Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция, формы, черты




Уровни сознания

Язык религии и диалогичность сознания

Соединение адекватного и неадекватного

Наглядная образность и эмоциональность

Символичность и аллегоричность

Эволюция, формы, черты

План

Религиозное сознание

Лекция 5

Во всех областях духовной жизни систематизирующим выступает соот­ветствующий вид сознания — прежде всего именно он прочерчивает относи­тельную границу каждой из этих областей. Это полностью относится и к ре­лигии,

Религиозное сознание рассматривается не только в философии религии, но и в социологии, психологии, феноменологии, истории религии. В филосо­фии религии оно исследуется под углом зрения его эволюции и форм в кон­тексте развития сознания как высшей, свойственной только человеку духов­ной функции; выявляются черты религиозного сознания, осуществляется гносеологический анализ.

 

Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верова­ний в рамках первобытной мифологии. Исторически первым способом ос­воения мира было мифологическое сознание.

Мифологию образует совокупность мифов, а миф (греч. — речь, слово, рассказ, повествование, сказание, предание) представляет собой духовное воспроизведение действительности в виде сообщения, повествования, персо­нажи и события которого признаются объективно существовавшими или су­ществующими. Мифология возникала стихийно в условиях общинно-родо­вого строя как результат коллективного творчества и осваивала мир в форме наглядно чувственных образов. Обобщение, общее принимает форму инди­видуально-типического. В мифе слитно представлено интеллектуальное, эмоциональное и волевое отношение к миру — осмысление, вчувствование, воление. Мифы находили выражение в изобразительной форме, пении, танце, пантомиме, ритуале.

В мифологии отсутствует осознание отличия человека от внешней при­роды; индивидуальное сознание не вычленено из группового; не различаются Образ и предмет, субъективное и объективное; принципы деятельности не отделены от деятельности; совершающееся в сознании принимается за объ­ективно происходящее. Нерасчлененный коллективизм первобытного обще­ства переносится на природу, природные свойства и связи конструируются по аналогии с действующими лицами, ролями и отношениями в родовой об­щине, путем олицетворения и антропоморфизации. И наоборот — человек, родовые связи предстают в натуроморфном виде (зооморфизм, фитоморфизм и т. д.). Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять ные свойства за данной вещью развита слабо. Недостаточно сформированы логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Указан­ные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет по его свойствам, стадиям развития, нахождению в про­странстве, ракурсам восприятия. Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, предметам природы и людям и т. д.) приписывается одинаковое имя. С этим связаны полисеман­тизм и метафоричность мифологического сознания и языка. Значительное место в мифологическом сознании занимают бинарные оппозиции и их раз­рушение: небо - земля, свет - тьма, правое - левое, мужское женское, жизнь - смерть и пр. Дуальные оппозиции снимаются ходе медиации — замены ис­ходного противопоставления некоторыми производными образованиями с привлечением случайных фактов и конструируемых произвольно, с помо­щью ассоциации отношений. Выраженное в слове содержание мышления приобретает характер непосредственной действительности. Внушающий фактор речи обусловливает неосознанность и неотвратимость передачи и ус­воения мифа. На ранних стадиях развития сознания мифология была единст­венно возможным универсальным способом духовного освоения мира и син­кретически соединяла реалистические знания, художественные образы, рели­гиозные верования, социальные нормы и образцы. В рамках первобытного мифологического комплекса возникали и развивались верования и связанные с ними ритуалы, образовывавшие своеобразную проторелигию. К числу этих верований относят фетишизм, тотемизм, магию, аниматизм, анимизм и др. Фетишизм (порт, feitico — зачарованная вещь) представляет собой веру в на­личие у реальных предметов свойств, в действительности им не присущих, и соответствующее почитание этих предметов. Фетишами становились самые разнообразные природные вещи - камень, кусок дерева, клык зверя и т.д., а впоследствии и искусственно изготовленные предметы; фетиши призваны исцелять, предохранять от врагов, болезней, порчи, помогать на охоте и т.п. Тотемизм (от слова “ототеман” — на языке североамериканских индейцев “род его”) — это вера в существование родства между родом, фратрией, пле­менем и определенным видом животных или растений и вытекающие из этой веры поведение и ритуалы. С тотемизмом связано появление соответствую­щих этнонимов — “род льва”” “племя орла”, “род медведя”- и пр.; Тем са­мым тотемизм задавал признак этнической принадлежности. Магия (греч. mageia— колдовство, чародейство) — вера в наличие каузативной (причи­няющей) связи между определенными реальными действиями людей и неко­торыми событиями, реальными или ирреальными, и вытекающие из этой веры ритуальные процедуры. Виды магии многообразны: производственная, метеорологическая, предохранительная, вредоносная, военная, лечебная, лю­бовная и др. Аниматизм (лат. animatus.— одушевленный) представляет собой веру в единую безличную силу, проявляющуюся в природе, управляющую событиями в ней и влияющую на жизнь человека. В разных регионах и у раз­ных племен представления об этой силе варьируются и, естественно, полу­чают неодинаковое наименование — мана, оренда, вакан и т. д. Анимизм (лат. anima — душа, animus — дух) есть вера в некие духовные феномены — души, духов, заключенные в материальных предметах или существующие отдельно от них.

