Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Италия, ок. 650 г. до Р.Х




Душа и вера римлянина

РИМ, ГРЕКИ И ВОСТОК

Поразительные успехи римлян вызывали восторг и зависть современников. Попытки разгадать сек­рет латинской фортуны в свое время предприни­мали Полибий и Августин, Монтескье и Гегель. Муссолини думал, что сумеет воскресить былое величие Рима, однако жизнь показала тщетность этой мечты. Хотя многие элементы древнеримс-кого духа не умерли, — что-то главное ушло без­возвратно.

Что же представляли собой строители Orbis Romanum, «Римского мира»?

В старину говорили, что у него есть второе, тайное, имя, которое можно найти, прочитав слово Roma по-восточному: справа налево. Тогда оно будет звучать как Amor, Любовь. Дух Рима столь же парадоксален и двойственен, как и все значи­тельные явления мировой культуры. В самом деле, римляне, не обладая религиозным гением, слыли благочестивым народом и гордились этим; Рим в течение трех веков преследовал Церковь, но он же стал одним из всемирных центров хри­стианства. Его цивилизация была еще более светской, чем у греков, однако отцы Церкви счи­тали Рим оплотом веры.

Нераздельность гражданского и религиозно­го духа благотворно сказывалась на нравствен­ной стороне жизни римлян. Их традиционные добродетели: верность, честность, скромность, му­жество, уважение к старшим — повсюду вызыва­ли удивление. Отношение римлян к закону не было чисто светским. Сама приверженность по­рядку вытекала из веры в его высший смысл.

Однако религия, которая питала гражданское и правовое сознание Рима, сама пострадала от засилия римского права.

Формальный долг как главный стимул дей­ствия воцарился у латинян и в области веры, обед­няя и сковывая ее. Предстоя Высшему, человек только выполнял своего рода повинность. Серд­це его при этом оставалось почти безучастным. Римская молитва едва ли даже заслуживает это­го названия; она ограничивалась механическим произнесением формул и предписанными жеста­ми. Цицерон с полным правом говорит, что «вся религия римского народа разделяется на жерт­воприношения и гадания». Ее считали неотъем­лемым элементом гражданского строя. Человек, небрежный в ритуалах, рисковал оказаться в чис­ле врагов государства.

Латинское слово religio означает «связываю»1. Священнодействия связывали людей с богами и между собой. Но эта связь носила формальный характер. Полагали, что, соблюдая до тонкости все церемонии, человек честно выполняет условия договора с высшими силами. В этом римлянин был не меньшим педантом, чем любой иудейский законник. Жизнь его опутывали тысячи запретов и ограничений, освященных древностью. В част­ности, жрец Юпитера не должен был прикасать­ся к лошади, тесту, бобам, не имел права прово­дить вне дома более трех дней, завязывать узлы на одежде и т.д.

 

Рис. 142

Эритрейская Сивилла.

Микеланджело. 1509 г. Фрагмент росписи

 

В общем, без преувеличения можно сказать, что ранняя римская религия представляла собой форму, почти лишенную содержания. Безотчет­ное преклонение перед Божественной Тайной не развилось в подлинную веру, а осталось в зачатке, в ожидании иных времен. Однако ни ритуальное законничество, ни слепая преданность традиции не смогли погасить в римлянах стремления найти нечто более одухотворенное, чем их официальный культ. Это стремление в конце концов обрело свою цель в христианстве. Но прежде чем Еван­гелие пришло к римлянам, они пытались утолить свой духовный голод, обращаясь к верованиям этрусков и эллинов, азиатов и египтян.

______________________________________________________________________

' В традициях латинской грамматики основной гла­гольной формой считается 1-е лицо ед. числа наст. време­ни, а не неопределенная форма, как в русской и других грамматиках.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.