Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указ Петра I от 24 января 1722 г




Табель о рангах всех чинов воинских, статских

и придворных, которые, в котором классе чины;

и которые в одном классе, те имеют по старшинству

времени вступления в чин между собою...

 

Клас­сы Воинские Статские
1. Генерал-фельдмаршал Канцлер
2. Генералы Действительные тайные советники
3. Генерал-лейтенанты Генерал-прокурор
4.   Генерал-майоры   Президенты от коллегий и штатс-конторы. Тайные советники. Обер-прокурор
5.   бригадиры   Герольд-мейстер. Генерал рекст-мейстер. Обер-церемониймейстер. Обер-вальдмейстер. Ви­це-президенты от коллегий
6.   Полковники   Прокуроры в коллегиях статских. Президенты в надворных судах. Канцелярии тайные советники иностранной коллегии. Обер-секретарь Сената. Со­ветники в коллегиях
7.   Подполковни­ки   Вице-президенты в надворных судах, воинской, адмиралтейской, иностранной коллегий. Обер-секретари. Прокуроры при надворных судах
8.   Майоры   Унтер-штатгалтер в резиденции. Обер-директор над пошлинами и акцизами
9.   Капитаны   Обер-комиссары в коллегиях. Асессоры в коллегиях. Секретари в Сенате. Воеводы
10.   Капитаны-лейтенанты   Титулярный советник воинских двух, иностранной коллегии. Секретари. Бургомистры от магистрата. Профессоры при Академиях, докторы всяких факультетов
11. Секретари корабельные
12.   Лейтенанты   Секретари в надворных судах и канцеляриях и гу­берниях. Камерир при коллегиях. Ратманы в резиденции
13.   Унтер-лейтенанты   Секретари в провинциях. Механик. Почтмейстеры в Санкт-Петербурге и Риге. Коллежские переводчики. Протоколисты
14.   Фендрики Комиссары при коллегиях. Фискалы при надворных судах и губерниях. Камериры в провинциях. Зем­ские комиссары. Асессоры в провинциальных судах. Регистратор и бухгалтеры при коллегиях. Коллегии юнкеры

 

Наименования должностей и званий были, как правило, не­мецкого происхождения. Однако такого дробного деления госу­дарственной службы законодательные акты западноевропейских стран не знали. Преимущественное право на государственную службу имели дворяне, но Табель о рангах давала возможность выходцам из других сословий поступать на военную или граж­данскую службу и по мере продвижения получать дворянское звание, сначала личное, а затем потомственное. К администра­тивной элите того времени, которая реально оказывала влияние на социально-экономические и политические процессы в стране, можно отнести первые («генеральские») четыре класса и с неко­торыми оговорками верхушку штабс-офицерских чинов (5—6-е классы). Административная элита Российской империи состояла из субэлит: чиновнической, военной, придворной и духовной[75].

III. Церковь всегда была опорой царизма, но до начала XVIII в. существовала автономно от государства. Постепенно и первона­чально внешне малозаметно Петр провел реформу церкви. Он объявил себя главою церкви и уничтожил ее автономию. Ранее события развивались таким образом, что в конце XVIII в. церковь была в оппозиции царизму. Патриархи Иоаким (умер в 1670 г.) и Андриан (1690—1700 гг.) осуждали Петра I за его пристрастие к иноземному. После смерти Андриана более 20 лет новый патриарх не избирался, исправление патриаршей должно­сти Петр I временно поручил рязанскому митрополиту Стефану Яворскому. Только в 1721 г. последовала реформа церковного управления.

Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином И.П. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Это­му приказу были подчинены патриаршие казенный и дворцовый приказы. Доходы приказа использовались на государственные нужды. Псковский епископ Феофан по заданию и с помощью царя составил «Духовный регламент» и научный трактат «Правда воли монаршей», в которых давал теоретическое обоснование аб­солютизма: 25 января 1721 г. Петр I утвердил «Духовный регла­мент», по которому учреждалась Духовная коллегия, преобразо­ванная вскоре (14 февраля) для придания большего авторитета в Святейший правительствующий синод. В его ведении находились только церковные дела: истолкование церковных догм, распоря­жения о молитвах, церковных службах, утверждение жития свя­тых, мощей, «чудотворных» икон, цензура духовных книг, борь­ба с ересями и расколами, заведование учебными заведениями, назначение и смещение церковных должностных лиц и т.д. Синод имел также функции духовного суда, судил представителей духовенства, а также мирян по некоторым категориям граждан­ских дел (бракоразводные дела, сомнительные духовные завеща­ния, а из уголовных — дела по вероотступничеству).

11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил обер-прокурора «из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать». Ему подчинялись синодальная канцелярия и церковные фискалы — «инквизиторы». Первым обер-прокурором Синода был И.В. Болдин. Сам Синод состоял из 12 членов, назначенных царем из представителей высшего духовенства (архиепископов, архиман­дритов, игуменов, протоиереев). При вступлении в должность члены Синода приносили присягу на верность императору[76]. Так церковь стала одним из звеньев государственного аппарата.

Элементами механизма абсолютной монархии являлись выс­шие органы государственной власти, которые были радикально реформированы. Изменился титул царя. 22 октября 1721 г. (в годовщину славного освобождения Москвы в1612 г.), а также в связи с победоносным исходом Северной войны Петр I принял титул Императора Всероссийского и превратил прежние «вели­кие государства Российского царствия» во «Всероссийскую империю». Независимо от императорского титула Сенат наименовал Петра еще «великим» и «отцом отечества».

Для финансового контроля Петр I создал Ближнюю канцеля­рию, которая и стала местом заседания членов Боярской думы, начальников приказов (1704 г.). Такие заседания называли Консилией министров. Последняя прекратила свое существование с созданием Сената (1711 г.).

Усиление власти Петра выразилось в создании Кабинета с личной канцелярией (1704—1727 гг.). Кабинет был военно-поход­ной канцелярией, через него Петр I поддерживал связь с Сена­том, Синодом, коллегиями и губернаторами, вел переписку по горным, мануфактурным делам, с заграницей. Сюда же посту­пали челобитные, жалобы, доносы.

В 1711 г. было создано постоянно действующее высшее правительственное учреждение — Правительствующий Сенат. Для углубления представлений о государственном управлении той эпо­хи приведем несколько указов, исходящих непосредственно от Петра I. Так, в Указе от 22 февраля 1711 г. «Об учреждении Пра­вительствующего Сената» отмечается: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: гос­подин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михаиле Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорий Волконский, господин Самарин, господин Василий Опухтин, господин Мельницкий, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин»[77].

Сенат состоял из 9 человек, являлся коллегиальным орга­ном. Указанные выше три князя — выходцы из старинной титу­лованной знати. Остальные — из малознатных родов. Три сена­тора в прошлом были членами боярской Думы (Мусин-Пушкин, Стрешнев, Племянников).

О компетенции Сената можно судить по двум Указам Пет­ра, принятым 2 марта 1711 г.: «О полномочиях Правительству­ющего Сената», где царь угрожал ослушникам смертной каз­нью, призывая подчиняться указам Сената «как нам самому, под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря», а также Указ «О функциях Правительствующего Сената».

Из документа видно, что Сенат был наделен широкими пол­номочиями: заботиться о соблюдении правосудия, государствен­ных доходах и расходах, о Явке на службу, о развитии торговли и т.д. Однако царь не делился с ним своей верховной властью. Сенат оставался законосовещательным органом и выполнял функции упраздненного разрядного приказа. А связь с губерниями осуще­ствлял через специальных губернских комиссаров (по два от гу­бернии). Сенат был органом надзора за правительственным ап­паратом и должностными лицами (т.е. высшим органом надзора за государственным управлением). Надзор осуществлялся через фискалов. Об этом можно судить по Указу царя от 5 марта 1711 г. «О порядке заседаний Правительствующего Сената».

Фискала награждали половиной судебного штрафа с уличен­ного должностного лица. Фискалами руководил обер-фискал, поддерживавший связь с ними через Фискальный стол канцеля­рии Сената. Сенат рассматривал доносы ежемесячно по докладу Расправной палаты, которая состояла из четырех судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1729 гг.).

Став императором, Петр I запретил Сенату издавать «гене­ральные определения» (подобие законов). Во главе Сената он поставил генерал-прокурора П.И. Ягужинского, наделив его очень широкими полномочиями. Так, в отсутствие царя он должен был быть «царевым оком». Генерал-прокурор осуществлял надзор за работой Сената, председательствовал на его заседаниях и даже имел право законодательной инициативы. Ему подчинялись ге­нерал-фискал и канцелярия Сената.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, согласно кото­рому монарх по своему усмотрению назначал себе преемника. Таким образом, избрание царей на заседаниях соборов, осуще­ствляемое в XVII в., не стало традицией. Теперь воля императо­ра определяла судьбу престола, а подданные должны были со­глашаться с его решением. Петр I по разным причинам лишился сыновей от обеих жен. Коронация супруги Петра Марты-Екате­рины, не подкрепленная в соответствии с установленным законом обязательным завещанием и провозглашением официально­го наследника, усугубила династический кризис и обусловила его преодоление с помощью военной силы после смерти императо­ра. Таким образом, решения и действия Петра I имели далеко идущие политические последствия и создали угрозу потери ди­настией Романовых престола[78].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.