Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример экспресс-теста




План

Тема 1. Предмет отечественной истории

Правильные ответы: №№ 1, 3, 8.

Правильные ответы: №№ 2, 5, 7.

 

История Отечества. Вариант № 12

 

Найдите три правильных ответа

 

1. В 1547 г. Иван IV венчается на царство.

2. В 1927 г. сторонники «новой оппозиции», выступавшие за построение социализма в одной стране, были обвинены в правом уклоне и исключены из партии.

3. Наиболее полное развитие локально-цивилизационный подход к истории получил в трудах Арнольда Тойнби.

4. В Киевской Руси существовали такие категории зависимого населения, как закупы, рядовичи, смерды (рабы), холопы и черные (крепостные) крестьяне.

5. В 1925 г. на XVII съезде РКП(б), в связи с несогласием троцкистов с принятием решения о начале индустриализации, они были исключены из партии.

6. В XII в. в связи с монгольским завоеванием на Руси начинается период феодальной раздробленности.

7. В годы первой пятилетки (1930-1935 гг.) СССР выходит с пятого на второе место в мире по уровню промышленного производства.

8. Ключевыми понятиями концепции Л.Н. Гумилева являются: «суперэтнос» и «пассионарность».

9. В XIX в. в большинстве Западноевропейских стран утверждается республиканская форма правления.

10. В ходе Октябрьской революции I Съезд Советов берет власть в свои руки и провозглашает Россию республикой.

11. Гражданскую войну разделяют на три периода: 1917-1918 гг. (борьба за установление Советской власти), 1919-1920 гг. (период демократической контрреволюции) и 1920-1922 гг. (завершающий период).

12. В 1922 г. в нашей стране происходят такие важнейшие события, как окончание гражданской войны, принятие новой конституции, переход к НЭП и образование СССР.

 

 

Примеры методических советов для преподавателей

 

1. Предмет отечественной истории.

2. Формационная теория развития общества.

3. Глобально-цивилизационный подход к исследованию истории.

4. Структура общества.

5. Локально-цивилизационный (культурно-исторический) подход к истории и проблема специфики древнерусской цивилизации.

Данная тема открывает гуманитарный цикл, и от ее усвоения в известной степени зависит успех преподавания всех гуманитарных дисциплин. На ее изучение отводится 2 часа лекций и 2 часа семинаров. Форма лекции – классическая лекция с проблемными вопросами. Первый семинар целесообразно провести в классической форме (объяснительно-иллюстративный метод; опрос), хотя ее можно дополнить элементами эвристической беседы. С учетом крайне слабой довузовской подготовки абитуриентов последних лет, а также значительного объема материала по методологии истории в тестах федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (См. подробнее: www.fepo.ru) мы рекомендуем в наименее подготовленных группах увеличить работу по данной теме на семинаре до 3-4 часов. Уровень довузовской подготовки и степень усвоения лекционного материала легко проверить с помощью экспресс-теста.

Найдите три правильных ответа из приведенных ниже

1. Общество, как правило, разделяют на следующие сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

2. Классы – это большие группы людей, такие как: этнос, народность, крестьянство, буржуазия, интеллигенция и др.

3. К. Маркс выделял следующие формации: первобытная, восточная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

4. В марксизме выделяются следующие формации: первобытная, восточная, западная (феодальная), капиталистическая и коммунистическая.

5. В центре теории модернизации находится проблема перехода от индустриального к информационному обществу.

6. Во всемирной истории можно выделить следующие глобальные цивилизации: первобытная, традиционная, индустриальная, постиндустриальная.

7. При анализе социальной сферы рассматриваются семейные, классовые, политические, национальные отношения.

8. К основным признакам цивилизации относятся: классы, государство, религия и искусство.

9. Н.Я. Данилевский выделял египетский, иранский, индийский, китайский, германо-романский, славянский и другие культурно-исторические типы.

(Правильные ответы: 1, 3, 9)

1 вопрос. При его изучении на лекции необходимо показать роль и место курса истории Отечества в системе гуманитарной подготовки специалиста-медика и отличие данного курса от аналогичного школьного. Это отличие заключается в переходе от эмпирического к теоретическому уровню знаний, от описания событий к их объяснению и пониманию. Важно подчеркнуть многомерность, нелинейность, альтернативность исторического процесса. Удачным образом, отражающим объемность (нелинейность) истории может служить модель «развития по спирали», предложенная Г. Гегелем.

2 вопрос. При рассмотрении второго и третьего вопросов центральной проблемой является соотношение между формационным и глобально-цивилизационным подходами к истории. Говоря о марксизме, следует перечислить формации (первобытная, восточная, рабовладельческая феодальная, капиталистическая, коммунистическая) и отметить, что в основе такого разделения истории лежат типы материальных (производственных) отношений. Обращение к экономике является главной заслугой К. Маркса. В то же время увлечение экономической проблематикой в марксизме приводит к известной однобокости понимания истории как истории экономической.

 

3 вопрос. Главным преимуществом цивилизационного подхода по сравнению с формационной теорией можно считать рассмотрение всех сфер общественной жизни в комплексе. Главным недостатком данного подхода является обилие определений цивилизации. Для начала студентам достаточно усвоить, что в наиболее общем виде цивилизацию можно определить как «высокоразвитое общество, в котором есть государственность, города и письменность». Такая трактовка подходит к обеим разновидностям цивилизационного похода – глобальной и локальной.

На семинаре необходимо убедиться в том, что студенты четко знают основные глобальные типы общества и имеют представление о следующих понятиях: дикость, варварство, аграрная революция, модернизация, НТР, постиндустриальное общество. Из персоналий можно упомянуть авторов концепции постиндустриализма – Д. Белла и А. Тоффлера. Изучение глобально-цивилизационного подхода на семинаре можно сопроводить составлением на доске следующей схемы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.