом для

распада массы является разрыв связи с вождем, что, “как правило, порывает и

взаимные связи между массовыми индивидами”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.