Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетингового контроллинга




Главным этапом процесса планирования является обоснование маркетинговых целей и выработка маркетинговой стратегии. Маркетинговые цели всегда представляют собой некую точку сопряжения между товарами и рынками; маркетинговая стратегия - это методы, с помощью которых можно достигнуть маркетинговых целей при располагаемых ресурсах.

 

5.1. Сегментирование рынка

Выше было дано определение рынка как совокупности существующих и потенциальных покупателей, которые приобретают товары для удовлетворения своих потребностей.

Однако часто в жизни покупатели могут не быть непосредственными потребителями товаров, которые они покупают. Например, хозяйка дома может покупать товары для членов своей семьи. Она может ими не пользоваться, поскольку они предназначены для удовлетворения потребностей других членов семьи, т. е. последние являются фактическими потребителями, а она покупателем (поэтому не всегда «купленное» соответствует их реальным потребностям). Вариантов аналогичных ситуаций много. Конечно, в маркетинговом анализе должны изучаться потребности конечных потребителей, т.е. в данном случае потребности членов семьи. Для простоты анализа будем считать их и покупателями.

Предприниматели знают, что покупатели существенно отличаются друг от друга, прежде всего по своим потребностям. В качестве примера рассмотрим предприятия, занимающиеся строительством и продажами различных типов домов и других строительных сооружений. Кто будет покупателями на «рынке домов и строительных сооружений».

Это могут быть государственные организации, военные организации, промышленные предприятия, агентства по недвижимости, население и т.д. Всё это - различные сегменты рынка домов и строительных сооружений. У покупателей каждого из сегментов есть свои требования и желания, которые строителям придётся удовлетворять различными способами.

Так, государственным организациям требуются современные многоквартирные дома со всеми удобствами для удовлетворения жилищных нужд населения, а также здания и сооружения для размещения различных управленческих и вспомогательных организаций и служб. Армии нужны простые, сборные, легко возводимые и разбираемые сооружения, склады, ангары, всевозможные хранилища. Промышленникам нужны промышленные здания и сооружения большой площади для размещения различного технологического оборудования, управленческого персонала, а так же большие складские помещения. Агентству по недвижимости с целью последующей реализации понадобятся элитные квартиры и дома, виллы и коттеджи. Населению нужны удобные и приемлемые по условиям приобретения квартиры, а также недорогие дачные дома и вспомогательные строения. Таким образом, рынок домов и строительных сооружений очень многообразен. Каждый сегмент рынка состоит из совокупности покупателей со сходными или идентичными потребностями. Например, сегмент рынка, которому нужны временные быстровозводимые и разбираемые сооружения, может включать не только военных потребителей, но и самих строителей.

Следовательно, чтобы определить сегмент рынка предприятие должно, прежде всего, чётко определить потребности и сформировать группу покупателей с одинаковыми или близкими потребностями!

При этом следует оценить, сколько потребителей составляет сегмент рынка, насколько стабильна эта группа покупателей, захотят ли они покупать именно данный товар, предлагаемый на рынке. Важно также определить имеет ли рынок перспективу роста?

В результате, предприятие должно оценить: какой может быть её доля на выбранном рынке и со сколькими сегментами рынка оно может иметь дело?

При этом следует обозначить «границы» выбранного сегмента рынка. Например, рынок телевизоров определённого класса, а не общий рынок телевизоров. Большинство успешно работающих предприятий знают, как важно обоснованно выделить свой сегмент рынка таким образом, чтобы получить относительно большую его долю, даже если сам рынок сравнительно не велик. Это лучше, чем иметь малую долю на сравнительно большом рынке. В теме 2 были рассмотрены признаки сегментирования рынков: географические, демографические, социально-экономические и психографические. Для принятия окончательного решения о выборе сегмента рынка были предложены критерии.

Потребители. Как показывает практика, даже в пределах одного сегмента рынка, покупатели могут существенно различаться друг от друга. Маркетинговые исследования показывают, что обычно около 20% потенциальных покупателей на любом рынке обеспечивают 80% продаж, покупая больше других. Этот факт известен, как закон Парето. Интересно отметить, что если даже пятая часть покупателей после этого уйдёт с рынка, то для оставшегося рынка все равно будет действовать закон Парето.