В ходе социальной дифференциации, по мере разделения труда, станов­ления и эволюции классового общества развивается и сознание, движущееся от невыделения человека из природы к выделению, от невычленения инди­видуального сознания из коллективного к вычленению, от неразделения об­раза и предмета, субъективного и объективного к разделению и т.д. Заверша­ется мифологическая стадия развития сознания, миф перестает быть универ­сальным и единственным способом объяснения действительности. Вместо первоначального — диффузного, синкретического, мифологического — ком­плекса появляются религия, философия, искусство, мораль, политика, право, научные знания.

Одни мифологические сюжеты дают начало народному эпос сказке, дру­гие служат материалом, ассимилируемым религией, искусством и т. д. Од­нако сам по себе миф не исчезает. Механизмы мифологического сознания воспроизводятся и на последующих этапах истории, особенно на обыденном уровне.В условиях позднеродового строя прежде безличные души наделя­ются именами, за ними закрепляются функции определенных видов деятель­ности и управление ими. Складывается полидемонизм (греч. polu — много, daimon — божество, низшее божество, дух), внутри которого постепенно формируется иерархия духов, выделяется приоритетный дух, обычно покро­витель инициации, приобретающий черты племенного бога. Племенные боги были ограниченными по радиусу действия и ограничивали друг друга. Обра­зование племенных союзов вокруг наиболее сильного племени обусловли­вало выдвижение на первый план фигуры бога данного племени. Он стано­вился межплеменным, превращался в главу пантеона, в который на правах подчиненных входили боги других племен. Рождается политеизм (греч. много— бог(teos), буквально — многобожие) — религиозное представление о существовании нескольких или многих богов, проникновение политеизма связано с развитием способности мышления к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений — понятий, сознание получило возмож­ность создавать образы духов и соответственно богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представлений — понятий, сложи­лись фигуры богов, действующих в областей природы и общества. Но и об­раз бога, поле деятельности которого распространялось на несколько сфер действительности, предполагал признание существования других богов, с помощью которых объяснялись иные области реальности. Ныне политеисти­ческими религиями являются буддизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство.

