Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эндрю Дж. Вайнштейн, доктор медицины 10 страница




Через шесть месяцев после прекращения курса семья Эрика вновь обратилась с просьбой о курсе семейной терапии, и мы назначили им встречу. До начала первого сеанса психотерапевту позвонил Эрик и опять попросил, чтобы для него проводился курс индивидуальной психотерапии, согласованный с курсом семейной терапии. Мы пообещали обсудить это в ходе сеанса. На предшествующей сеансу консультации с группой было решено, что позиция группы будет такой: его желание продолжать индивидуальную психотерапию весьма похвально, поскольку это избавит родителей от многих трудностей, которые могли бы возникнуть у них в ходе семейной терапии; кроме того, пока Эрик будет оставаться пациентом, ни его сестре, ни брату не нужно будет постоянно жить дома, чтобы гарантировать, что с родителями все будет в порядке. Было решено, что психотерапевт продолжит оказывать Эрику поддержку в его продвижении к независимости, предлагая ему делать небольшие шаги в этом направлении.

При ретроспективной оценке мы убеждаемся, что именно в этом и была одна из наших главных ошибок. Психотерапевт поддерживал изменение не той части семьи. Фактически Эрик не мог предпринимать никаких односторонних шагов к изменению, пока родители упорно сохраняли свои прежние бескомпромиссные позиции. Более мудрым решением психотерапевта было бы постоянно бросать вызов отношениям родителей, сосредоточенным вокруг проблемы, связанной с великой материнской традицией. Чувствовала бы мать, что предала бабушку, если бы Эрик ушел из дома до того, как женился? Стала бы она окружать отца еще большей материнской заботой? Как бы отец на это реагировал? Мы также не сумели осознать, что поддержка психотерапевтом возрастающей независимости Эрика будет восприниматься так, будто она приняла сторону отца и выступила против матери, поскольку именно отец неустанно пытался спровадить Эрика из дома. Третья наша ошибка заключалась в том, что мы не смогли предвидеть, что в ходе сеанса Эрик может прибегнуть к насилию как к способу доказать, что ему по-прежнему необходима индивидуальная психотерапия. Мы могли бы предупредить это насилие, если бы группа сумела предсказать возможность такого поворота дела. Возможно, Эрик сделал бы что угодно, только бы не поступать в соответствии с предсказанием группы.

Эти просчеты, а также большая заинтересованность семьи в том, чтобы Эрик оставался пациентом, ускорили взрыв. На следующем сеансе, на котором Фэй не присутствовала, Эрик расценил, что психотерапевт приняла сторону отца, и реагировал на намек о том, что ему следует вырасти и покинуть дом, гневной тирадой, направленной одновременно и против психотерапевта, и против группы, прибегая при этом к грязным ругательствам и угрозам. Психотерапевт заявила, что, в конечном итоге, группа совершенно права — изменение сопряжено с большим страхом. В ответ Эрик обвинил психотерапевта в сговоре с его отцом и предложил им вместе убираться восвояси. После этого Джордж покинул кабинет, заявив, что он уже по горло сыт этим семейством. Родители воспользовались скандалом для того, чтобы утвердить свои позиции. Отец закричал на мать: “Теперь ты убедилась в том, что я тебе говорю уже восемь лет? Ему нужно быть в больнице! Тебе все еще мало? Я потратил свое время, спасибо. Ты можешь стоять на голове, плакать ночи напролет, беситься, не находить себе места. Я сюда больше не приду”. В ответ мать закричала на группу: “Может быть, вы хоть сейчас поверите, что Эрику нужно индивидуальное лечение? Видите, как он болен!” Эрик вернулся из холла, где он поранил руку, изо всей силы стуча в дверь, за которой находилась группа, крича, что он болен, но и его отец тоже болен, но только не хочет в этом сознаться. Они начали драться, и психотерапевту пришлось их разнять и сказать, чтобы они забрали Эрика домой и позвонили, чтобы договориться о следующей встрече, если решат, что она им нужна. Каждый заявлял, что они больше никогда сюда не вернутся.

