Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимо возникающий аспект жизнедеятельности человека и общества




Религия не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители про­шлого; не самодовлеющее начало — метаобщественное, сверхчеловеческое, надмирное и надисторическое. Религия необходимо возникает в ходе объек­тивного процесса становления человека, общества, человечества и превраща­ется определенный аспект их сущности и существования. Она имеет онтоло­гические основы, включена в контекст всемирной истории и подвержена из­менениям в соответствии с общественными переменами. В религии обнару­живаются внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюде­ния уровни бытия человека и общества, в ней есть адекват­ное.действительное содержание. Но их внутренние связи могут маскиро­ваться, что принципе не есть результат чьего-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой интеллектуальной прими-
тивности; это момент развертывания и обнаружения бытия человека и обще­ства. А потому религия многое о них рассказывает, важно только правильно расшифровать закодированную вней информацию. Предпосылкой существо­вания религии, как и других сфер духовной жизни, является материальное производство, именно оно создает прибавочный продукт, который использу­ется в духовных областях. Но материальные отношения лишь, в конечном счете, обусловливают возникновение, существование и воспроизводство ре­лигии: “экономический редукционизм” не может дать правильного объясне­ния соотношения духовной и материальной областей, в особенности если речь идет о религии. Возникнув, духовная сфера относительно обособляется от материальной, начинает развиваться по собственным законам. Религия не является пассивным, страдательным образованием: она живет своей жизнью, обладает способностью самовоспроизводства, продуцирует идеи, понятия, образы, нормы, ценности, творит и разнообразные материальные объекты. В творческой деятельности человека духовный процесс первичен по отноше­нию и к его идеальным результатам, и к материальным воплощениям. Рели­гия оказывает активное влияние как на экономику, так и на различные об­ласти духовной сферы — политику, право, мораль, искусство, философию и др.

В мировом религиоведении наиболее широко представлена точка зре­ния, согласно которой появление и существование религии связывается пре­жде всего с отношениями несвободы (зависимостью, ограниченностью, гос­подством — подчинением и т. д.), с областью человеческого существования, недоступной управлению, распоряжению, целенаправленному регулирова­нию. Высказывается и другое мнение: религия коренится в свободе человека, в его стремлении к Высшему, Абсолюту. Первая позиция представляется бо­лее предпочтительной. Заметим при этом, что имеются в виду отношения не­свободы, обусловившие генезис религии, а также те, которые в дальнейшей истории служат основой ее существования и развития.

В уже ставшей религиозной системе, внутри ее, человек может пережи­вать и переживает защищенность, освобождение от сковывающих обстоя­тельств, выход за пределы ограниченности. Религия может давать ощущение свободы и прилива сил. Имея своей основой объективные отношения зави­симости, несвободы, ограниченности, она может претворять их внутри себя в переживание устойчивости, защищенности, свободы и мощи. Последние со­стояния возникают как нечто другое, производное от действительно сущест­вующих отношений зависимости, несвободы, а стремление к Высшему, Аб­солюту потому прежде всего и появляется, что наличное бытие человека временно, ограниченно, относительно, эфемерно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.