Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы религиозного преследования




Классификация НРД.

Характеристика НРД.

Механизмы религиозного преследования.

План

1.1. Миф “политическая угроза”.

1.2. “Оргия”.

1.3. “Лживость”.

1.4. “Дурной глаз”.

1.5. “Благожелательный инквизитор”.

3.1. Неохристианство.

3.1.1. Свидетели Иеговы.

3.2. Синтетические религии.

3.2.1. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.

3.2.2. Церковь Единения.

3.3. Экзотические культы.

3.4. Неориентализм.

.

Трудно указать на религиозную группу, которая не подвергалась бы пре­следованиям, или как то не критиковала другие религии. В свое время хри­стиан разыскивала и преследовала верхушка иудаизма. Как только христиане обрели силу, то они обратили карательную силу против иудеев. Католическая церковь искала евреев, ведьм, еретиков и протестантов. Когда настал черед протестантов, то они принялись искать евреев, ведьм и еретиков. Лютер и Кальвин усилили поиск ведьм. Преследование не ограничилось Старым све­том. Например, появление квакеров в Массачусетс в 1650 году было воспри­нято как нашествие неверных. Квакеры верили во “внутренний свет” и в идею того, что человек может лично почувствовать волю Господа. Пуритане считали их еретиками и принимали меры по пресечению их деятельности. В октябре 1656 был издан закон, предусматривавший наказание за сочувствие взглядам кввакеров в виде битья кнутом и 5 фунтов штрафа. В этом же за­коне говорилось о взимании штрафов с капитанов судов, перевозящих кваке­ров. Приток квакеров, однако, не уменьшился, поэтому в 1657 году издается еще более жесткий закон, карающий за квакеризм отрезанием уха, а за воз­вращение в эту группу — “выжиганием железом языка”. В 1858 году гене­ральный суд данной колонии постановил приговаривать к смерти всех при­верженцев квакеризма. Квакеры продолжали прибывать, все тюрьмы были переполнены. Тогда власти решились применить смертную казнь и трое по­следователей были повешены.

Здесь же в городе Салем в Массачусетсе в 1692 году был прецедент пре­следования за колдовство. Группа молодых женщин общалась с рабыней по имени Титуба, которую привезли из Вест-Индии. Титуба считалась знатоком магии. Скоро женщины, которые общались с ней, стали вести себя необычно: кричали, бились в конвульсиях, ползали по земле и лаяли. Трое женщин и Титубу посадили в тюрьму. За колдовство полагалась смерть, а для уличения в нем применялись пытки. Арестованные быстро выдали своих “коллег”. Су­дья выписал 40 ордеров, но, будучи здравомыслящим человеком, отказался оформлять другие. Тогда его объявили колдуном. К концу лета 19 человек было казнено, 7 — приговорены к пожизненному заключению, а один живым завален камнями, за то, что хранил молчание и не раскаялся во время суда. Такими примерами можно наполнить не один десяток томов, причем история эта продолжается. Все это позволяет говорить о том, что в человеческом соз­нании укоренены психологические комплексы. Их можно обозначить как мифы, в смысле неправдоподобной семиотической конструкции. Мифы структурируют реальность для индивида или группы, они помогают прини­мать решения. Мифы, интерпретирующие поведение людей в религиозных группах появляются во все времена, когда к этим группам начинают присое­диняться влиятельные люди или большое количество молодежи.

