Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иудея, ок. 350 г. до Р.Х




Экклезиаст

Книга Иова свидетельствует о брожении умов и жарких спорах, волновавших Израиль, когда мыс­лящие люди пытались найти разрешение жгучих проблем, избегая ссылок на Закон и Священную историю. В напряженной духовной борьбе стал­кивались противоположные точки зрения. Но даже и на этом фоне свободных дискуссий Экклезиаст мог показаться книгой вызывающей.

 

«Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.

Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает...

Все — одна маета, и никто рассказать не умеет, —

Глядят — не пресытятся очи, слушают — не переполнятся уши.

Что было, то и будет, и что творилось, то и творится,

И нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!

А это уже было в веках, что прошли до нас».

(Еккл 1:4-10)

 

Охваченный каким-то жестоким наслажде­нием, вглядывается поэт в картину вечного круго­ворота. Кажется, что он забыл все, о чем возве­щали пророки Израиля. Это мироздание, которое созерцает человек, лишенный света Откровения... В этом мире жизнь теряет смысл и значение.

Главное, что отличает этику Экклезиаста от этики пророков, — это ослабление уз между ре­лигией и нравственностью. Пророки черпали в вере силу для проповеди действенного добра. Че­ловечность и вера были для них неотделимы. Здесь же этой связи столь ясно не ощущается.

У Экклезиаста нет вдохновения, даруемого верой, и ему остается рассчитывать лишь на обыч­ные земные радости.

Но именно тут он терпит самое жестокое по­ражение. Все, что манило и соблазняло его, на поверку оказалось «суетой».

Он построил себе прекрасные дома, посадил виноградники, цветники, сады, среди которых били фонтаны. Он накупил рабов и наложниц, окру­жил себя певцами и певицами. Глаза его день и ночь радовали сокровища.

 

«Ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им,

Ни от какой я радости не удерживал сердце...

Но оглянулся я на дела, что сделали руки мои,

И на труды, над которыми трудился, —

И вот, все — суета и погоня за ветром!»

(Еклл 2:10-11)

 

Этот мрачный припев о суетности лейтмоти­вом проходит через всю книгу.

Представление иудеев о том, что Сущий — все, а человек ничто, приняло у Экклезиаста край­нюю, отрешенно-холодную форму. Бог кажется равнодушным к миру, которому Он предоставил кружиться по предписанным законам без всякой цели. Неизвестно даже, желает ли Он блага своим творениям. Даже когда человек надеется, что есть какой-то нравственный миропорядок, он оши­бается. Нет настоящей награды добрым, да и сама награда в этом мире — что она, как не суета сует?

 

Рис. 132

Антиох IV. Монета

 

Едва ли во всей литературе еще найдется книга с таким безысходным мирочувствием. Без пафоса, спокойно и беспристрастно Проповедник уничтожает все опоры жизни, оставляя людям лишь жалкое подобие надежды. Ведь именно благопо­лучие в этой жизни считалось обещанной Богом наградой. Но если этот единственный дар отрав­лен, — к чему он?

На первый взгляд кажется непостижимым, как могла подобная книга попасть в Библию. Извес­тно, что учители иудейства много спросили, преж­де чем решились дать ей место рядом с творени­ями мудрецов, Пророками и Законом. Тем не менее они это сделали.

Иерусалимский философ поднес людям чашу с горьким напитком, но то был напиток исцеляю­щий. Уверенность в том, что высшее благо огра­ничено земными пределами, была преградой на пути израильской религии. Экклезиаст разрушил это препятствие.

Ценность воды по-настоящему познается в пустыне, жажда вечности пробуждается, когда человек отдает себе отчет о мимолетности земно­го. В этом заключается великий смысл отрица­тельного опыта Экклезиаста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.