Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии общественного здоровья




Патологическое и здоровое общество

Типизация социальных характеров

Опираясь на проделанный анализ, Фромм предлагает разграничивать

социальные характеры плодотворной и неплодтворной ориентации. Разумеется,

ведя речь об их “идеальных типах” – характер конкретной личности может

сочетать несколько ориентаций при доминировании одной из них. Под

характером плодотворной ориентации социолог имеет в виду способность

человека использовать свои силы и реализовать заложенные в нем

возможности, подразумевая, что человек должен быть свободен и независим от

кого-то, кто контролирует его силы. Говоря о характере неплодотворной

ориентации, Фромм выделяет следующие его подвиды: рецептивная

ориентация (люди надеются на помощь других в решении своих проблем);

эксплуататорская ориентация (стремление получить желаемое силой или

хитростью); стяжательская ориентация (как можно больше принести в дом и

как можно меньше из него отдать); рыночная ориентация, ныне

доминирующая. “Цель рыночного характера – полнейшая адаптация, чтобы

быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на

рынке личностей”. Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни

ненавидеть, они не испытывают глубокой привязанности ни к себе, ни к другим,

у них нет “самых близких”, они не дорожат даже собой.

Фромм считает, что главным критерием здорового общества является его

приспособленность к человеческой природе, что позволяет удовлетворительно

решать проблемы человеческого существования. Человек может адаптироваться

почти к любой социокультурной системе, но если эти системы противоречат

его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения,

которые в конечном счете будут побуждать к изменению общества. Фромм не

принял фрейдовский постулат о неизбежности конфликта между обществом и

природой человека, который фактически означал защиту современного

общества.

14 Там же. – С. 389

Здоровому обществу социолог противопоставляет не просто “нездоровое”

общество, а общество патологическое, безумное. Примером патологического

общества являются нацистское или сталинисткое общество. Хотя эти общества

по-своему обеспечили индивидам убежище и безопасность, они создали

условия для высшей степени отчуждения, утвердили авторитарное

идолопоклонство, вынудили людей бежать от свободы.

Общей чертой патологических обществ является отсутствие веры в

разумные, творческие действия людей, которая была замещена верой в идолов

– вождя, государство, “отечество”. История возникновения патологического

общества в России, как считает Фромм, такова. Ленин, следуя Марксу, исходил

из исторической миссии рабочего класса, суть которой в достижении новой

гармонии между людьми и между человеком и природой, построения общества,

в котором “свободное развитие каждого является свободным развитием всех”.

Но Ленин не верил, что достичь этой цели может собственно рабочий класс и

полагал, что во главе его должна стоять группа профессиональных

революционеров. При этом решающим моментом было неверие в разумные

действия собственно рабочих и крестьян, которое исходило, полагает Фромм, из

неверия в человека вообще. Это и привело к выбору в пользу замены веры в

человека на авторитарное идолопоклонство со всеми вытекающими

последствиями – беспощадной эксплуатацией, политическим террором,

отчуждением человека от самого себя и от собственно человеческих сил.

В противоположность патологическому здоровое общество, как “модель

идеального типа”, предполагает самоценность человека – ни один человек не

является средством для достижения целей другого человека. Более того, никто

не использует себя в целях, не способствующих раскрытию человеческих

возможностей. Экономическая и политическая деятельность подчинены

собственно человеческим интересам. В здоровом обществе человек – активный

и ответственный участник жизни общества, хозяин своей жизни. Его жизненная

цель быть многим, а не обладать многим. Страстное желание создать и

сохранить богатство заменяется экзистенциальным обладанием – рационально

обусловленным стремлением к самосохранению, что относится пище, жилищу,

одежде человека.

Словом, здоровое общество адекватно потребностям человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.