КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция, формы, чертыУровни сознания Язык религии и диалогичность сознания Соединение адекватного и неадекватного Наглядная образность и эмоциональность Символичность и аллегоричность Эволюция, формы, черты План Религиозное сознание Лекция 5 Во всех областях духовной жизни систематизирующим выступает соответствующий вид сознания — прежде всего именно он прочерчивает относительную границу каждой из этих областей. Это полностью относится и к религии, Религиозное сознание рассматривается не только в философии религии, но и в социологии, психологии, феноменологии, истории религии. В философии религии оно исследуется под углом зрения его эволюции и форм в контексте развития сознания как высшей, свойственной только человеку духовной функции; выявляются черты религиозного сознания, осуществляется гносеологический анализ.
Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований в рамках первобытной мифологии. Исторически первым способом освоения мира было мифологическое сознание. Мифологию образует совокупность мифов, а миф (греч. — речь, слово, рассказ, повествование, сказание, предание) представляет собой духовное воспроизведение действительности в виде сообщения, повествования, персонажи и события которого признаются объективно существовавшими или существующими. Мифология возникала стихийно в условиях общинно-родового строя как результат коллективного творчества и осваивала мир в форме наглядно чувственных образов. Обобщение, общее принимает форму индивидуально-типического. В мифе слитно представлено интеллектуальное, эмоциональное и волевое отношение к миру — осмысление, вчувствование, воление. Мифы находили выражение в изобразительной форме, пении, танце, пантомиме, ритуале. В мифологии отсутствует осознание отличия человека от внешней природы; индивидуальное сознание не вычленено из группового; не различаются Образ и предмет, субъективное и объективное; принципы деятельности не отделены от деятельности; совершающееся в сознании принимается за объективно происходящее. Нерасчлененный коллективизм первобытного общества переносится на природу, природные свойства и связи конструируются по аналогии с действующими лицами, ролями и отношениями в родовой общине, путем олицетворения и антропоморфизации. И наоборот — человек, родовые связи предстают в натуроморфном виде (зооморфизм, фитоморфизм и т. д.). Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять ные свойства за данной вещью развита слабо. Недостаточно сформированы логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Указанные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет по его свойствам, стадиям развития, нахождению в пространстве, ракурсам восприятия. Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, предметам природы и людям и т. д.) приписывается одинаковое имя. С этим связаны полисемантизм и метафоричность мифологического сознания и языка. Значительное место в мифологическом сознании занимают бинарные оппозиции и их разрушение: небо - земля, свет - тьма, правое - левое, мужское женское, жизнь - смерть и пр. Дуальные оппозиции снимаются ходе медиации — замены исходного противопоставления некоторыми производными образованиями с привлечением случайных фактов и конструируемых произвольно, с помощью ассоциации отношений. Выраженное в слове содержание мышления приобретает характер непосредственной действительности. Внушающий фактор речи обусловливает неосознанность и неотвратимость передачи и усвоения мифа. На ранних стадиях развития сознания мифология была единственно возможным универсальным способом духовного освоения мира и синкретически соединяла реалистические знания, художественные образы, религиозные верования, социальные нормы и образцы. В рамках первобытного мифологического комплекса возникали и развивались верования и связанные с ними ритуалы, образовывавшие своеобразную проторелигию. К числу этих верований относят фетишизм, тотемизм, магию, аниматизм, анимизм и др. Фетишизм (порт, feitico — зачарованная вещь) представляет собой веру в наличие у реальных предметов свойств, в действительности им не присущих, и соответствующее почитание этих предметов. Фетишами становились самые разнообразные природные вещи - камень, кусок дерева, клык зверя и т.д., а впоследствии и искусственно изготовленные предметы; фетиши призваны исцелять, предохранять от врагов, болезней, порчи, помогать на охоте и т.п. Тотемизм (от слова “ототеман” — на языке североамериканских индейцев “род его”) — это вера в существование родства между родом, фратрией, племенем и определенным видом животных или растений и вытекающие из этой веры поведение и ритуалы. С тотемизмом связано появление соответствующих этнонимов — “род льва”” “племя орла”, “род медведя”- и пр.; Тем самым тотемизм задавал признак этнической принадлежности. Магия (греч. mageia— колдовство, чародейство) — вера в наличие каузативной (причиняющей) связи между определенными реальными действиями людей и некоторыми событиями, реальными или ирреальными, и вытекающие из этой веры ритуальные процедуры. Виды магии многообразны: производственная, метеорологическая, предохранительная, вредоносная, военная, лечебная, любовная и др. Аниматизм (лат. animatus.— одушевленный) представляет собой веру в единую безличную силу, проявляющуюся в природе, управляющую событиями в ней и влияющую на жизнь человека. В разных регионах и у разных племен представления об этой силе варьируются и, естественно, получают неодинаковое наименование — мана, оренда, вакан и т. д. Анимизм (лат. anima — душа, animus — дух) есть вера в некие духовные феномены — души, духов, заключенные в материальных предметах или существующие отдельно от них. В ходе социальной дифференциации, по мере разделения труда, становления и эволюции классового общества развивается и сознание, движущееся от невыделения человека из природы к выделению, от невычленения индивидуального сознания из коллективного к вычленению, от неразделения образа и предмета, субъективного и объективного к разделению и т.