Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности функционирования ТНК в современных условиях




Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только расширением, но и качественным из­менением организации их деятельности:

· в условиях НТП и жесткой конкуренции глав­ной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель зани­мает сейчас 5-6 место), а обеспечение финансо­вой устойчивости и «максимизация рынка»;

· создание глобальных сетей производства и сбы­та в рамках единой глобальной стратегии компа­нии; для достижения этой цели хозяйственные единицы интегрируют свои усилия в сфереНИОКР, маркетинговых исследований, выпуске новых видов продукции и продвижении их на рынке; при этом, не довольствуясь созданием про­изводства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся специали­зировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;

· расширение масштабов международного разделе­ния труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследователь­ской, сбытовой и т.п. деятельности разбросан­ных по разным частям мира подразделений ком­пании;

· международное производство, создаваемое ими, — не только материальное, но и нематериальное;

· в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтин­говые и т.п. виды услуг, развитие науки;

· стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации ма­териальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по не­которым оценкам, доля обрабатывающей промыш­ленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эф­фективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);

· интенсивное развитие внутрикорпоративной торгов­ли между подразделениями международной ком­пании (она составляет сейчас примерно 1/3 всей мировой торговли);

· вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение раз­рыва в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий и услуг ком­пании независимо от места производства и долж­но соответствовать мировым стандартам);

· разработка, передача и использование техноло­гий преимущественно в рамках замкнутой кор­поративной структуры и одновременно (в целях снижения риска в конкурентной борьбе) создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с други­ми корпорациями (как партнерами, так и конку­рентами);

· диверсификация деятельности международных корпораций по формам (их насчитывается 15). Одновременная работа на различных товарных и финансовых рынках позволяет лучше использовать мобильные ресурсы и повышает эффективность и устойчивость общей воспроизводственной системы. Наиболее эффективными считаются гибридные или комплексные формы внешнеэкономической деятельности: движение товаров, капиталов, тех­нологий, знаний. Все большее распространение в мировой практике получает «лифрэксдинг» (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, ме­неджменте, страховании);

· «сплетение» международных корпораций, при­надлежащих к разным национальным и между­народным центрам и усиление их взаимодействия в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и поглощений;

· стремление приспособиться к трехполюсной мо­дели мира определяет открытие международны­ми корпорациями хотя бы по одному крупному предприятию-координатору деятельности зару­бежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США — Западной Европе — Японии.

 

Итак, современные международные корпорации представляют собой гигантские промышленно- финансовые объединения, интернациональные по сфере своей деятельности, построенные по принципу централизован­ного планирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, про­изводственного и научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие процесс интер­национализации мира, активно использующие объек­тивные тенденции МРТ и способствующие установле­нию новых схем во всемирном разделении труда. 380 крупнейших корпораций сосредоточили в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений.

Формы внедрения ТНК в экономику других стран

 

С созданием собственных международных производственных комп­лексов ТНК получают дополнительные возможности вне­дрения в экономическую структуру других стран.Они могут использовать в своих интересах их природные, производ­ственные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внутрифирменное разделение труда на базе уже имеющих­ся или создаваемых за рубежом узкоспециализированных производств.

Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, которые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и стра­нами, где расположены ее филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся различия в обеспеченности и сто­имости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортизационных отчислений, фирменного, антитрестовского и трудового законодатель­ства, экологических стандартах, квалификации рабочей силы, курсах валют и по многим другим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции.

Формы и методы проникновения ТНК в экономику других стран определяется рядом факторов:

1. Уровень развития экономических связей и острота конкурентной борьбы между национальными ТНК и монополиями страны приложения капитала.

2. Степень концентрации и монополизации экономики в целом и в каждой отдельной отрасли страны инвестирования, а также соотношение сил между национальными ТНК и местными фирмами.

3. Соотношение сил между национальными ТНК и монополиями других стран в стране инвестирования.

 

Постепенное проникновение на рынки других стран состоит из четырех этапов;

1. Коммерческого проникновения и формирования зарубежного торгового аппарата.

2. Финансового проникновения и создания зарубежной финансовой системы.

3. Производственного инвестирования.

4. Налаживания международной кооперации.

1. Коммерческое проникновение, как правило, предшествует производственному инвестированию. Оно особенно характерно при желании освоить рынки стран с высокой степенью монополизации экономики: США, ФРГ, Японии, Великобритании.

Экспорт товаров позволяет иностранным фирмам определить реакцию рынка данной страны на ее продукцию, ознакомиться с деятельностью зарубежных конкурентов, а также завоевать часть местного рынка. Кроме того, он создает меньше риска для монополий, чем непосредственно производственное инвестирование.