Мать позвонила через неделю, чтобы извиниться за поведение Эри­ка и попросить направление на курс индивидуальной психотера­пии. Психотерапевт вновь направила ее в амбулаторное отделение гос­питаля, где их уже знали, извиняясь за то, что не учла предупреждения группы относительно последствий изменения. Мать сказала, что после сеанса Эрик совершенно присмирел, и она очень ма­ло его видит, поскольку большую часть времени он проводит вне дома.

Хотя последний сеанс, казалось, и принес временное затишье, Эрик по-прежнему оставался в роли пациента: нам не удалось вывести его из этой роли.

Повторный анализ ошибок поднимает ряд интригующих вопросов, которые затрагивают более широкий спектр проблем, относящихся к психотерапии и изменению. Один их таких вопросов состоит в том, почему те же самые ошибки вызывают серьезные последствия в одних случаях и проходят незамеченными в других, весьма похожих случаях? Многие из так называемых ошибок, описанных в двух приведенных случаях, были в той или иной степени допущены и в других ситуациях: неправильный расчет времени, сбивающие с толку направления врачей, несистемные вмешательства и прочие недосмотры; однако во многих случаях такого рода были получены успешные результаты, несмотря на психотерапевтические казусы. Случай, который рассматривается как провал, открывает в ретроспективе, что ошибки были допущены на каждом повороте. Однако если бы результат терапевтического вмешательства оказался иным, те же самые ошибки не были бы замечены, сочтены незначительными или теоретически оправданы.

Другой возникающий вопрос — о том, в какой момент психотерапевту следует изменить свой подход, если он, по всей видимости, не срабатывает? Поскольку семьи в процессе изменения обычно проходят через целый ряд кризисов, то каким образом психотерапевт может узнать, является ли данный кризис естественной реакцией на процесс или это результат неэффективной психотерапии? Мы провели множество “посмертных” консилиумов в самой середине курса психотерапии, готовые объявить случай провалившимся; спрашивали себя, как виноватые родители, что по­лучилось не так; планировали новую стратегию — и все это только для того, чтобы семья появилась на следующем сеансе с сообщением о потрясающих изменениях. Произошли бы эти изменения, если бы мы преждевременно изменили свой подход?

Однажды мы решили изменить свою тактику, поскольку ни малейших свидетельств прогресса не наблюдалось, однако семья отменила свою следующую встречу, поскольку оба сына, которые находились в состоянии депрессии и дисфункции, работали и не могли прийти на сеанс. Каковы были эти подводные течения изменения, которое потихоньку свершалось, тщательно скрываемое семьей?

В другой раз мы поздравили себя с одной особенно изящной стратегией, уверенные в том, что семья уже больше никогда не будет той, что прежде, однако позднее обнаружили, что они оказались совершенно непроницаемыми для всего нашего артистизма.

Можно предложить какие-то определенные директивы при проведении курса семейной терапии, но в то же время не существует никаких жестких или быстро срабатывающих правил, никаких абсолютов, никаких данностей. Трудно бывает понять многочисленные подводные течения, оказывающие воздействие на семью как изнутри, так и извне их системы; невозможно контролировать случайные события или предсказать реакцию семьи на психотерапевта, терапевтические сообщения или присутствие консультационной группы. Но именно сама эта непредсказуемость и придает бесконечное очарование изучению человеческого поведения и человеческих систем. У вас никогда нет ответов на все вопросы, и вы никогда не можете быть уверены в тех ответах, которые, как вам кажется, у вас есть.

 

ЛИТЕРАТУРА

Bateson, G. Steps to an ecology of mind. New York: Ballantine Books, 1972.

Bateson, G. Our own metaphor: A persona account of a conference on the effects of conscious purpose on human adaptation. New York: Alfred A. Knopf, 1972.

Bloch, D.A. (Ed.). Techniques of family psychotherapy: A primer. New York: Grune & Stratton, 1973.

Bowen, M. Family therapy in clinical practice. New York: Jason Aronson, 1978.

Carter, E., & McGoldrick, M. (Eds.). The family life cycle. New York: Gardner Press, 1980.

Castaneda, C. Journey to Ixtlan. New York: Simon & Schuster, Pocket Book Edition, 1972.

