Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные традиции доведического периода




Структура комплекса священных текстов индуизма.

Религиозные и философские доктрины брахманизма.

Религиозные представления ведического периода.

Религиозные традиции доведического периода.

Религии древней Индии до возникновения буддизма

Лекция 13

План:

 

Большинство современных жителей Индии – примерно 83%, или более 800 млн. чел. – являются индуистами. Помимо Индии, индуизм распространен и в других странах: большинство населения королевства Непал также исповедуют индуизм, кроме того, индуизм популярен во многих странах юго-восточной Азии, и, наконец, индуизм исповедуется индусами, проживающими в других странах на всех континентах.

Традиционно считается, что индуизм – национальная религия Индии, однако некоторые исследователи индуизма считают его религией, близкой по статусу к мировым религиям. Доводы их весьма убедительны: во-первых, диаспоры инду­сов рассеяны по всему миру, а основу религиозной жизни большинства этих ди­аспор составляют обряды и ритуалы индуизма; во-вторых, в ХХ веке во всем мире возрос интерес к культуре, философии и религии Востока. Вследствие этого поя­вились так называемые “нетрадиционные религии”, основанные на тех или иных религиозных доктринах индуизма, например, “Общество Сознания Кришны” (кришнаиты); в-третьих, индуизм – это сложный комплекс религиозных доктрин, философских школ и ритуальных практик, сложившихся исторически в разное время, и, подчас, взаимно противоречивых и. Поэтому нельзя говорить об инду­изме, как о единой, целостной религиозной системе – в этом его специфика как религии. Кроме того, религиозные традиции индуизма динамично развиваются и в наши дни, увеличивая количество сторонников индуизма во всем мире.

Указанная сложность и противоречивость индуизма не позволяет рассмот­реть здесь историю его становления полностью. В этой лекции мы рассмотрим наиболее важные религиозные доктрины, оказавшие непосредственное влияние на становление первой из общепризнанных мировых религий – буддизма, роди­ной которого также является Индия.

 

 

В истории Индии выделяют несколько периодов. Самый древний из них предположительно охватывал около 40 тысячелетий и закончился примерно в се­редине II тысячелетия до нашей эры. Это был период культуры бронзового века. В ходе археологических раскопок в долинах рек Ганг и Инд были найдены руины древнейших городов, исследования которых показали, что в конце III – начале II тыс. до н.э. на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация. Ее чаще всего называют Хараппской по названию одного из мест раскопок – Ха­раппы, или Индской – по названию реки Инд. Эта цивилизация исторически предшествовала цивилизациям Древнего Египта и Месопотамии. Причины ее ги­бели до сих пор не вполне ясны, предположительно – природная катастрофа (зем­летрясение).

Население индской цивилизации – дравиды – имели религиозные представ­ления, типичные для всех раннеземледельческих культур. Они нашли свое отра­жение в дравидской мифологии. Характерная черта дравидской мифологии – от­сутствие пантеона (от греч. pan – все + theos – бог – совокупность всех богов той или иной религии) и развитых образов богов. В центре ее – представление о жизненной энергии, силе, которая может быть благой – плодородие, процвета­ние, продолжение рода, но может быть и опасной. В связи с человеком эта жиз­ненная сила ярче всего проявляется как священная сила предводителя племени (царя), а также как сексуальная женская энергия.

Мифологические образы дравидов носят зооморфный характер – сочетают в себе черты человека и животного. Один из главнейших персонажей дравидской мифологии – образ богини-матери, изображавшейся на глиняных печатях в виде богини-буйволицы. Богиню-мать, имеющую множество местных имен, считали верховной владычицей, покровительницей плодородия, леса и растительности, но иногда грозной богиней, насылающей болезни и смерть. Богиня-мать часто пред­ставлялась в образах местных богинь – покровительниц селений и домашних оча­гов.

Кроме богини-буйволицы на глиняных печатях встречается изображение многоликого рогатого бога, восседающего на троне, скрестив ноги, как йог. Он, по всей видимости, считался супругом богини-буйволицы. Современные исследо­ватели связывают с этим рогатым и многоликим божеством происхождение од­ного из главных культовых богов современного индуизма – бога Шивы.

На глиняных печатях, наконец, встречается изображение юного божества с копьем в руке. Считается, что это сын Богини-матери и ее многоликого и рогатого супруга-йога, бог охоты, войны и победы Муруган.

К числу объектов поклонения, помимо перечисленных божеств, относились различные природные объекты: водоемы, растения, но, особенно, горы и камни. Камень, один из главных фетишей древнеиндийской религии, и по сей день оста­ется объектом религиозного почитания в сельских районах Индии. Камень симво­лизирует присутствие того или иного божества и, как правило, он помещается на специальных платформах под деревьями. Такой каменный фетиш украшается гирляндами цветов, вокруг него воскуриваются благовония, ему подносится жертвенная пища.

В современном индуизме почитание воды и водных источников не менее ве­лико. Вода считается одним из лучших средств омовения и очищения.

У дравидов существовал и культ животных: змеи ассоциировались с дождем, плодородием и богатством, часто рассматривались в качестве хранителей домаш­него очага; буйволы и коровы и по сей день считаются священными животными для индусов.

Культовую практику религиозной жизни дравидов составляли жертвоприно­шения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.