д. Завершается мифологическая стадия развития сознания, миф перестает быть универсальным и единственным способом объяснения действительности. Вместо первоначального — диффузного, синкретического, мифологического — комплекса появляются религия, философия, искусство, мораль, политика, право, научные знания. Одни мифологические сюжеты дают начало народному эпос сказке, другие служат материалом, ассимилируемым религией, искусством и т. д. Однако сам по себе миф не исчезает. Механизмы мифологического сознания воспроизводятся и на последующих этапах истории, особенно на обыденном уровне.В условиях позднеродового строя прежде безличные души наделяются именами, за ними закрепляются функции определенных видов деятельности и управление ими. Складывается полидемонизм (греч. polu — много, daimon — божество, низшее божество, дух), внутри которого постепенно формируется иерархия духов, выделяется приоритетный дух, обычно покровитель инициации, приобретающий черты племенного бога. Племенные боги были ограниченными по радиусу действия и ограничивали друг друга. Образование племенных союзов вокруг наиболее сильного племени обусловливало выдвижение на первый план фигуры бога данного племени. Он становился межплеменным, превращался в главу пантеона, в который на правах подчиненных входили боги других племен. Рождается политеизм (греч. много— бог(teos), буквально — многобожие) — религиозное представление о существовании нескольких или многих богов, проникновение политеизма связано с развитием способности мышления к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений — понятий, сознание получило возможность создавать образы духов и соответственно богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представлений — понятий, сложились фигуры богов, действующих в областей природы и общества. Но и образ бога, поле деятельности которого распространялось на несколько сфер действительности, предполагал признание существования других богов, с помощью которых объяснялись иные области реальности. Ныне политеистическими религиями являются буддизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство. По мере разделения труда, дифференциации общества, формирования народностей, монархических государств развиваются политеистические системы. Складываются супремотеизм (лат. supremus — сверх, над; греч. teos; — бог) — почитание многих богов, при главенстве одного; генотеизм (греч. ev— одно, teos; — бог) — признание существования множества богов, но почитание одного. У некоторых народов супремотеизм и генотеизм развились в монотеизм (греч. monos;— один, единственный, teos — бог, буквально — однобожие) - представление о существовании единственного бога. Монотеизм появляется в результате длительной эволюции верований. Раньше других образовывались представления о духах и богах отдельных природных областей и сфер разделения труда; постепенно формировались образы богов, управляющих несколькими секторами природы и общества (видовые и родовые представления — понятия); наконец, складывалась фигура Бога, контролирующего все многообразные природные и общественные явления. В ходе умственного развития из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов возникло представление о едином и единственном Боге монотеистических религий. Таковыми являются иудаизм, христианство, ислам, сикхизм. Многие представители иудео-христианской традиции, а также светского зарубежного и отечественного религиоведения специфическим/главным, определяющим, всеобщим признаком религиозного сознания считают веру в сверхъестественное, которое характеризуют так: сверхъестественное, по мнению верующих и богословов, — это нечто, не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных зависимостей. Нет оснований считать веру в сверхъестественное присущей всем религиям на любой стадии их эволюции, поскольку это не соответствует фактам. На ранних этапах развития сознание еще не было способно сформировать представления и, соответственно, различить естественное и сверхъестественное. Не присуща вера в сверхъестественное и религиозному сознанию в развитых восточных религиях (буддийскому, даосскому и т. д.). Деление на естественное и сверхъестественное разработано в иудео-христианской традиции, но и в христианстве эта дихотомия принимается не всеми мыслителями и, как показывают социологические исследования, часто не доходит до обыденного сознания многих верующих.. Не следует полагать, что у религиозного сознания есть какой-то только ему присущий признак. Своеобразие этого сознания - в совокупности, комбинации, корреляции и субординации черт, Религиозному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование посредством языка религии. Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т. д. Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их корреляция и субординация в нем. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Нередко вера вообще отождествляется с религиозной. Однако не всякая вера есть вера религиозная, последняя живет благодаря.