Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская феноменология религии




Эта традиция использует методы философской феноменологии философа Э. Гуссерля. Прежде всего, подобный подход предполагает отказ от выстраива­ния феноменологии ре­лигии по образцу точных наук. Для феноменологии ре­лигии очень важным оказалось про­тивопоставление Гуссерлем эпистемоло­гической (лат. episteme – теоретическое зна­ние) и доксической (лат. doxa – верования) сфер. Если посредством эпистемологических ак­тов конституиру­ется теоретическое знание, то благодаря доксическим верованиям кон­сти­туируется “жизненный мир”. Гуссерль возвращал ценность и автономную значимость сфере верований, показывая, что она не может быть поглощена теоретическим знанием. Для этого он применял так называемые трансцен­дентальную и эйдетическую редукции, освобождающие че­ловека от необхо­димости подчинения каким бы то ни было метафизи­ческим предпосылкам и позволяющие ему увидеть идеи, которые конституируют его “жизненный мир”. В нем эмпирические феномены пронизывают логические структуры и последние, казалось бы, зависят от них. Однако, как известно, Гуссерль ис­точником этих структур считал акты неэмпирического трансцендентального “Я”, т. е. и в “жизненном мире” сохраняется противопоставление теоретиче­ского и эмпирического.

В процессе раз­вития “жизненный мир” индивида проходит, по мнению Гус­серля, не­сколько стадий. Пер­воначальная естественная историчность чело­века подчинена мифиче­ски-практической ус­тановке – окружающая действи­тельность воспринимается как мир, в котором домини­руют мифические силы. Важнейшей заботой поэтому является защита и обустройство жизни путем овладения ими. Вторая стадия – рефлексивная историчность – транс­фор­мирует мифически практическое отношение к миру в теоретическое. Тре­тья – ступень абсолютной жизни – характеризуется тем, что человек консти­туирует себя и свой мир на уровне самосознания. В целом концепция Гус­серля разрабатывается как в феноменологи­ческой теологии (например, в тру­дах М. Шелера), так и в феноменологии религии.

М. Элиаде отчасти использовал в своих работах ряд положений философской феномено­логии. Согласно ей, сознание конституирует объект в интенцио­нальном акте, наделяя его смыслом. Для Элиаде – это фундаментальная опе­рация, трансформирующая хаос в Кос­мос, выражением чего и является ряд культовых действий, таких как “освящение про­странства и времени”. В об­щем его концепция представляет синтез положений классиче­ской и фило­софской феноменологии религии, впрочем, следует заметить, что они не про­тивопоставлены друг другу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.