Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Католицизм




Как и православие, католицизм формировался как специфическое течение христианства в V – X вв. на территории бывшей западной части Римской импе­рии.

На формирование своеобразия католицизма также большое влияние оказали исторически складывавшиеся социально-политические особенности средневеко­вой Европы: быстрое развитие феодализма при отсутствии сильной королевской власти в государствах Италии, привели к росту политического и религиозного влияния римского епископа. Первым епископом Рима был, по преданию, апостол Иисуса Христа – Петр. Постепенно преемники Петра на епископском троне Рима, носившие название «Папы», становятся духовными наставниками и арбитрами всей Западной Европы. В VIII в. римские папы становятся и светскими князьями, получив территорию средней Италии – Романью – где основывают папское госу­дарство, просуществовавшее до 1870 г.

В отличие от православия, католицизм управляется из единого центра – Ва­тикана. Ватикан – город-государство в Риме, во главе которого стоит пожизненно избираемый папа (имеющий очень пышный титул: «епископ Рима, архиепископ и митрополит Римской провинции, примас Италии, патриарх Запада, вселенский понтифик…»). В течение долгого исторического периода – практически все ран­нее средневековье – папы контролировали и светскую власть королей и импера­торов государств Европы, активно вмешиваясь во внутреннюю политику и во многом определяя внешнюю.

Католическое вероучение базируется на Священном Писании (Библии) и Священном Предании (решения 21 Вселенского собора, а также суждения рим­ских пап по церковным и мирским проблемам). Католическая Библия отличается от православной: различие состоит в числе канонических книг Ветхого Завета. Дело в том, что древнееврейский текст Ветхого Завета содержит 39 книг, а пере­вод их на греческий – Септуагинта (по легенде о 70 переводчиках) – 50 книг. Православие считает каноническими 39 книг Ветхого Завета, а оставшиеся 11 считает не «богодуховными», но «душеполезными», а католичество считает ка­ноническими все 50 книг.

Вероучение католицизма включает в христианский Символ веры (Никео-Царьградский) ряд догматов, отрицаемых православием:

V Догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (filioque).

V Помимо общего для христианских течений признания существования рая и ада, католическая церковь сформулировала учение о чистилище — про­межуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суро­вые испытания.

V Догмат о непорочном зачатии самой Девы Марии (а не только Иисуса) и ее телесном вознесении на небо.

V Догмат о непогрешимости папы римского в делах и вопросах веры.

V Существует вера в “запас добрых дел”: церковь накопила достаточно боль­шой запас благодати благодаря заслугам самого Христа и святых. Католицизм утверждает, что после покаяния (исповеди) отпущение грехов священником позволяет человеку снова воссоединиться с Церковью и из­бежать вечного осуждения и страдания после смерти. Однако, отпущение грехов не снимает с человека временной кары за грехи – прижизненной (болезни, лишения и т.д.) или посмертной (муки в чистилище). Так вот этот самый “запас добрых дел” и может предотвратить временную кару за грехи. В средневековье католическая церковь начала практиковать рас­пределение заслуг Христа и святых в виде индульгенций (с лат. “проще­ние”). Постепенно в средневековье процедура раздачи индульгенций об­росла бюрократическими условностями и нередко священнослужители за определенную плату могли выдать специальный сертификат, заверяющий индульгенцию. Эта практика породила массу критики в адрес католиче­ской церкви, и явилось, в частности, мощным толчком течения Реформа­ции в XVI в. В настоящее время практика предоставления индульгенций сохранилась, но она сильно отличается от средневековой: индульгенции не раздаются отдельным людям и не предполагают послушаний, а объяв­ляются папой в определенные дни и приурочиваются к католическим праздникам. Их может получить каждый католик, выполнивший ряд доб­рых дел при соблюдении ряда предписаний. Причем сейчас у каждого ка­толика гораздо больше возможностей свободного выбора этих добрых дел, чем в средневековье.

Католицизм также признает семь христианских таинств, однако на их испол­нение у католицизма и православия разные взгляды:

Крещение: К – проводится троекратным обливанием водой; П – проводится троекратным погружением в воду.

Евхаристия: К – проводится на пресном хлебе; П – на кислом (заквашенном) хлебе.

Миропомазание: К – первое миропомазание совершается в 7-8 лет; П – пер­вое миропомазание совершается сразу после крещения.

Кроме отличий в исполнении таинств, есть различия в культовой практике католицизма и православия:

V Целибат (обет безбрачия) в католицизме распространяется на все духовен­ство – белое и черное (монашество), а в православии – только на черное.

V До II Ватиканского Собора (1962 г.) богослужения в католических церквах осуществлялись только на латыни, а в православных – изначально на на­циональных языках.

V Во время мессы (богослужения) в католическом храме верующие могут си­деть, а во время литургии в православном храме верующие должны сто­ять.

V Крестное знамение в католицизме верующие католики осуществляют ладо­нью, а православные христиане – тремя пальцами (щепотью).

V В католицизме отсутствует почитание икон и культ святых, в православии же, наоборот, культ святых и почитание икон имеют существенное значе­ние.

Особое значение в католицизме придавалось и придается монастырям и мо­нашеству. Монашество в Западной Европе появилось с IV века и было главной ударной силой папства в борьбе с ересями в деле укрепления духовной гегемонии Рима в Западной Европе. Монашество католицизма объединяется в особые ассо­циации – ордена. Наиболее известными из ранних орденов являются: бенедик­тинцы (IV в), цистерцианцы (II в), францисканцы и доминиканцы (XIII в), а также иезуиты (XVI в). В настоящее время существует около 140 монашеских орденов, насчитывающих около 215 тыс. монахов и более 900 тыс. монахинь (наиболее по­читаема из них мать Тереза из ордена Милосердия).

География католицизма: католицизм – господствующая конфессия в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Австрии, Франции, Латинской Америке, Польше, Венгрии, Чехии и Словакии, на Кубе, в Хорватии. На территории Бывшего СССР и СНГ католичество распространено в Литве, Западной Белоруссии, Западной Ук­раине.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.