По мере разделения труда, дифференциации общества, формирования народностей, монархических государств развиваются политеистические сис­темы. Складываются супремотеизм (лат. supremus — сверх, над; греч. teos; — бог) — почитание многих богов, при главенстве одного; генотеизм (греч. ev— одно, teos; — бог) — признание существования множества богов, но по­читание одного. У некоторых народов супремотеизм и генотеизм развились в монотеизм (греч. monos;— один, единственный, teos — бог, буквально — од­нобожие) - представление о существовании единственного бога. Монотеизм появляется в результате длительной эволюции верований. Раньше других об­разовывались представления о духах и богах отдельных природных областей и сфер разделения труда; постепенно формировались образы богов, управ­ляющих несколькими секторами природы и общества (видовые и родовые представления — понятия); наконец, складывалась фигура Бога, контроли­рующего все многообразные природные и общественные явления. В ходе ум­ственного развития из многих более или менее ограниченных и ограничи­вающих друг друга богов возникло представление о едином и единственном Боге монотеистических религий. Таковыми являются иудаизм, христианство, ислам, сикхизм.

Многие представители иудео-христианской традиции, а также светского зарубежного и отечественного религиоведения специфическим/главным, оп­ределяющим, всеобщим признаком религиозного сознания считают веру в сверхъестественное, которое характеризуют так: сверхъестественное, по мнению верующих и богословов, — это нечто, не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных зависимостей. Нет ос­нований считать веру в сверхъестественное присущей всем религиям на лю­бой стадии их эволюции, поскольку это не соответствует фактам. На ранних этапах развития сознание еще не было способно сформировать представле­ния и, соответственно, различить естественное и сверхъестественное. Не присуща вера в сверхъестественное и религиозному сознанию в развитых восточных религиях (буддийскому, даосскому и т. д.). Деление на естествен­ное и сверхъестественное разработано в иудео-христианской традиции, но и в христианстве эта дихотомия принимается не всеми мыслителями и, как по­казывают социологические исследования, часто не доходит до обыденного сознания многих верующих.. Не следует полагать, что у религиозного созна­ния есть какой-то только ему присущий признак. Своеобразие этого сознания - в совокупности, комбинации, корреляции и субординации черт, Религиоз­ному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, созданные вообра­жением образы, соединение адекватного действительности содержания с ил­люзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, сильная эмоцио­нальная насыщенность, функционирование посредством языка религии. На­званные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны искусства, ил­люзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т. д. Рассмотрим, как указан­ные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их кор­реляция и субординация в нем. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Нередко вера вообще отождествляется с религи­озной. Однако не всякая вера есть вера религиозная, последняя живет благо­даря.наличию особого феномена в психике человека. Слово “вера” соотносят с лат. veritas — истинность; действительность, сущность; истина, правда; правдивость, откровенность, прямодушие, честность, беспристрастность; а также — с лат. verus; — истинный, на истине или действительности основан­ный; ствителышй, настоящий; неподдельный, непритворный, искренний; на разуме, нравственности основанный, разумный, справедливый; правдивый, заслуживающий доверия, честный. Подобные значения сохраняются в ро­мано-германских языках. Близко к указанным и древнерусское значение слова — верование, правда, присяга, клятва, верность. Вера в кого - что или кому - чему есть особое состояние психики индивида, группы, массы (веря­щих субъектов), выражающееся в твердой убежденности, несомненном дове­рии и надежде. В качестве предметов веры могут выступать: достижение цели в отдельных видах деятельности и смысла жизни вообще, наступление какого-то события, реализация определенного поведения “Я” и других, ис­тинность восприятия, представления, гипотезы, теории и т. д. при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и смысла жизни, о конечном итоге развития событий, о реализации на практике пред­полагаемого поведения и отношений людей, о результатах проверки адекват­ности выдвигаемых гипотез и теорий и т. д. В вере содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, при наличии альтернативы, возможностей направ­ленности “движения” указанных (и других) предметов веры, когда имеется известная степень реальности достижения желаемого. Если поставленная цель