Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт




Железнодорожный транспорт

 

Этот вид транспорта возник еще в XIX веке, но наиболее бурный его рост, технические преобразования и перемены в его роли относятся к ХХ веку.

В целом во всем мире общая протяженность железных дорог составила (тыс. км): в 1860 г. – 107 (в т.ч. в Европе – 52); 1900 г. – 803 (282 – в Европе). В дальнейшем продолжается быстрое создание инфраструктуры – путевого хозяйства и строительство подвижного состава. Железнодорожный транспорт превращается в главный вид наземного транспорта и доминирует на суше до середины ХХ века, после чего положение начинает меняться.

Протяженность железных дорог в мире к 1940 г. достигла 1,3 млн. км, а в 2000 г. она снизилась до 900 тыс. км.

Быстрый рост в 50-70-х гг. объема работы, выполняемой железными дорогами, произошел из-за увеличения расстояний перевозки и благодаря качественным улучшениям транспортной инфраструктуры. Увеличивалась пропускная и провозная способность дорог, повышалась скорость движения поездов, механизировались трудоемкие погрузочно-разгрузочные операции и т.д.

Потеря железными дорогами своих позиций в пользу автомобильного транспорта, который во второй половине ХХ века принял на себя основные перевозки грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, в то время как авиация стала обслуживать большую часть транспортировок пассажиров, ценных грузов и срочной почты на дальние расстояния, обычно объясняется экономическими причинами (снижением цен).

Есть и другая причина. В условиях чрезвычайно быстрого хозяйственного развития в ХХ веке, которое сопровождалось переменами в географии, объемах и структуре грузо- и пассажиропотоков, автомобили смогли предложить более адекватные услуги. Сама сеть железных дорог с их обширным обеспечением жестко и постоянно зафиксирована на определяющих (магистральных) направлениях и весьма ограничена в возможностях их изменения. Лишь к началу XXI века железные дороги стали включаться в совместные транспортные структуры с автомобильным и другими видами транспорта.

Несмотря на мощную конкуренцию с автотранспортом, железные дороги сохраняют определенные преимущества. Среди них:

· высокая пропускная способность железных дорог;

· относительная независимость от погодных условий;

· более низкая по сравнению с другими видами транспорта (кроме трубопроводного) себестоимость перевозок.

 

 

Хотя первые автомобили были сконструированы еще в конце XIX века, развитие этого вида транспорта началось в ХХ веке. При этом в течение многих десятилетий темпы роста были очень высоки, а само внедрение этого транспорта в повседневную жизнь привело ко многим качественным переменам в экономике, социальной сфере, экологии.

В 1900 г. во всем мире насчитывалось всего 6 тыс. автомобилей. В 1950 г. их было уже 62,3 млн., а к началу 60-х гг. – 103 млн. В 1970 г. эксплуатировалось 246,4 млн. машин. В начале 90-х гг. их число возросло еще вдвое. Наконец, на пороге XXI века число грузовых автомашин превысило 140 млн., а легковых – 460 млн.

Первые дороги, предназначенные специально для автотранспорта, были построены в 1923 г. (в Италии и США).

Важной особенностью автомобилей являются их адаптационные возможности в том, что касается, в частности, интеграции в едином процессе перевозки с другими видами транспорта: водным (паромы), железнодорожным (платформы), авиационным (большегрузные самолеты). При этом используется перевозка не только колесной техники, но и контейнеров, а также других видов юнитизированных грузовых мест. Таким образом, автомобильный транспорт вносит крупный вклад в формирование единой мировой транспортной системы.

Быстро развивались автомобильные перевозки в Западной Европе. Грузооборот автоперевозок 15 стран ЕС в последние три десятилетия ХХ века вырос с 412 млрд. т.-км до 1,3 трлн. т.-км. В США грузооборот за этот же период увеличился с 600 млрд. до 1,8 трлн. т.-км.

По грузообороту автотранспорт уступает морскому и железнодорожному, но он имеет ряд преимуществ, связанных прежде всего с:

· возможностями безперегрузочной перевозки товаров «от двери до двери»,

· быстрой доставкой точно в срок,

· обеспечением лучшей по сравнению с другими видами транспорта сохранности груза.

 

К недостаткам автотранспорта можно отнести:

· в несколько раз более высокую себестоимость перевозок, чем на железнодорожном и водном транспорте;

· высокий уровень загрязнения окружающей среды;

· большие энерго- и металлоемкость;

· высокую трудоемкость (на автотранспорте работают 75% всех занятых на транспорте).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.