Dicks, H.V. Marital tensions. New York: Basic Books, 1967.

Dell, P. Beyond homeostasis: Toward a concept of coherence. Family Process, 1982, 21, 21—41.

Duhl, F., Duhl, B., & Kantor, D. Learning, space and action in family therapy: A primer of sculpture. In D. Bloch (Ed.), Techniques of family psy­chotherapy. New York: Grune & Stratton, 1973.

Ferreira, A.J. Family myths. In I.M. Cohen (Ed.), Psychiatric research reports 20. Washington, D.C.: American Psychiatrist Association, 1966.

Framo, J. Explorations in marital and family therapy. New York: Spinger, 1982.

Frankl, V. Paradoxical intention: A logotherapeutic techniques. American Journal of Psychotherapy, 1960, 14, 520—535.

Freud, S. Charcot (1983). In Standard edition. London: Hogart Press, 1962.

Haley, J. Strategies of psychotherapy. New York: Grune & Stratton, 1963.

Haley, J. Uncommon therapy. New York: W.W. Norton, 1973.

Haley, J. Problem solving therapy. San Francisco: Jossey-Bass, 1977.

Haley, J. Leaving home. New York: McGraw-Hill, 1980.

Hess, R.D., & Handel, G. Family worlds. Chicago: University of Chicago Press, 1969

Hoffman, L. Foundations of family therapy. New York: Basic Books, 1981.

Keeney, B.P. An aesthetic of change. New York: Guilford Press, 1983.

Madanes, C. Strategic family therapy. San Francisco: Jossey Bass, 1981.

Minuchin, S. Families and family therapy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1974.

Mitllemann, B. Complementary neurotic reactions in intimate relationships. Psychoanalytic Quarterly, 1944, 13.

Mitllemann, B. The concurrent analysis of married couples. Psychoanalytic Quarterly, 1948, 17.

Nadelson, C.C. Marital therapy from a psychoanalytic perspective. In T. Paolino & B. McCrady (Eds.), Marriage and marital therapy. New York: Brunner/Mazel, 1978.

Napier, A., & Whitaker, C. The family crucible. New York: Harper & Row, 1978.

Paolino, T., & McCrady, B. (Eds.) Marriage and marital therapy. New York: Brunner/Mazel, 1978.

Papp, P. Brief therapy with couples groups. In P. Guerin (Ed.), Family therapy, theory and practice. New York: Gardner Press, 1976. (a)

Papp, P. Family choreography. In P. Guerin (Ed.), Family therapy, theory and practice. New York: Gardner Press, 1976. (b)

Papp, P. (Ed.) Family therapy: Full-length case studies. New York: Gardner Press, 1977.

Papp, P. The use of fantasy in a couple group. In M. Andolfi & I. Zwerling (Eds.), Dimensions of family therapy. New York: Guilford Press, 1980.

Papp, P., Silverstein, O., & Carter, E. Family sculpting in preventive work with well families. Family Process, 1973, 12, 197—212.

Reiss, D. Varieties of consensual experience. 1. A theory for relating family interaction to individual thinking. Family Process, 1971, 10, 1—28.

Rohrbaugh, M., Tennen, H., Press, S., & White, L. Compliance, defiance and therapeutic paradox; guidelines for strategic use of paradoxical interventions. American Journal of Orthopsychiatry, 1981, 51, 454—467.

Rohrbaugh, M., Tennen, H., Press, S., White, L., Pickering, R., & Raskin, P. Paradoxical strength in psychotherapy, Paper presented at American Psychological Association meeting, San Francisco, 1977.

Sager, C. Marriage contracts and couple therapy. New York: Brunner/Mazel, 1976.

Satir, V. Peoplemaking, Palo Alto, Calif.: Science & Behavioral Books, 1972.

Selvini Palazzoli, M. Self-starvation. New York: Jason Aronson, 1978.

Selvini Palazzoli, M., Boscolo, L., Cecchin, G., & Prata, G. Paradox and counterparadox. New York: Jason Aronson, 1978.