Коммерческое проникновение осуществляется в различных формах:

1. Ведение внешнеторговых операций непосредственно материнской компанией.

2. Ведение внешнеторговых операций через посредничество коммерческого агента (агентскую фирму);

3. Учреждение за рубежом торговых представительств, торговых залов и коммерческих филиалов.

Первая и вторая формы в основном присущи небольшим фирмам-экспортерам, а также крупным монополистам на первых этапах проникновения на зарубежный рынок. Третья форма характерна лишь для крупных монополистов.

На стадии формирования своей глобальной структуры крупные ТНК стремятся координировать деятельность зарубежных коммерческих филиалов и агентств из единого центра, создавая с этой целью специализированные международные общества или отделения в материнской компании.

2. Финансовое проникновение. Изыскание монополией источников финансирования зарубежной деятельности может предшествовать коммерческому проникновению на иностранный рынок. Однако в широких масштабах финансовое проникновение, связанное с созданием национальной и активным использованием местной системы кредитных учреждений за рубежом, начинается на этапе производственного инвестирования. Можно выделить три основные формы финансового проникновения:

1. Использование для проведения финансовых операций зарубежных филиалов и отделений национальных банков и других кредитных институтов.

2. Использование местных источников финансирования.

3. Организация собственной зарубежной финансовой сети.

Важное место в кредитовании зарубежных операций и создании сети финансового обслуживания промышленных и торговых монополий занимают страховые компании.Они не только финансируют операции по внешней торговле, но и предоставляют кредиты производственного направления, оказывают услуги в изучении рынка и т.п.

При мобилизации денежных средств для зарубежной деятельности национальные ТНК стремятся как можно шире использовать источники других стран, что способствует ускоренному накоплению капитала и более прочному утверждению фирм на рынках этих стран. Корпорация мобилизует денежные средства: 1) путем установления прямых кредитных связей с местными финансовыми учреждения; 2) путем размещения займов на местном рынке.

Получить возможность пользоваться местными источниками финансирования могут лишь ТНК, занявшие прочное положение в данной стране и имеющие технологическое превосходство в определенной отрасли.

Третья форма финансового проникновения присуща монополиям с широким масштабом международной деятельности. Применяется она на стадии формирования глобальной структуры компаний.На этой стадии учреждаются зарубежные финансовые общества, служащие базой для движения капиталов между филиалами и материнской компанией.

3. Производственное проникновение. Это основной тип более глубокого проникновения монополий на рынки других стран и более прочного их закрепления в иностранной экономике.

Существуют четыре формы производственного проникновения:

1. Простое участие в капитале иностранных компаний, т.е. владение акциями без права контроля. Позволяет приспособиться к специфике зарубежного рынка, установить необходимые связи с местными фирмами, получить доступ к новой технологии, системе организации и управления производством. ТНК используют простое участие в капитале как первый этап на пути завладения контрольным пакетом акций иностранной фирмы.

2. Завладение контрольным пакетом акций иностранных фирм. Это прямые инвестиции.

3. Учреждение совместных предприятий на паритетных началах.Широкопрактикуются в рамках ЕС. Имеет ряд преимуществ, т.к. позволяет за счет кооперации с местными фирмами глубже интегрироваться в зарубежную экономику. Однако паритет долей участия постоянно нарушается, т.к. каждая монополия постоянно стремится к установлению полного контроля над совместным предприятием.

4. Создание собственной производственной единицы (филиала) - это более сложный метод производственного проникновения, который непосредственно связан с экспортом капитала в форме прямых инвестиций.При размещении новых предприятий за рубежом фирмы учитываю ряд факторов:

  • производственный фактор: стоимость рабочей силы, цена земли, снабжение сырьем и т.п.;
  • инвестиционный климат: общее отношение к иностранным инвестициям, действующее законодательство в данной области, налоговая политика, финансово-кредитная система и др.;
  • рыночный фактор: емкость рынка, возможности его освоения, условия обмена между филиалом и материнской компанией и т.д.

Этот метод проникновения применяют обычно фирмы, имеющие технологическое превосходство в какой-либо отрасли производства.

4. Международная кооперация является одной из форм включения компаний в систему МРТ, охватывает сферу обращения, НИОКР, производства и управления. Национальные ТНК заключают соглашения с фирмами других стран об обмене коммерческой информацией, специализации в сбыте определенных видов продукции, совместном использовании торговой сети, создании совместных коммерческих филиалов. Осуществляется научно-техническая и производственная кооперация, например, в атомной энергетике, аэрокосмической промышленности, в области телекоммуникаций. Отношения взаимного сотрудничества между различны­ми ТНК может выражаться в следующих формах.

