Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение науки химии




Возникновение современной европейской науки

Поворот от алхимии к “настоящей” химии начался в XVI веке, с возникновением капитализма. В 20-е годы XX века немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) в книге “Протестантская этика и дух капитализма” убедительно доказал, что возникновение капитализма связано напрямую с религиозной революцией, осуществленной Мартином Лютером (1483-1546).

В XVI в. в результате религиозной Реформации начала формироваться “ протестантская этика ” (термин ввел в XX в. М.Вебер) и его эквиваленты (“кальвинистская мораль”, “пуританская трудовая этика”) [[34]]. Согласно нормам такой этики, основными признаками избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Согласно Лютеру, получить меньшую прибыль при возможности большей – значит согрешить перед Богом. Протестантская этика освятила труд и осудила праздность, практическим следствием чего в ряде стран стало суровое законодательство против бродяг, оказавшееся эффективным средством создания рынка дешевой рабочей силы. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из добрых дел, протестантизмом осуждалось – милосердие понималось прежде всего как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Протестантская этика осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду, обучать их читать и понимать Библию. Основными общественными ценностями становились уважение к любому виду полезной людям деятельности, необходимость профессионального совершенствования, честность и обязательность в человеческих отношениях.

Протестантская идеология подарила науке свободу исследований, окончательно разделив Творца и творение. И наука быстро стала самым лучшим обоснованием этой идеологии, потеснив религию в сфере ее общественного приложения.

В 1802 г. великий английский химик и физик Хэмфpи Дэви (1778-1829) оправдал эксплуатацию в теpминах физических понятий: “неpавное pаспpеделение собственности и тpуда, pазличия в pанге и положении внутpи человечества пpедставляют собой источник энеpгии в цивилизованной жизни, ее движущую силу и даже ее истинную душу” [[35]].

 

Наука химия родилась одновременно с первой научной химической теорией – в 1697 году немецкий химик Георг Эрнст Шталь (1659-1734) опубликовал работу “Основания зимотехники или общая теория брожения”, где впервые было изложено учение о флогистоне. Флогистон (jlogiston – от греческого “флогистос” – воспламеняющийся) по мнению Шталя – составная часть всех горючих тел, выделяющаяся при горении или обжиге. Роль воздуха заключалась во “вбирании” флогистона; листья растений “всасывали” флогистон из воздуха, а при горении древесины он снова выделялся. Разумеется, химики давно объясняют причины горения на основании более научной “кислородной” теории, но именно благодаря теории флогистона химия начала бурно развиваться в XVIII веке.

Развитие товарно-денежных отношений в Европе привело к тому, что к XVIII веку алхимия истинных адептов (посвященных) выродилась в погоню за трансмутационным золотом. Появились тысячи “тайных” книг с фантастическими рецептами и десятки тысяч шарлатанов, выдающих известные к тому времени немногим химические реакции (например, вытеснение серебра и меди из растворов их солей железом) за начало Великого Делания. Основным источником доходов таких псевдоалхимиков были деньги, выданные богатыми и жадными покровителями для производства “философского камня”. Содержавший в Берлине алхимическую лабораторию монарх Фридрих II Прусский писал в 1751 году: “Алхимия – это разновидность болезни, которая надолго вызывает помутнение разума, она приходит неожиданно и распространяется как эпидемия.” [[36]] Создатель флогистонной теории Г.Э.Шталь не отрицал принципиальную возможность трансмутации, но отделил алхимию как “златоделие” шарлатанов от серьезных химических исследований, приносящих реальную практическую пользу для медицины и ремесел. Быстрый прогресс реальной “технологической” химии в сочетании с бесчисленными разоблачениями шарлатанов-златоделателей привел к тому, что к середине XIX века алхимия перестала быть массовой “эпидемией”. Наступила эпоха химии-науки.

И наука химия делала такие успехи, что в 1887 г. Бертло написал: “Во Вселенной больше не осталось тайн”. Оставалось всего несколько лет до открытия радиоактивности, элементарных частиц и... трансмутации химических элементов в ходе радиоактивных превращений.

 

Период развития научной химии хорошо описан во многих учебниках. Рекомендую краткое пособие: Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. Пер. с англ. – М.: Мир, 1983. – 187 с.

