Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительно-исторический подход




Особенно интенсивно этот метод стал развиваться начиная с эпохи Про­свещения. Началось целенаправленное изучение влияния естественно-гео­графической и социальной среды на формирование общих и отличительных черт исторических культур и, соответственно, их систематический сравни­тельный анализ. Постановка данных вопросов стимулировалась различными факторами - прежде всего расширением исторического горизонта в резуль­тате великих географических открытий. Благодаря им европейцы столкну­лись со множеством неизвестных народов, которые находились на иных сту­пенях общественного развития и имели специфические культуры, верования, обычаи. Таким образом постепенно формировалось понимание общечелове­ческой культуры как некоего результата творчества различных народов.

Происходила дальнейшее накопление эмпирического материала, дела­лись теоретические обобщения. Ценный вклад в историю религии внесли эт­нография и социальная антропология с их пониманием магии, ритуалов, культов. Изучение санскрита, других восточных языков, расшифровка еги­петских иероглифов дали возможность сравнительных исследований грече­ской, месопотамской, египетской, римской и иных религий. Появилась так называемая сравнительная мифология. Этот период был отмечен такими ши­рокоизвестными именами, как М. Рикки, Ж.Лафито, Ш. де Бросс, У. Джонс, Э. Бюрнуф, Ф. Шампольон.

В эпоху Просвещения сложилось представление о единой природе чело­века, его психики. Многочисленные сравнения между европейскими и иными культурами преследовали цель выявить тождественность представителей че­ловеческого рода. Одним из первых эту проблему поднял Ф. Вольтер, меч­тавший об универсальной культуре, эталоном которой было бы стремление человека к знанию. В своих работах "Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов", "Размышление об истории", "Философские письма" и других он углубил и расширил представления о прошлом и настоящем человечества. Вольтер решительно отвергал господствующую концепцию происхождения цивилизации от маленького народа, жившего в Палестине, и указывал на вы­сокую культуру Древнего Египта, включая в мировой исторический процесс индусов, арабов, китайцев, персов. Порывая с европоцентризмом, философ рассматривал Восток не как страшный и варварский мир, но как обитель вы­сокой культуры, мудрости, гуманизма. Исследуя эволюцию религии, Воль­тер, как и многие просветители, пришел к идее создания единой "естествен­ной религии". Хотя все существующие религии непостоянны, изменчивы, ос­тается одна общая "естественная", в которой поклоняются верховному Боже­ству, представляющему собой не что иное, как справедливость. Д. Дидро в своем сочинении "О достаточности естественной религии" придерживался тех же взглядов; их элементы можно обнаружить у П. Бейля и Ш. Монтескье.

Мыслители эпохи Просвещения, с одной стороны, подчеркивали специ­фики исторических эпох, присущих им культур и религий, с другой, - обос­новали единство истории разных народов и стран, стремясь найти в ней об­щее и существенное.

Появление эволюционного метода познания способствовало дальней­шему совершенствованию сравнительно-исторического подхода. Возникло сравнительное языкознание, представители которого - В. Гумбольдт, Ш. Бонне - подчеркивали, что каждый этап существования языка является ре­зультатом его предшествующего развития. При помощи сравнительно-исто­рического метода стало возможным нахождение определенных закономерно­стей формирования языков различных народов. Был поставлен вопрос о так называемом праязыке как основы всех индоевропейских языков, и соответст­венно, предпринята попытка найти общий базис многообразных религиозных верований, обычаев, нравов.

Этнограф Дж. Мак-Леннан одним из первых попытался провести систе­матическое сравнительное изучение первобытных обществ во всемирном масштабе. В своем труде "Примитивный брак. Исследование о происхожде­нии обряда похищения и свадебных церемоний" он показывал, что немного­численность семейных групп, экзогамия, насильственность браков, убийства новорожденных девочек, полиандрия являются взаимосвязанными институ­тами и их изменения подчинены общим законам социального развития. На­пример, установившийся обычай похищения из чужого племени постепенно привел к предубеждению против брака с женщинами своего племени вообще. Так возникла экзогамия (этот термин и термин "эндогамия" введены самим Мак-Леннаном). Для истории религии важна еще одна работа ученого - "О почитании животных и растений", посвященная анализу тотемизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.