Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производительность (productivity)




Объем производства на единицу использованных ресурсов. Рост производства является следствием роста эффективности использования ресурсов. Производительность необходимо измерять относительно реального объема производства, однако часто бывает невозможно разделить производительность капитала и труда. На практике этот термин обычно используется по отношению к производительности труда.

Производный спрос (derived demand)

- спрос на ресурсы, зависящий от спроса на конечные продукты, производимые на основе этих ресурсов.

Производственная функция (production function):

Зависимость между объемом произ­водства (output) товара и ресурсами (факторами производства (factors of production)), необходимыми для получения этого товара. В самом общем виде производственная функция записывается как

Производственные возможности (production capacity)

- возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Производство (production):

Акт преобразования факторов производства (factors of production) в товары и услуги, предназначенные для потребления (consumption) и инвестиций (investment).

Профсоюз (trade union)

- объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.

Равновесие (equilibrium):

По отношению к таким отдельным экономическим агентам, как потребитель (consumer) или фирма (firm), этот термин указывает на ситуацию, при которой агент не испытывает давления или не имеет стимулов к изменению существующего уровня или состояния, так как при данных условиях и имеющихся ограничениях он не может улучшить своего положения с точки зрения любого экономического критерия. Применительно к рынкам (markets) равновесие означает ситуацию, при которой продавцы и покупатели в совокупности удовлетворены текущим сочетанием цен и объемов продаж или покупок и, таким образом, не имеют стимулов к изменению существующего положения. Если по каким-то причинам равновесная цена не установилась, то на рынке возникают силы, направленные на установление такой цены. Например, если величина предложения превышает величину спроса, то запасы производителей возрастают, сигнализируя о ситуации избыточного предложения. Это заставит производителей снизить цены на столько, чтобы спрос и предложение вновь сравнялись. Такое равновесие называется устойчивым. Неустойчивое равновесие имеет место тогда, когда какое-то отклонение от равновесных цен создает силы, стремящиеся сдвинуть цены все дальше и дальше от состояния равновесия.

Равновесная цена (equilibrium price)

- цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Цена, при которой рынок (market) находится в равновесии (equilibrium).

Разделение труда (division of labour):

Процесс распределения.труда по сферам деятельности, в которых он будет наиболее производительным, т.е. по тем видам работ, где наилучшим образом будет использована его квалификация. В результате ни один человек не выполняет все работы на производстве, а специализируется в тех видах работ, в которых у него есть сравнительное преимущество (comparative advantage).

Различия в ставках заработной платы (wage differentials):

Различия в средних уровнях оплаты групп работников, принадлежащих к разным отраслям промышленности, регионам, профессиональным или расовым группам. В более узком значении этот термин относится к разнице в оплате труда между различными категориями работников в одной представленной на переговорах группе.

Разорительное, хищническое ценообразование, временное снижение цены с целью вытеснения конкурента (predatory pricing):

Практика, связанная с временным уменьшением цены ниже издержек с целью ослабления или вытеснения конкурентов. Такая практика характерна, как правило, для крупных многопродуктовых или работающих на нескольких рынках фирм, которые могут выдержать длительное снижение цен на один вид продукции или падение цен на одном рынке путем компенсации убытков за счет другой продукции или других рынков в ожидании роста прибылей после того, как конкуренты будут вытеснены или ослаблены.

Реальная заработная плата (real wage rate)

- покупательная способность заработной платы, выраженная в количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на полученную сумму. На практике ее можно получить, разделив номинальную заработную плату на индекс розничных цен (retail price index).

Реальная ставка процента (real rate of interest)

- ставка процента, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в неизменных ценах.

Редкость, ограниченность (scarcity):

В экономической теории этот термин обычно применяется к ситуации, при которой ресурсы, доступные для производства продукции, являются недостаточными для удовлетворения всех желаний.

Реклама (advertising):

Действие фирмы, направленные на увеличение объема продаж ее продукции. Основная цель состоит в увеличении численности покупателей, предпочитающих продукцию. Фирмы продукции ее конкурентов. Это может быть достигнуто двумя различными путями. Во-первых, реклама может использоваться для информирования потребителей о существовании и месте расположения товара, представляющего для них интерес. Во-вторых, реклама может оказывать влияние на характер потребительских предпочтений в пользу своей продукции. Утверждается, что реклама является источником несовершенства рынка (market imperfection), в частности, за счет создания входных барьеров (barriers to entry) и дифференциации продукции (product differentiation).