 

Химия и война [[37],[38]]

Прошедший XX век вполне заслуживает названия “века химии” – за сто лет была создана химическая промышленность, изменившая мир и сделавшая нашу жизнь гораздо более комфортной. Однако следует помнить, что “всемирная химизация” произошла отнюдь не из благородных побуждений. Химия начала бурно развиваться как наука еще в XIX веке в связи с потребностями производства, но прежде всего производства военного. Именно перспектива военного применения научных достижений обеспечивала ученым устойчивое государственное (“казенное”) финансирование и саму возможность заниматься любимым делом.

В начале XX века правительства развитых государств (в первую очередь Германии) предоставили ученым-химикам все необходимое для создания нового страшного оружия [[39]].

В результате авторами химического оружия массового уничтожения оказались, как это ни печально признать, не генералы, а выдающиеся ученые-химики. Первым предложил использовать хлор в широких масштабах как боевое отравляющее вещество профессор Берлинского университета Вальтер Фридрих Герман Нернст (1864-1941, Нобелевская премия по химии 1920 года). Полевые опыты проводил профессор Фриц Габер (1868-1934, Нобелевская премия по химии 1918 года) [[40];[41],[42]].

22 апреля 1915 года при благоприятном направлении ветра немецкие войска выпустили из баллонов за 5 минут около 180 т хлора. На участке фронта шириной 6 км в долине реки Ипр было поражено около 15 тысяч человек, из них сразу погибли 5 тысяч. Англо-французский фронт был на этом участке уничтожен. Немецкое командование, не верившее расчетам Габера, не ожидало такого страшного эффекта и не использовало реальный шанс победы в сражении.

С этого дня – "черного дня химии" – началось бурное развитие химии отравляющих веществ. Всего за первую мировую войну произведено 180 тысяч тонн разнообразных ОВ, из которых применено около 125 тысяч тонн. На фронтах испытаны не менее 40 различных веществ. Русская армия первой применила сульфурилхлорид (июль 1916 г.) и хлорпикрин (сентябрь 1916 г.) [[43]]. По официальным данным, за годы первой мировой войны химические поражения получили 1,3 млн человек, из которых сразу умерли 100 тыс. человек [[44]].

Тем не менее именно из-за возможности новой химической войны химическая наука и образование получили небывалый импульс развития. В 30-е годы в СССР создан ряд химических вузов и НИИ, а в школе впервые появился систематический курс химии [[45]].

Сама по себе химия, как естественная наука, мировоззренчески и идеологически нейтральна. Это подтверждается совместным использованием достижений химии в манипулятивных интересах правительствами государств с различной идеологией.

Советское правительство активно выступало против распространения химического оружия и выдвинуло идею о его запрещении еще на Генуэзской конференции 15 апреля 1922 года. Однако во время той же конференции Россия и Германия подписали договор о военном сотрудничестве; в рамках этого договора были созданы советско-немецкие авиационная школа в Липецке, танковая школа в Казани и военно-химический полигон в Шиханах Саратовской области (проект “Томка”). На шиханском полигоне в 1928-1933 гг. военные химики Красной Армии и рейхсвера испытывали различные боеприпасы с ипритом и средства защиты [[46]].

Смертельный “прогресс” химии продолжался до конца XX века. Запрещенное международными соглашениями химическое оружие разрабатывали выдающиеся ученые западных стран и СССР. Как и положено, “висящее на стене ружье” выстрелило – научные достижения использовали террористы из секты “Аум Синрике”. В результате применения ими боевого отравляющего вещества зарина в Японии в 1994 и 1995 гг. погибли 18 человек, отравления получили 5500 человек [[47]].

Когда гениальность служит технократическому злу, "в интересах общества" это служение всячески маскируется под благородную работу. Один из ярких последних примеров – описание в "Галерее русских химиков", создаваемой приложением "Химия" к газете "Первое сентября", биографии выдающегося химика Мартина Израилевича Кабачника (1908-1997) [[48]]. Из "галерейной" биографии следует, что академик создал сотни новых ингибиторов холинэстераз и изучал тонкие биохимические реакции. Не сказана буквально мелочь – что эти ингибиторы, промышленное получение которых в СССР было организовано М.И.Кабачником, называются VX-газами (самые токсичные из синтетических ОВ, смертельная доза при попадании на кожу – 4-5 мг). Именно за разработку промышленного синтеза боевых ОВ он получил в 1974 г. Ленинскую премию, а позже стал Героем Социалистического Труда. Подобный пример далеко не единичен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.