Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молитва и молчание




Пророчество и миф

Священные слово и текст

Священное действие сопровождается священным словом. Его нуминозный характер про­является уже во внешней форме: магическом песнопении, про­изнесении священных слов шепотом и в магическом бормотании, наконец, в архаичном, часто чужом языке, (культо­вом и церковном).

Божественную волю часто изъявляет оракул. Она может толковаться раз­ными способами: с помощью внешних предметов и действий – палочек, кос­тей, стрел, жребия, внутренно­стей животных, наблюдения за полетом птиц или как откровения через жрецов или проро­ков.

Пророческие слова с помощью сравнения и аллегорий становятся нагляд­ными и дости­гают своей вершины в Евангелии, радостной вести о спасении, милости и царстве Божьем. Харизматическая форма возвещения Бога пере­ходит в форму церковной проповеди.

Миф – это “властное слово”, в котором действия и воздействия бога пред­ставлены в виде образного рассказа. Существует множество мифов – теого­нические, космогонические, космологические, антропологические, социоло­гические, объясняющие возникновение культов, о спасении, потустороннем мире, конце света. Религию иногда пытаются деми­фологизировать, что озна­чает радикальное отвергание мифа, но чаще всего его интерпре­тацию. Родст­венна мифу легенда, предметом которой является святой человек в его обще­нии с богом и миром. Мотивы легенд коренятся в действительно необычай­ном религиоз­ном опыте, а самым важным мотивом является чудо. Легенды не привязаны прочно к оп­ределенным группам людей, а переходят из одной религиозной среды в другую. Неисто­рические легенды также являются в оп­ределенном смысле слова важными источниками религиозной истории.

Слова Бога к человеку находят свой отклик в словах человека к Богу – мо­литве. К нуми­нозным празвукам (древнеинд. – от, греч. – io и т.д.) и произне­сению имени бога присое­диняется благословение – позитивное вы­ражение желания и проклятие – негативное вы­ражение желания. Одной из разновидностей проклятия является клятва как условное само-проклинание. В случае неправдивых речей или невыполнения данных обещаний принося­щий клятву сам на себя накликает большие несчастья. Когда благословение, про­клятие или клятва соединяются с именем бога они становятся похожими на молитву. Ма­гический характер исконно присущ христианской исповеди, которая представляет собой элиминацию грехов путем их признания перед богом или человеком. Еще одна форма священных слов предназначается для изгнания демонов: при требовании покинуть чело­века, в которого они всели­лись, свободное построение слов переходит в строго оформлен­ный экзорци­стский ритуал. В отличие от изгоняющего духов молящийся занимает сми­ренную позицию. Он признается высшему существу в своих грехах и умо­ляет о проще­нии; преклоняется перед силой и величием божества: восхваляет его и порожденные им творения; благодарит за милость и просит помощи.

В более развитых формах набожности просьба о внешних благах не допуска­ется или вы­тесняется на периферию молитвы. В центр встает просьба о са­мом Боге и об утверждении его господства в мире. Большое место занимает наполненная любовью мольба обо всем сущем. Например, христианская на­божность больше не рассматривает чтение молитвы как достойный поступок или средство достичь Бога и добиться его расположения, она считает мо­литву даром совершенной Божественной милости, воздействием духа Бога, ко­торый молится в нас: “...ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух хода­тайствует за нас воздыханиями неизреченными”. (Рим. 8:26).

Как пространство, время и число, священное слово становится одним из свойств божест­венной сущности: инд. brahman – жертвенная формула, vac – речь; евр. тетга – слово, иран. – Ahuna vairya – “как наилучший Господь...”, начальные слова основной молитвы маздаизма.

Будучи противоположностью слова, молчание, однако, также является про­явлением свя­тости. Существуют разные виды молчания: магическое, которое скрывает священные формулы от посторонних; культовое, призванное за­щищать действенность священного ритуала; аскетическое, способствующее концентрации духовных сил; молитвенное – оне­мение перед невыразимо­стью божественного; теологическое, отказом от любого вы­сказы­вания о боге пытающееся постичь тайну божественного. Молчание принимает, наконец, облик исконного божества (предбожества), христианский гнозис становится ре­чью, из ко­торой рождается Слово.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.