наличию особого феномена в психике человека. Слово “вера” соотносят с лат. veritas — истинность; действительность, сущность; истина, правда; правдивость, откровенность, прямодушие, честность, беспристрастность; а также — с лат. verus; — истинный, на истине или действительности основанный; ствителышй, настоящий; неподдельный, непритворный, искренний; на разуме, нравственности основанный, разумный, справедливый; правдивый, заслуживающий доверия, честный. Подобные значения сохраняются в романо-германских языках. Близко к указанным и древнерусское значение слова — верование, правда, присяга, клятва, верность. Вера в кого - что или кому - чему есть особое состояние психики индивида, группы, массы (верящих субъектов), выражающееся в твердой убежденности, несомненном доверии и надежде. В качестве предметов веры могут выступать: достижение цели в отдельных видах деятельности и смысла жизни вообще, наступление какого-то события, реализация определенного поведения “Я” и других, истинность восприятия, представления, гипотезы, теории и т. д. при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и смысла жизни, о конечном итоге развития событий, о реализации на практике предполагаемого поведения и отношений людей, о результатах проверки адекватности выдвигаемых гипотез и теорий и т. д. В вере содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, при наличии альтернативы, возможностей направленности “движения” указанных (и других) предметов веры, когда имеется известная степень реальности достижения желаемого. Если поставленная цель достигнута, прогнозируемое событие совершилось, чаемое поведение реализовалось, истинность гипотезы доказана и т. д. или стало ясно, что все это неосуществимо, или результат оказался отрицательным, то вера угасает. Она возникает на основе материальных и духовных интересов, потребностей, мотивов, по поводу тех процессов, событий, идей, других “Я”, которые имеют для людей существенно значимый смысл. Вера представляет собой ценностное отношение к своему предмету, образует сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов, хотя, конечно, чувства играют в ней большую роль. Вера соединяет в себе осознанное и неосознанное, рациональное и иррациональное, элементы “вершинной” и “глубинной” психологии; она тесно связана с интуицией, озарениями. Могут использоваться различные способы обоснования веры, однако в полной мере она рационально не аргументирована и практически, экспериментально не проверена. А во многих случаях субъект веры считает, что она вообще не требует доказательства и проверки. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней сопровождается риском. Несмотря на это, она выступает важным фактором интеграции индивида, группы, массы, действенным стимулом их решимости и активности. Содержание веры различно в разных областях ее функционирования, связано с предметом конкретного действия. Она находит выражение по существу в любой сфере жизнедеятельности людей: экономической (в успех продажи произведенного продукта), политической (в харизматического политического лидера), моральной (в силу нравственных идеалов, образцов, норм), художественной (в совершение в действительной жизни показываемых на экране событий), научной (в благотворные последствия клонирования человека), религиозной (в чудо), философской (в сушествование Мирового Разума) и, конечно, в обыденном существовании. В истории философии и теологии вера рассматривалась и контексте проблем соотношения ее с разумом (рассудком), знанием, истиной, мнением, сомнением — при различном решении этих проблем. Религиозная вера - это особое состояние психики религиозных индивида, групп, общностей (верующих субъектов), выражающееся в феноменах уверенности, почитания, исповедания соответствующих взглядов. В рамках религиозных систем формируются и разрабатываются учения о религиозной вере и ее содержании (в кого — что или кому — чему верить); в разных религиях эти учения приобретают своеобразие. Религиозная вера им основы и предпосылки в отношениях несвободы и зависимости и в то же время включает стремление превозмочь эти отношения. Она обеспечивает целе- и смыслополагание, имеет для верующих ценностное значение. Религиозная вера соединяет в себе когнитивный, эмоциональный и волевой элементы, но, как правило, превалирует чувства. Когнитивный компонент образуют представления, образы, понятия, вероучительные утверждения, дог ты соответствующей религии: буддизма, христианства (православия, католицизма, протестантизма), ислама, иудаизма, индуизма и т. д. При всем разнообразии содержания когнитивного элемента в разных религиях и конфессиях, в религиозной вере можно делить нечто общее. Она есть вера: а) в объективное существование гипостазированных (греч. wcootamc; — подставка, основание, сущность) существ, атрибутизированных (лат. attribuo — уделять, наделять, давать) свойств и связей, а также образуемого этими существами, свойствами, связями мира; б) в возможность общения с гипостазированными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; г) в действительное совершение каких-то событий, о которых рассказывают тексты, в их повторяемость, в наступление ожидаемого события, в причастность к ним; д) в религиозные авторитеты — отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, бодхисаттв, архатов, церковных иерархов, служителей культа. Религиозная вера оживотворяет весь религиозный комплекс и обусловливает своеобразие процесса трансцендирования в религии, Неосуществляющиеся в эмпирическом существовании людей переходы от ограниченности к неограниченности, от бессилия к мощи, от жизни до к жизни после смерти, от посюсторонности к потусторонности, от несвободы к освобождению и т. д. с помощью религиозной веры достигаются в плане сознания. В истории религий велись постоянные споры о соотношении веры и разума, веры и знания. Так, в христианской теологии сложились следующие представления о соотношении веры и разума в постижении религиозных истин: 1) “верую, ибо нелепо” (необоснованно приписывается Тертуллиану); 2) “верую, чтобы понимать” (Августин Аврелий); 3) “понимаю, чтобы веровать” (П. Абеляр); 4) гармония веры и разума с приоритетом веры (Фома Аквинский); 5) “умное делание” (Симеон Новый Богослов).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |