Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия религии. Предмет и место в системе знаний




ЛЕКЦИЯ 6

Уровни сознания

Существует два таких уровня — обыденный и концептуальный. Обы­денное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений мис­терий, иллюзий, традиций, стереотипов, установок, привычек, настроений, чувств, влечений, чаяний, направленности воли, которые являются непосред­ственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а фрагментарно — разрозненные представле­ния, взгляды или отдельные узлы таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции, содержание сознания облечено в на­глядно-образные формы. Среди компонентов обыденного сознания можно выделить относительно устойчивые, консервативные и подвижные, дина­мичные; к первым относятся традиции, обычаи, стереотипы и т. п., ко вторым — настроения. Следует подчеркнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные способы передачи представлений, образов мыслей, чувств, иллюзий и т.д., религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.

Религиозное сознание на концептуальном уровне — концептуализиро­ванное сознание — это специально разрабатываемая, систематизируемая со­вокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концеп­ций, продукт профессиональной деятельности мыслителей. В такое сознание входят: 1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, при­роде, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства и т. д., выражающаяся в кон­цепциях различного характера — религиозно-экономических, религиозно-политических, религиозно-правовых, религиозно-этических, религиозно-эс­тетических и т. д. (теология освобождения, теология процесса, теология труда, политические теологии и др.); 3) религиозная философия, находя­щаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христи­анский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеедин­ства и др.). Интегрирующий компонент составляют кредовый концепт, веро­учение, богословие, теология. Богословие (теология), кредовые концепты, ве­роучение базируются на сакральных текстах и в то же время разрабатывают правила их толкования.

 

 

Философия религии не представляла и не представляет собой некоего монообразова­ния, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с рели­гией. Это относится и к проблемам оп­ределения предмета, метода, статуса философии ре­лигии, построения ее со­держания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, ба­зовых фило­софских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, соотношения философии религии и доктринального (кредового) ве­роучительного пласта религий, от предпочтений того или иного мыслителя.

Философия религии представала и предстает в разных видах. Как раз­розненное мно­жество философских высказываний о религии, принадлежа­щих различным философским течениям, философам, культурам. В этом виде философия религии выступает как нечто несистематизированное. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разра­ботанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина не вплетенная в об­щефилософский контекст.

Философию религии можно рассматривать в контексте четырех областей знания: философии, религиоведения, конкретных наук, делающих религию объектом исследова­ния в определенном аспекте, в соотношении с теологией.

Выделение философии религии как специальной пред­метной области философского знания происходит в XVII – XIX вв. благодаря трудам фи­ло­софов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Мар­кса, Ф. Энгельса, Э. Гартмана, тео­лога и историка рели­гии К. Тиле, теолога и философа С. Кьеркегора, философа В. С. Со­ловьева и др.

В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда вы­дающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии об­разуют философские понятия и концепции. Эти кон­цепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под уг­лом зрения методологии какого-либо заданного философского направления – натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, анали­тической философии, философской антропологии, персонализма, не­отомизма и т. д.

От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Ее образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоз­зрения представлений, по­нятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), человеке (антропология), об обществе (социология, историосо­фия), о познании (гносеология и эпистемология), ценностях (аксиология). Ре­лигиозная философия делает объектом рассмотрения и рели­гию, разумеется, на базе своего решения онтологических, антропологических, гносеоло­гиче­ских и других проблем. Значит, правомерно различать внерелигиозную, свет­скую и религиозную философию религии.

В настоящее время в качестве проблемных областей философии ре­лигии можно вы­делить:

1. выявление статуса философии религии в общей системе философ­ских, религиоведче­ских и иных знаний, определение специфики фи­лософского осмысления ре­лигии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т. п. (круг мета­проблем по отношению к самой фило­софии религии);

2. рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого зна­ния, закономерно­стей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине);

3. анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущно­сти религии, нахож­дение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философ­ского определения понятия религии;

4. выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, пла­неты Земля, человече­ства, этноса, отдельного человека и т. д., анализ гносео­логических предпосылок религии;

5. изучение особенностей процессов познания в религиозном созна­нии (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания);

6. исследование религиозного мировоззрения, разных типов и ви­дов, религиозных веро­ваний, понятий, представлений, суждений, высказыва­ний, структур умозаключений, языка религии, теистических учений о Боге, обоснований его бытия и т.д.;

7. выявление содержания и специфики религиозной философии – ре­лигиозной метафи­зики и онтологии, эпистемологии, историософии, антро­пологии, этики и т. д.

