Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религи­озных индивидов, групп, институтов и организаций




Виды

Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религи­озных индивидов, групп, институтов и организаций. Первая осуществляется во внерелигиозных областях: экономической, производственной, профессио­нально политической, государственной, художественной, научной. Такая деятельность бывает религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать, религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам она внерелигиозна.

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе обще­ственной деятельности. В этой системе выделяют практическую и духовную составляющие. К практической относят материально-производственную, со­циально-политическую, воспитательно-педагогическую, медицинскую, управленческо-административную деятельность. К духовной - познаватель­ную, прогностическую, ценностно-ориентировочную. Есть и такие разновид­ности деятельности, в которых практическое и духовное объединяются в своеобразную целостность. Такова религиозная деятельность.

Существует два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая реализуется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение бого­словских произведений и т. д.

Практическая внекультовая деятельность включает: производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, пре­подавание богословских дисциплин, управленческую деятельность в религи­озных организациях и институтах, пропаганду религиозных взглядов через печать, радио, телевидение и т. д. Как правило, во внекультовую деятель­ность в большей или меньшей мере проникают и элементы культа.

Культ

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus - уход, почитание). Его содержание определяется соответствующими религи­озными представлениями, идеями, догматами. Религиозное сознание пред­стает в культе прежде всего в виде культового текста, которому относится Священное писание, Священное предание, молитвы, псалмы, медитации, песнопения и т. п. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа актуализирует в сознании участников религиозные образы и сюжеты. С точки зрения содержания культ можно охарактеризовать как драматизацию peлигиозного текста. В искусстве (например, театре) воспроизведение худо­жественного текста, каким бы точным и мастерским оно ни было, не устра­няет условность действия. А драматизация текста в религиозном культе свя­зана с верой в реальность и повторяемость описываемых событий, в присут­ствие персонажей повествований, в получение ответа от признаваемых объ­ективными существ и агентов, в партиципацию и идентификацию с ними.

Предметом культовой деятельности становятся различные осознаваемые в форме религиозных представлений, образов внешние объекты и силы, пси­хологические феномены и т. д. Здесь важно иметь в виду, что в ней субъект имеет дело не только с предметной реальностью, но и ее идеализированными формами. К религиозной деятельности в Полной мере относится мысль А. Н. Леонтьева: “Деятельность может казаться беспредметной но научное иссле­дование деятельности необходимо требует oткрытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично — в своем независимом существовании как под-чиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психологического от­ражения его свойства, которое осуществляется в результат деятельности субъекта и иначе осуществиться не может”. В религиозной деятельности в качестве идеализированных форм выступают образы гипостазированных су­ществ, атрибутизированных свойств и связей. Именно в них внешние объ­екты и силы, психические явления становятся предметом культа.

Предметами культа в религиях разных типов, различных религиозных направлениях и конфессиях становились материальные вещи, животные, рас­тения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и т. д. с полагаемыми религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями. Многообразные процессы и явления могут представать в качестве предметов культа и в виде гипостазированных духовных существ — духов, богов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа являются: ритуальные пляски вокруг изобра­жения животных, предметов охоты; заклинания духов, камлания и т. п. (в ре­лигиях на ранних стадиях развития); богослужения, обряды, праздники, мо­литвы, паломниче-ства и т. п. (в развитых религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий инди­вид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, чувства, потребности, стремления, чаяния. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности — художественные, общения и др. Религиозная группа как субъект неоднородна: имеется несколько лиц, осуществляющих управление, — священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец, шаман — и значительное количество остальных, которые действуют как соучаст­ники и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна ве­рующим с высокой степенью религиозной убежденности, хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых действий.

К средствам культовой деятельности причисляют культовые здания (храм, молитвенный дом, мечеть, синагоги), религиозное искусство (архитек­тура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (цер­ковная утварь, священнические облачения) и т. д. Важнейшим средством яв­ляется культовое здание. Попадая в него, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Внимание сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, знаках, произведениях искусства, имеющих религиозные значения и смыслы. Способы культовой деятельности определяются содер­жанием религиозных верований и зависят от средств культа. Складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать; они каса­ются как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, коле­нопреклонение, падение ниц, склонение головы); так и более сложных (жерт­воприношение, обряд, проповедь, мо-литва, богослужение, праздник). Сред­ства и способы культовой деятельности имеют символическое значение.

Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетво­рение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания, в кото­ром воспроизводятся религиозные образы, символы, повествования возбуж­даются соответствующие эмоции, культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состояния подавленности, (беспокойства, неудовлетворенности, душевной дисгармо­нии, скорби, тоски) к состоянию облегчения (успокоенности, удовлетворен­ности, внутренней цельности, радости, прилива сил). В процессе культовой деятельности происходит общение верующих друг с другом, сплочение рели­гиозной группы, удовлетворяются и эстетические потребности. Архитектура и убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов - все это может достав­лять художественное наслаждение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.