1.1. Миф “политическая угроза”

В этом мифе осуществляется редукция преследуемой группы до полити­чески опасной клики. Само обоснование преследования базируется на пред­полоагаемой угрозе, которую несут, якобы, религиозные диссиденты для го­сударства, монархии, семье и другим институционализированным ценностям общества. Такие религиозные группы представляются как символ хаоса, бес­порядка. Именно это позволяет обосновывать прследование религиозных меньшинств. Как только делается вывод в отношении опасности кого-либо для государства, следующий шаг состоит в том, чтобы признать, что это и есть основное намерение этой религиозной группы, в этом смысл ее деятель­ности, значит эти группы — просто шпионы. Их религиозные и духовные идеи есть просто прикрытие для незаконной деятельности. Таким образом получается разрешение на преследование этих групп. Так, методисты пред­ставлялись как шпионы, а также англиканская церковь. Даже в Новом завете, Христос обвиняется именно на основании его опасности для римской импе­рии, чтобы затем опереться на императорскую власть в его преследовании. Квакеры и баптисты рассматривались как угроза теократии в Массачусетсе. Никто не интересовался их убеждениями, достаточно было лишь того, что они отказывались снимать шляпы в присутствии правителей и судей.

В XX веке депрограмматор Патрик в США, преследовавший религиоз­ные группы, считал, что они есть происки мировых сил коммунизма, а служба безопасности в СССР была убеждена, что новые религии были за­сланы из США в целях разложения молодежи. Даже сейчас, в одной из теле­визионных передач российский “борец с сектами” показав сюжет о бесплат­ной раздачи обедов в Грозном благотворительной организацией “Харе Кришна Пища Жизни” связал это с активизацией террористической деятель­ности на территории. Таким образом действуют глубинные структуры этого мифотворчества.

1.2.“Оргия”

С точки зрения этой модели мифотворчества диссидентская группа представляется как нравственно неустойчивая. Объектами этого мифотвор­чества становятся особенно группы с высокой степенью экзотеричности. Ночные радения, сексуальные излишества и другие отклонения сопутствуют, якобы, этим группам. Они обвиняются в каннибализме, а также всевозмож­ных формах проявления варварства. Так, о ранних христианах было распро­странено мнение, что они пьют кровь и едят плоть (истоки этого мифа ясны). Среди римлян не было принято целоваться среди родственников. Поэтому христианское троекратное лобызанье воспринималось как кровосмешенье.

О евреях в средневековой Европе говорили, что они похищают и по­едают христианских детей. В России в 1911 году киевского еврея Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве русского мальчика. Дело были инспири­ровано черносотенцами, они пытались доказать, что евреи с помощью хри­стианской крови готовят мацу. Суд присяжных оправдал Бейлиса, хотя и не отверг версию о ритуальном характере убийства. Цель была доказать злокоз­ненность евреев, не осуждая конкретного человека.

В Средние века было распространено гонение на ведьм, одним из обви­нений которых состояло в том, что они вступали в связь с дьяволом.

Когда бы ни соприкасались близко мормоны и не-мормоны, о мормонах распространяются слухи о том, что они делают во время своих тайных вен­чаний в храмах. Да и мало ли мы слышали историй о тайных туннелях, со­единяющих женские и мужские монастыри.

Поскольку наблюдается активное существование этого мифа можно сде­лать предположение о его укорененности в психике индивида. Психоанализ говорит о проекции, экстериоризации страхов и импульсов индивида, кото­рые принято считать неприличными, что приводит к эффекту “козла отпуще­ния” в виде готовых штампов в отношении к религиозным меньшинствам. Так, в официальных источниках Китая специально неправильно записывали иероглифы, передававшее имя Мани, в результате чего оно читалось то как “монахиня-демон”, то просто как “демон” или “злой дух”. Самих манихеев именовали как “вегетарианцев и поклонников злых духов”. Ходили слухи, что демоны помогают манихеям. Рассказывали, что те, кто вступили в секту бедными затем оказывались чудесным образом богатыми. Чиновники расска­зывали, что руководители манихеев занимаются поборами с рядовых членов и за счет этого “богатеют без меры”, поклоняются некоему Правителю демо­нов и Демонической матери. В Китае чиновники докладывали, что руководи­тели манихеев занимаются поборами с рядовых членов и за счет этого "бога­теют без меры"…

1.3. “Лживость”

Этот миф сосредотачивается на том, что религиозная группа неблагона­дежна вследствие ее сознательной нечестности. Религиозная группа объявля­ется неспособной вести диалог в силу этого обстоятельства, т.к. чтобы эти люди не говорили, чему бы ни учили — это будет сознательная фальсифика­ция. И, как гласит структурная компонента этого мифа, такая сознательная фальсификация обосновывается теологией этой группы. Так, в протестант­ских странах долгое время не терпели католиков, т.к. считалось, что они не будут преданы государству, если страной управляет не-католик. То же недо­верие было обращено против евреев, поскольку у них существовал День Прощения, когда можно было освобождаться от данных в течение года обе­щаний.