В философии религии исходным и главным является:

· анализ религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком ре­лигии;

· изучение религиозных верований (знаний, способов их присвое­ния, индивидуа­ции), суждений (догматов, вероучительных поло­жений), понятий, а также отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в других формах созна­ния.

· Рассмотрение того, как религиозное сознание выражается в прак­тике религиозных людей. – То есть необходимо раскрыть семан­тику естественных и искусствен­ных языков в религии, а также символики культа, религиозного искусства, архитектуры, про­странства и времени.

Обозначенные предметные области входят в современную философию религии. В истории же философия включала и такие знания о религии, кото­рые с современной точки зрения не имели философского статуса – историче­ские, психологические, географиче­ские, лингвистические и пр. Лишь по мере предметного самоопределения философии в целом и философии религии, в частности, удалось сформулировать указанные предметные об­ласти. Что же касается другого рода знаний, то они нашли свое место либо в иных раз­де­лах религиоведения, либо, в различных конкретных науках.

Рассмотрим место философии религии в контексте религиоведческого знания. Суще­ствует точка зрения, согласно которой философия религии должна рассматриваться за пределами религио­ведческого знания. По суще­ству это означает, что, с одной стороны, религиоведение отрывают от филосо­фии, т.е. от философского мировоззрения и методо­логии; освобож­дают религиоведение от философии рели­гии, нередко заменяя ее философ­ской теологией как “религиоведческой” дисциплиной; а с другой стороны, отвергают ре­лигиоведческое содержание самой философии религии. С этим во многом связано пред­ставле­ние о религиоведении как об эмпирической науке. На наш взгляд, философия рели­гии является вполне реле­вантным раз­делом, как философии, так и религиоведения.

Конечно, статус и связи философии религии в философии вообще и в религиоведе­нии неодинаковы: в философии центральными разделами высту­пают метафизика, онтоло­гия, гно­сеология, социальная философия – филосо­фия религии взаимодействует с ними, а также логикой, этикой, эстетикой и другими философскими дисциплинами; в светском религио­ведении филосо­фия религии сама является базовым разделом и связана с социоло­гией, пси­хологией, феноменологией, историей религии. Здесь философия религии со­еди­няет разноуровневые и разноаспектные знания о религии в систему, вы­полняет соответст­вующие методологические функции.

 

Каково место и функции философии религии в ряду конкретных наук?

Если философия представляет собой мировоззрение и методологию, то эти характе­ристики относятся и к философии религии. Однако с сущест­вен­ным уточнением: филосо­фия религии – это одна из специальных философий. Она рассматривает своеобразное сущее в мире – религию – в контексте це­локупного сущего; разрабатывает общие знания об этом сущем в плане “человек – мир”, обеспечивает виде­ние религии в ракурсе пре­дельных изме­рений (аспектов) взаимоотношений человека и мира, в связи конечного и бесконечного. В контексте философского знания в целом фило­софия рели­гии конкрети­зирует идеи метафизики, онтологии, гносеологии, социальной философии и других разде­лов философии применительно к анализу религии и, в свою очередь, дает им знания о своеобразном сущем. Поэтому можно утверждать, что филосо­фия религии по отноше­нию к конкретным наукам, изучающим религию в своем аспекте и с помощью собствен­ных методов, выступает в качестве метатеории и методологии, а также выполняет ми­ровоззренческую функцию.

 

Рассмотрим теперь соотношение философии и теологии. В европей­ской тра­диции оно исторически менялось и понималось по-разному.