Международная межфирменная кооперация. Эволюция межфирменной кооперации исторически проходила не­сколько стадий. В начале — середине 70-х годов она пред­ставляла собой преимущественно сотрудничество с парт­нерами из развивающихся стран в добывающей и обра­батывающей отраслях промышленности на основе стандартизованной, устаревающей технологии. С конца 70-х годов международные кооперационные со­глашения все более концентрируются в отраслях высоких технологий и в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности, ориентированных на технологическое обновление.

 

Толчок к ускорению развития международной коопера­ции в 80-е годы дала новая волна НТР. Невозможность в одиночку продвигаться по постоянно расширяющемуся фронту научных исследований, разработок вынуждает даже крупнейшие компании объединяться в альянсы.

Стратегические альянсы — разного рода гибкие межфир­менные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продол­жать соперничество в других сферах.

В качестве конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие, сгруппированныепонескольким основным позициям:

1) ведение технологических разработок (технологи­ческие альянсы) — 37,7% межфирменных коали­ций;

 

2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных альянсов ориенти­руются на достижение экономии на масштабах производства (а не НИОКР, как в случае с тех­нологическими альянсами). При этом фирмы стре­мятся к объединению усилий тех или иных звень­ев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех остальных опера­циях;

 

3) соглашения в области сбыта (7,9%). Главное целе­вое назначение сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конкурен­ции участников, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратеги­ческих рынках.

 

Наряду со стратегическими альянсами в новой западной литературе появляются понятия «стратегические семьи» и «стратегические системы» как формы международного предпринимательства.

Стратегические семьи — это объединения конкурирую­щих между собой партнеров с целью проведения взаи­модополняющей стратегии, от которой зависит их успех на рынке.

Стратегические системы — кооперационные объединения большого числа предприятий различных отраслей (про­изводственных предприятий, торговых фирм, банков) на условиях долгосрочного сотрудничества в целях об­мена важной информацией, персоналом и технологиями. Примеры стратегических семей есть в Японии.

Международные слияния и поглощения. К наиболее за­метным новым явлениям, повлиявшим на структурные характеристики международной конкуренции во второй половине 80-х годов, относится небывалая волна слияний и поглощений с участием ТНК, предпосылками кото­рой были:

 

1) изменения в мировой экономической конъюнк­туре. Рост незагруженных мощностей во многих промышленных отраслях вплоть до начала 80-х годов создал мощное понижательное давление на прибыли ведущих ТНК, обусловив настоятельную необходимость срочной рационализации их произ­водственно-сбытовых структур. Процесс пошел по линии: а) перестройки географической структуры операций; б) рационализации их отраслевого про­филя;

 

2) сдвиги в финансовой сфере, которые привели к созданию новых источников и инструментов фи­нансирования для корпораций, вставших на путь поглощений. Поначалу в поглощениях главным объектом устремле­ний инициаторов были США, далее этот процесс перешел в Европу и Японию.

Контрольные вопросы.

 

  1. Раскройте понятие международного рынка капитала.
  2. Какие активы являются объектами торговли на международном рынке капиталов?
  3. В чём различие между долговыми и долевыми средствами?
  4. Какова структура международного рынка капитала?
  5. В чём заключаются причины миграции капитала?
  6. Охарактеризуйте особенности деятельности на международном рынке капиталов основных его субъектов.
  7. Что такое еврооблигации?
  8. В чём заключаются операции хеджирования на рынке валюты?
  9. В чём сущность валютных спекуляций?
  10. Что такое долговые обязательства и как они классифицируются?
  11. Дайте характеристику основных технических инструментов рынка долговых обязательств.
  12. Что такое титулы собственности и какие ценные бумаги их представляют?
  13. Дайте определение финансовым дериватам. К каким основным активам они могут быть привязаны?
  14. Какие типы контрактов применяются в международной торговле дериватами?
  15. Что представляет собой оффшорное банковское дело?
  16. Дайте определение основных понятий, относящихся к оффшорной торговле валютой.
  17. Что такое портфельные инвестиции и каковы виды ценных бумаг, в которых они осуществляются?
  18. Что такое прямые иностранные инвестиции и что входит в их состав?
  19. В чём заключаются причины прямых инвестиций?
  20. Каковы пути государственной поддержки прямых инвестиций?
  21. Дайте определение международных корпораций. В каких формах они существуют?
  22. Какие этапы в своём развитии прошли транснациональные корпорации.
  23. В чём заключается влияние транснациональных корпораций на мировую экономику?
  24. В чём состоят особенности функционирования транснациональных корпораций в современных условиях?
  25. Дайте характеристику основных форм внедрения транснациональных корпораций в экономику других стран.
  26. Как можно определить основную цель международных валютно-кредитных и финансовых организаций?
  27. Кратко опишите деятельность основных международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.