достигнута, прогнозируемое событие совершилось, чаемое поведение реализовалось, истинность гипотезы доказана и т. д. или стало ясно, что все это неосуществимо, или результат оказался отрицательным, то вера угасает. Она возникает на основе материальных и духовных интересов, потребностей, мотивов, по поводу тех процессов, событий, идей, других “Я”, которые имеют для людей существенно значимый смысл. Вера представляет собой ценностное отношение к своему предмету, образует сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов, хотя, конечно, чувства играют в ней большую роль. Вера соединяет в себе осознанное и неосознанное, рацио­нальное и иррациональное, элементы “вершинной” и “глубинной” психоло­гии; она тесно связана с интуицией, озарениями. Могут использоваться раз­личные способы обоснования веры, однако в полной мере она рационально не аргументирована и практически, экспериментально не проверена. А во многих случаях субъект веры считает, что она вообще не требует доказатель­ства и проверки. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, дей­ствие человека в соответствии с ней сопровождается риском. Несмотря на это, она выступает важным фактором интеграции индивида, группы, массы, действенным стимулом их решимости и активности. Содержание веры раз­лично в разных областях ее функционирования, связано с предметом кон­кретного действия. Она находит выражение по существу в любой сфере жиз­недеятельности людей: экономической (в успех продажи произведенного продукта), политической (в харизматического политического лидера), моральной (в силу нравственных идеалов, образцов, норм), художественной (в совершение в действительной жизни показываемых на экране событий), научной (в благотворные послед­ствия клонирования человека), религиозной (в чудо), философской (в суше­ствование Мирового Разума) и, конечно, в обыденном существовании. В ис­тории философии и теологии вера рассматривалась и контексте проблем со­отношения ее с разумом (рассудком), знанием, истиной, мнением, сомнением — при различном решении этих проблем. Религиозная вера - это особое со­стояние психики религиозных индивида, групп, общностей (верующих субъ­ектов), выражающееся в феноменах уверенности, почитания, исповеда­ния соответствующих взглядов. В рамках религиозных систем формируются и разрабатываются учения о религиозной вере и ее содержании (в кого — что или кому — чему верить); в разных религиях эти учения приобретают свое­образие. Религиозная вера им основы и предпосылки в отношениях несво­боды и зависимости и в то же время включает стремление превозмочь эти отношения. Она обеспечивает целе- и смыслополагание, имеет для верующих ценностное значение. Религиозная вера соединяет в себе когнитивный, эмо­циональный и волевой элементы, но, как правило, превалирует чувства. Ког­нитивный компонент образуют представления, образы, понятия, вероучи­тельные утверждения, дог ты соответствующей религии: буддизма, христи­анства (православия, католицизма, протестантизма), ислама, иудаизма, инду­изма и т. д. При всем разнообразии содержания когнитивного элемента в раз­ных религиях и конфессиях, в религиозной вере можно делить нечто общее. Она есть вера: а) в объективное существование гипостазированных (греч. wcootamc; — подставка, основание, сущность) существ, атрибутизированных (лат. attribuo — уделять, наделять, давать) свойств и связей, а также образуе­мого этими существами, свойствами, связями мира; б) в возможность обще­ния с гипостазированными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; г) в действительное совершение каких-то событий, о которых рассказывают тексты, в их повторяемость, в наступление ожидае­мого события, в причастность к ним; д) в религиозные авторитеты — отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, бодхисаттв, архатов, церковных иерархов, служителей культа. Религиозная вера оживотворяет весь религиоз­ный комплекс и обусловливает своеобразие процесса трансцендирования в религии, Неосуществляющиеся в эмпирическом существовании людей пере­ходы от ограниченности к неограниченности, от бессилия к мощи, от жизни до к жизни после смерти, от посюсторонности к потусторонности, от несво­боды к освобождению и т. д. с помощью религиозной веры достигаются в плане сознания. В истории религий велись постоянные споры о соотношении веры и разума, веры и знания. Так, в христианской теологии сложились сле­дующие представления о соотношении веры и разума в постижении религи­озных истин: 1) “верую, ибо нелепо” (необоснованно приписывается Тертул­лиану); 2) “верую, чтобы понимать” (Августин Аврелий); 3) “понимаю, чтобы веровать” (П. Абеляр); 4) гармония веры и разума с приоритетом веры (Фома Аквинский); 5) “умное делание” (Симеон Новый Богослов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.