Термин “теология” появился в ан­тичной Греции и вначале не нес фило­софской на­грузки, а использовался для обозначения мифологических повест­вований о богах. Слово прилагалось и к поэмам о богах, а авторов этих поэм – Гомера, Гесиода, Орфея – называли теологами. Так же именовали последо­ва­телей Эвгемера из Мессины, которые учили, что боги – это всего лишь обожествленные люди. Аристотель совершил поворот в истолко­вании тер­мина, употребив его для обозна­чения части философии. Он обозначил этим словом “первую философию”, “высшую со­зерцательную науку”. Теоретиче­скую филосо­фию Аристотель разделил на математиче­скую, физическую и теологическую. Последней он отдал приоритет перед первыми двумя. Она – важнейшая по значению, это наука о бы­тии как таковом и о первых началах и при­чинах всего сущего. Это учение о Боге – “пер­вом движущем”, о непод­вижном перводви­гателе, источнике и цели мирового бытия. В дальнейшем смысл термина приобретал раз­личные значения.

Христианство отнеслось к античной философии, в том числе и к тео­логии в аристо­телевском смысле, двойственно. С одной стороны, шло от­торжение античной культуры и философии, защита нового воззрения от язы­ческой критики, с другой, – ос­воение фило­софского наследия античности, его понятий, языка. Но главное – происхо­дило переос­мысление этих поня­тий, идей под углом зрения формировавшегося христиан­ского миро­воззре­ния, христианской догматики. Пересматривались также понятия теоло­гии и фило­софии. В начале учителя церкви под теологией понимали языческое уче­ние о богах. Позднее ею стали считать само Откровение – Священное Писа­ние – слово о Боге и от Бога. Затем к теологии, кроме Священного Писания, Откровения, данного человеку сверхрационально, стали относить рационали­стическое учение о христианских истинах. И только в XI – XIII вв. этот тер­мин закрепился применительно к концептуализированному богословию. Тео­логия была господствующим концептуализированным сознанием средневе­ковья (теология Откровения и естественная теология). Философию стали от­личать от теологии, первая мыслилась как служанка последней, и исследова­ние религии представало как теология религии.

В новое время философия освобождается от диктата теологии. Фило­софия начи­нает понимать себя в качестве высшего вида познания: все должно быть подвергнуто фи­лософ­скому рассмотрению, познанию разумом, в том числе и религия. Такая позиция часто предполагала и критическую ус­тановку по отношению к религии и теологии, дис­танциро­вание от них.

В XX в. многие теологи осознали кризис традиционной теологии, воз­никла потреб­ность призвать на помощь философию. Стали разрабатывать понятия философской тео­логии, философского теизма, философской догма­тики и использовать язык и понятия фи­лософского знания для презентации теологии. Но, тем не менее, теологию ныне вряд ли право­мерно включать в состав светской философии религии, даже если теология высту­пает в форме философ­ского теизма или философской теологии. В случае религиозной фи­лософии религии такое включение воз­можно.

 

Выясним, наконец, из каких источников черпает философия рели­гий исход­ный мате­риал, необходимый для решения стоящих перед ней задач.

Прежде всего, это данные дру­гих разделов философии: метафизики, он­тологии, гно­сеологии, логики, философии языка, философской антрополо­гии, эстетики, этики, фило­софии права, философии политики, фи­лософии науки. Используются и достижения дру­гих разделов религиоведения: социо­ло­гии, психологии, феноменологии, истории, геогра­фии, экологии религии. Привлекаются результаты исследований в конкретных науках. Естествен­ные – физика, химия, биология, космология, астрономия и т. д. дают мате­риал о картине природы; общественные – все­общая история, археология, эт­нология, культуро­логия, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, юриспруденция, политология и др. – обращаются к анализу человека и обще­ства. Нельзя обойтись и без материалов теологии и ее истории в тех рели­гиях, где теология разрабатывается, без доктринальных, кредовых, вероучи­телъных концепций других религий, в которых теология не представ­лена. Весьма “питательны” для филосо­фии религии искусство и художественная лите­ратура в их разнообразных видах – живо­пись, архитектура, музыка, ли­тературные произ­ведения, затрагивающие религиозную те­матику и т. д. Фи­лософия религии черпает также данные из истории философии и прежде всего ис­тории философии религии, ос­мысляя религию как способ освоения человеком мира.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.