Selvini Palazzoli, M., Boscolo, L., Cecchin, G., & Prata, G. Hy­pothesizing-circularity-neutrality: Three guidelines for the conductor of the session. Family Process, 1980, 19, 3—12.

Simon, R. Sculpting the family. Family Process, 1972, 2, 49—57.

Sluzki, C. Marital therapy from a systems theory perspective. In T. Paolino & McCrady (Eds.), Marriage and marital therapy. New York: Brunner/Mazel, 1978.

Tomm, K. The Milan approach to family therapy: A tentative report. In D. Freeman et al. (Eds.), Treating families with special needs. Ottawa: Canadian Association of Social Workers, 1982.

Watzlawick, P. How real is real? New York: Random House, 1976.

Watzlawick, P. The language of change. New York: Basic Books, 1978.

Watzlawick, P., Beavin, J., & Jackson, D. Pragmatics of humane com­munications, New York: W.W. Norton, 1967

Watzlawick, P., Weakland, J., & Finch, R. Change: The principles of problem formation and problem resolution. New York: W.W. Norton, 1974

Winch, R.F., Ktones, T., & Ktones, V. The theory of complimentary needs in mate selection. American Sociological Review, 1954, 19.

Wolin, S.J., Benett, L.A., & Noonan, D.L. Ritual myth and family identity. Unpublished manuscript.

Woolf, V. To the Lighthouse. Middlesex, England: Penguin Books, 1964.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Семейная терапия и ее парадоксы. Предисловие А.В. Черникова........................... 5

Предисловие Д.А. Блоха............................................................................................. 7

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 11

 

1. ДИЛЕММА ИЗМЕНЕНИЯ..................................................................................... 16

Что такое система?................................................................................................... 16

Формирование симптома......................................................................................... 19

Дилемма изменения................................................................................................. 21

Система убеждений.................................................................................................. 24

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ........................................................................... 28

Поведенческий уровень........................................................................................... 31

Эмоциональный уровень......................................................................................... 33

Уровень восприятия и формирования идей........................................................... 34

 

3. ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

КУРСА ПСИХОТЕРАПИИ................................................................................... 39

Классификация методов вмешательства................................................................ 41

Прямые вмешательства на основе согласия.......................................................... 44

Парадоксальные вмешательства на основе противодействия.............................. 45

Разработка парадокса............................................................................................... 48

Реверсирование на основе согласия и противодействия....................................... 51

 

4. ОГОВАРИВАНИЕ УСЛОВИЙ ИЗМЕНЕНИЯ.................................................... 60

Оговаривание условий изменения через греческий хор....................................... 60

Оговаривание условий изменения при различном внешнем

оформлении.............................................................................................................. 73

 

5. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ:

ДОЧЬ, КОТОРАЯ СКАЗАЛА “НЕТ”.................................................................... 84

Стадия I. Формирование гипотезы......................................................................... 85

Стадия II. Выработка условий проведения курса терапии.................................... 93

Стадия III. Ввод в действие терапевтического контракта..................................... 96

Стадия IV. Противодействие силам изменения................................................... 100

Стадия V. Противодействие побочным эффектам изменения........................... 101

Стадия VI. Привлечение подсистемы братьев-сестер......................................... 108

Стадия VII. “Нет”, сказанное терапии................................................................... 113

Стадия VIII. Закрепление успеха изменения........................................................ 120

Стадия IX. Предписание ритуала расставания..................................................... 124

Последующее наблюдение..................................................................................... 124

 

6. ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ СТИЛЯ И ФОРМЫ

ВМЕШАТЕЛЬСТВ................................................................................................ 125

Использование сказки............................................................................................ 126

Использование церемонии..................................................................................... 131

Изменение невидимого треугольника.................................................................. 137

 

7. Эндрю Дж. Вайнштейн. ПРИМЕНЕНИЕ ПАРАДОКСА

В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ....................................................................... 144

Первый сеанс.......................................................................................................... 146

Второй сеанс........................................................................................................... 151

Третий сеанс............................................................................................................ 157

Четвертый сеанс...................................................................................................... 159

Пятый сеанс............................................................................................................ 160

 

8. РАБОТА С СУПРУЖЕСКИМИ ПАРАМИ....................................................... 162

Хореография супружеских пар............................................................................. 167

Структура и использование группы...................................................................... 168

Предшедствующие изменению тестирования...................................................... 170

Давид и Голиаф...................................................................................................... 171

Призрак и камень................................................................................................... 180

Опасность в лесу: лиса и сатир............................................................................ 186

Общий итог............................................................................................................. 190

Использование расширенной семьив психотерапии

супружеских пар..................................................................................................... 190

 

9. Джоэл Бергман и Джилиан Уолкер. РАЗБОР СЛУЧАЯ.