Чем могут отличаться потенциальные покупатели одного сегмента друг от друга:

- некоторые покупают чаще, чем другие;

- некоторые предпочитают высококачественные товары, несмотря на высокие цены;

- некоторым, наоборот, нужна скидка с цены, или бесплатная доставка купленного товара на дом и т. д.

Только изучив особенности покупателей каждого сегмента, мы сможем производить и продавать им товары, которые лучше всего будут соответствовать их потребностям, предпочтениям и желаниям.

Если предприятие небольшого размера хочет успешно работать на рынке, оно должно стремиться в полной мере удовлетворить запросы потребителей, по крайней мере, на одном из сегментов рынка - то есть поставлять товары или услуги, которые покупатели этого сегмента реально сочтут стоящими для приобретения. Если малое предприятие попытается работать на всём рынке, т. е. делать то же самое, что и крупные предприятия - лидеры рынка, да при этом ещё начнёт конкурировать с ними по цене, это может существенно повлиять на положение дел на предприятии в худшую сторону.

Есть ёщё одна важная причина, в результате которой следует рассматривать рынок состоящим из сегментов: сегментирование позволяет предприятию сосредоточиться на том направлении деятельности, в котором оно способно предложить конкурентоспособные товары или услуги, и более высокого качества, чем у конкурентов. Например, небольшому предприятию, производящему смазочные масла экстра, лучше не пытаться конкурировать с большими компаниями, которые производят машинные масла общего назначения, а сконцентрировать свои усилия на том, в чём оно действительно компетентно, например, на производстве дорогих масел для высокотехнологических производств.

Для оценки показателей рыночных сегментов рекомендуется использовать рассмотренный выше метод «SWOT – анализа». Как отмечалось, он позволяет сравнить сильные и слабые стороны предприятия, а также его возможности и угрожающие факторы на выбранном сегменте рынка. В результате предприятие сможет разработать обоснованную стратегию своего поведения на данном сегменте рынка.

Анализ сегментов рынка рекомендуется проводить по двум направлениям: по поведению покупателей и по характеристикам покупателей, отражающих процесс приобретения ими товаров или услуг.

5.2. Поведение покупателей

При анализе поведения покупателей следует найти обстоятельные ответы на следующие два вопроса:

«какой товар желает купить покупатель?»,

«почему он предпочитает купить именно этот товар?».

Первый вопрос подразумевает интерес покупателей к техническим характеристикам товара, его потребительским свойствам, цене, упаковке, марке товара, изготовителю, местам и методам продажи, способам доставки, возможности выбора, системе оплаты и т.д. Последние характеристики в этом перечне дают представление о привлекательности рынка данного товара.

Второй вопрос связан с мотивами покупки товара. Мотивы покупателя можно классифицировать как рациональные, так и иррациональные. Рациональные мотивы будут определяться потребностью в товаре или услуге, наличием потребного товара или услуги на рынке и необходимой суммы денег для их приобретения. Иррациональные мотивы являются результатом воздействия на покупателя определённого комплекса психографических и социальных факторов. Например, рассмотрим ситуацию, связанную с покупкой нового автомобиля. Допустим, что покупатель солидного возраста желает купить модный автомобиль спортивного типа. При этом в его мозгу могут возникнуть две идеи. Первая (рациональная) - автомобиль нужен ему как средство для быстрого передвижения из одного места в другое. Другая (иррациональная) – «мечта» почувствовать себя моложе, престижнее, внушённая ему имиджем предлагаемого продавцом автомобиля спортивного типа. На окончательное же решение купить автомобиль более скромного вида и менее дорогой могут оказать влияние другие иррациональные факторы: например, боязнь вызвать завистливые чувства у окружающих и знакомых, или показаться слишком претенциозным, или какие-либо другие факторы.

Из этого примера видно, что покупатель всё время оценивает «ПОЛЬЗУ» или «ВЫГОДУ», которую ему может принести приобретаемый им автомобиль. Это: «быстрота передвижения» плюс «престиж». Всё это можно изобразить в виде следующей логической формулы:

«ты можешь купить автомобиль (есть потребность и деньги)» - означает, что:

- «ты сможешь быстро перемещаться из одного места в любое другое», и при этом

- «выглядеть престижным, преуспевающим членом общества».