Пожалуй, наиболее ярким примером этого можно назвать иезуитов, чье имя автоматически вызывает ассоциации с людьми, использующими все средства для достижения своих целей, в том числе и ложь. В настоящее время таким обвинениям подвергались члены церкви Объединения.

Суть этого мифа заключается в том, что он определяет заочное воспри­ятие какой-либо группы, как заведомо лживой и, во-вторых, устанавливает барьер в коммуникации. Возможно предположить, что во всех религиозных группах надутся такие, которые лгут. Когда это происходит в мажоритарных религиозных группах, такое поведение может рассматриваться как исключе­ние, в то время как, если этот поступок совершает человек, принадлежащий к новому религиозному движению, вывод будет, в основном такой, что вся эта группа — лжецы. Часто бывает, что чем больше преследуется определенная религиозная группа, тем более они вынуждены прибегать к утаиванию ин­формации о себе. Таким образом, преследование может заставлять религиоз­ные группы к распространению неправдивой информации о себе. В социоло­гии этот феномен получил название “само-исполняющееся пророчество”.

1.4. “Дурной глаз”

Этот миф использует аллегорию вампира, или ведьмы, якобы способных воздействовать на человека мистическими силами: достаточно вампиру уку­сить в шею другого человека, как он становится вампиром и начинает кусать других людей в шею; достаточно ведьме сглазить другого человека, как он становится сам не свой. Иногда сам Сатана представляется как изначальный источник этой силы. Вера в сверхъестественную способность захватывать ум и сердце другого человека принимает разные формы. Христианские теологи всерьез обсуждали способы изгнания духов из одержимого. Лишь недавно римская католическая церковь приостановила эту практику. На бытовом уровне, значительны страхи о “порче”, “сглазе” и т.п. Вместе с тем, характе­ристика НРД часто повторяет это предубеждение. Какие сегодня предлага­ются объяснения воздействия НРД на индивида? “Зомбирование”, “промывка мозгов”, “психологический терроризм”, “программирование”, “тоталитарная обработка”. Все эти объяснения подразумевают некоторое не просто внера­циональное, но, порой и мистическое воздействие на сознание человека. Сторонники мистификации обращения индивида в НРД отмечают, что с уча­стником НРД происходят психо-эмоциональные изменения. Члены новых религиозных движений находятся "на взлете" первое время, проявляют гипе­рактивность. Родственники могут отмечать, что их близкий человек сам на себя не похож. Вместе с тем, исследование показывает, что изменения с уча­стником НРД мало чем отличаются от описаний преображений "рождённых заново" христиан, обретших веру мусульман, буддистов. В целом, процессы убеждения не очень отличаются от тех процессов, которые имеют место в семье, армии и т.д. Убеждение без физического воздействия широко распро­странено в нашем обществе.

1.5. “Благожелательный инквизитор”

Эта мифологема заключается в том, что возвращение еретика в лоно родной. Среды делается для его блага. Ведьм сжигали и мучили не просто для того, чтобы причинить им страдания. Это делается для того, чтобы обес­печить их спасение, очистить их от греха. Религиозных диссидентов привле­кают к покаянию, чтобы ои вошли в Царство Бога. Все средства для возвра­щения индивида в “нормальное” состояние. Сейчас мы можем воспринимать “спасителей” как людей корыстных или садистов, однако, по-видимому, эти исторические и современные депрограмматоры искренне верили в то, что они действуют во благо своей жертвы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.