АНАТОМИЯ НАСИЛИЯ..................................................................................... 201

Первый сеанс.......................................................................................................... 202

Второй сеанс........................................................................................................... л07

Третий сеанс............................................................................................................ 213

Четвертый сеанс...................................................................................................... 221

Пятый сеанс............................................................................................................ 227

Шестой сеанс........................................................................................................... 236

Девятый сеанс......................................................................................................... 237

Десятый сеанс......................................................................................................... 238

Одиннадцатый сеанс............................................................................................... 240

 

10. ПРОВАЛЫ И ВОЛЧЬИ ЯМЫ........................................................................... 246

Исключение влияния сторонних психотерапевтов............................................ 248

Отсутствующие члены семьи.............................................................................. 250

Золотая нить.......................................................................................................... 251

Великая материнская традиция........................................................................... 260

 

ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................... 273

 

 

Пегги Пэпп

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ И ЕЕ ПАРАДОКСЫ

 

Перевод с английского

В.П. Чурсина

Редактор

А.Б. Фенько

Ответственный за выпуск

И.В. Тепикина

Изд. лиц. № 061747 от 02.11.1992 г.

Уч.-изд. л. 15,2.

 

 

М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 288 с.

103062, Москва, ул. Покровка, д.31, под. 6.

Тел.: (095) 917 8020, 917 8028

www.igisp.ru e-mail: [email protected]

 

ISBN 0-89862-052-Х (USA)

ISBN 5-86375-085-5 (РФ)

 


[1] Жан Мартин Шарко (1825—1893) — французский врач, профессор больницы Сальпетриер в Париже, где Фрейд посещал его занятия. Внес вклад в развитие невропатологии, главным образом, благодаря своим трудам по истериям и гипнозу.

[2] Ольга Сильверштейн, Поль ДеБелл, Джилиан Уолкер, Бетти Ландквист, Ричард Эванс, Пегги Пэпп, и Джоэл Бергман; Линн Хоффман, Анита Моравец, Пегги Пепп, Джефри Росс и Джон Патэн присоединились к группе немного позднее.

[3] Данный раздел является пересмотренной версией публикации “Греческий хор и другие методы парадоксальной психотерапии” (“The Greek Chorus and Other Te­chniques of Paradoxical Therapy”, Family Process, 1980, 19(1), 45—58,) и приводится с разрешения Family Process, Inc.

[4] Леди Баунтифул — богатая леди, персонаж пьесы английского драматурга Джорджа Фарквера (1678—1707) “Уловки кавалеров”. Ее имя стало нарицательным для женщин, славящихся своей щедростью и добротой.

[5] *Б’най Б’рит — международная еврейская организация, образованная в 1843 году в Нью-Йорке. Ее деятельность направлена на социальное, образовательное и культурное процветание евреев и всех членов общества в целом.

[6] Описание группы супружеских пар составлено на основе статьи “Staging Reciprocal Metaphors in a Couple Group” [“Инсценировка взаимных метафор в группе супружеских пар”] Family process, 1982, 453—467, и перепечатывается с разрешения Family process, Inc.

[7] Часть вместо целого (лат.)

 

[8] Пиранделло, Луиджи (1867—1936) — итальянский драматург, романист и поэт; лауреат Нобелевской премии 1934 года.

[9] Пид Пипер (Pied Piper) — герой германского предания, заставлявший людей следовать своему примеру путем лживых или несбыточных посулов.

[10] Джоэл Бергман и Джилиан Уолкер. Старшее отделение, Институт семейной терапии Аккермана, Нью-Йорк.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.