(Учащимся рекомендуется самостоятельно рассмотреть примеры, связанные с покупкой женской косметики или мужского костюма).

Таким образом, покупатель всегда ищет при покупке товара определённую «выгоду» или «пользу». А если продавцы узнали, какие выгоды он хочет получить, то они смогут наиболее рационально использовать весь комплекс маркетинга: товар, цену, место продажи, продвижение товара на рынок, эффективную работу персонала.

Ключевой фразой в последней формуле является «ОЗНАЧАЕТ, ЧТО». Она как бы трансформирует «ТОВАРЫ» в «ВЫГОДЫ» или «ПОЛЬЗЫ», которые получит покупатель, приобретая их. На конкурентном рынке многие товары имеют одинаковые или похожие характеристики. Поэтому продавец, который сумеет подчеркнуть покупателю наибольшие «выгоды» именно от данного товара, а не только ознакомит его с характеристиками, получает психологическое преимущество над своими конкурентами. Например, в случае с автомобилем продавец при разговоре с покупателем может акцентировать его внимание на следующем:

предлагаемый автомобиль набирает скорость 100 км в час за 5 секунд и может ездить со средней скоростью около 150 км в час. Всё это «означает, что»: Вы очень быстро, по сравнению с другой маркой автомобиля, сможете добираться из дома в любое место назначения, и обратно; кроме того - конечно это - престижный автомобиль, а «это означает, что» в общественном мнении его владелец то же что-то из себя представляет!

Обобщая приведенные рассуждения можно сформировать общую формулу покупки любого товара в следующем виде:


Возможность купить товар (потребность плюс деньги) - «означает, что» - получишь конкретную выгоду или пользу от этого товара плюс удовлетворение чувства самолюбия, престижа, создания хорошего настроения, имиджа, власти и т.п.

 

Словосочетание «означает, что» отражает один из принципов сегментации полезных свойств товаров, которые в свою очередь можно подразделить на три вида:

1. Стандартный набор полезных свойств товара. Здесь, продавцу при продаже товара желательно подчеркнуть каждый выгодной момент, даже самый очевидный. Например, покупателю автомобиля желательно подчеркнуть, что «в нём есть и ручная, и автоматическая коробка передач», а это означает, что Вы сможете ощутить «власть» над автомобилем, переключая передачи вручную, или «расслабиться», доверившись «автоматическому переключению».

2. Набор дополнительных выгод, получаемых от фирмы, продающей данной товар. Здесь упор делается на отношения между клиентами и фирмой. Например, «мы предлагаем услуги по круглосуточной продаже и бесплатной доставке товаров», а это означает, что Вы сможете начать раньше использовать товар для ваших целей и тем самым, например, сэкономить время и деньги. Или, предлагается удобное для покупателя время и место покупки, кредит на покупку с нулевым процентом, покупка в рассрочку, выгодная система послепродажного обслуживания и т.д.

3. Нестандартный набор выгод, получаемых покупателем от использования товара. Здесь следует подробно разъяснять покупателю преимущества дополнительных свойств покупаемого товара перед другими аналогичными или похожими товарами - конкурентами. Например, покупателю подшипников сообщить, что они выпускаются с использованием новейших технологий, а это означает, что они имеют больший срок эксплуатации, в результате чего Вы сможете, например, сократить свои затраты, связанные с их последующей заменой. Часто выигрышным свойством товара является его многофункциональность (например, моющий пылесос).

Как отмечалось ранее к поведенческим признакам потребителей можно отнести следующие факторы: случайность покупки, нуждаемость в товаре, статус постоянного клиента, поиск существенных выгод от приобретения товара, доверие к фирме, готовность потребителя немедленно купить нужный товар, отношение к приобретаемому товару. Эти факторы могут существенно повлиять на процесс покупки товаров.

В книге приводится следующая модель влияния покупательского поведения на принятие потребителем решения о покупке:

 

Побудительные факторы маркетинга: товар, цена, методы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.