Рента, земельная рента (land rent)

- плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.

Риск (risk):

Контекст, в котором либо событие произойдет с некоторой вероятностью (probability), либо некоторая величина имеет распределение вероятностей (probability distribution).

Рынок (market)

- система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок (market):

Некоторый контекст, в котором осуществляется купля и продажа товаров и услуг. Это не обязательно должно быть какое-то физическое место, рынок может, например, представлять собой телекоммуникационную сеть, охватывающую весь мир и служащую для продажи и покупки, например акций. Существует множество классификаций рынков.

Рынок покупателей (buyers' market):

Рынок, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам.

Рынок труда (labour market):

На рынке труда осуществляется наем и предложение конкретного труда для выполнения конкретных видов работ, а также процесс определения оплаты этих видов работ. Кроме того, на рынке труда происходит также движение заработной платы и движение работников между различными работами и работодателями. Следует обратить внимание на то, что использование термина “рынок” не означает абсолютной идентичности труда и любого другого товара. Предпочтительнее считать, что рынок труда - это некоторое условное “место”, где взаимодействуют спрос на труд и его предложение.

Рыночная власть, власть над рынком (market power):

Способность одного или группы продавцов или покупателей влиять на цены продаваемых или покупаемых ими товаров или услуг. Находящийся в состоянии равновесия (equilibrium) рынок, характеризующийся совершенной конкуренцией, гарантирует полное отсутствие рыночной власти.

Рыночная экономика (market economy):

Экономическая система, в которой решения относительно распределения ресурсов и производства принимаются на основе цен, возникающих в результате добровольного обмена между производителями, потребителями, рабочими и собственниками факторов производства (factors of production). Решения, принимаемые в такой экономической системе, являются децентрализованными, т.е. в большинстве случаев они принимаются независимо группами и индивидами, а не центральными планирующими органами. Рыночная экономика обычно предполагает систему частной собственности на средства производства, т.е. она является "капиталистической" экономикой или экономикой "частного предпринимательства". Однако рыночная экономика может до некоторой степени функционировать и при общественной собственности.

Сбережения (savings):

Доход, не израсходованный на товары и услуги в рамках текущего потребления. Сбережения создают как фирмы, так и домохозяйства.

Свобода входа (freedom of entry):

Возможность для новой фирмы вступить на рынок товаров и услуг. Вход свободен тогда, когда полностью отсутствуют какие бы то ни было барьеры, препятствующие доступу (barriers to entry) на рынок.

Сговор (collusion):

Соглашение между фирмами о такой деятельности, которая исключила бы приносящее взаимный вред соперничество. Средства достижения такой деятельности находится в диапазоне от заключения неофициального или тайного соглашения, например, об обмене информацией, до заключения официального соглашения в рамках картельной (cartel) организации, предусматривающего санкции за невыполнение условий договора.

Смешанная экономика (mixed market economy):

Система, в которой сочетается наличие конкурирующих частных предприятий с определенной степенью централизованного регулирования. Хотя аллокация ресурсов между альтернативными целями, как правило, определяется индивидуальными действиями в рамках механизма цен, государство играет определенную роль в установлении совокупного уровня производства через денежно-кредитную (monetary policy) и бюджетную политику (fiscal policy), а также влияет на распределение доходов с помощью прогрессивного налогообложения и социального законодательства. В некоторых случаях государство может контролировать отрасли экономики с помощью национализации предприятий. Такая смесь частного и государственного контроля характерна для большинства промышленно развитых капиталистических стран.

Совершенная конкуренция (perfect competition):

Говорят, что для рыночной структуры (market structure) характерна совершенная конкуренция тогда, когда на каждую фирму приходится незначительная доля рынка (market), все фирмы производят однородную продукцию (homogeneous product), используя аналогичные производственные процессы (processes), и каждая фирма об­ладает совершенной информацией (perfect information). Необходимо также, чтобы имелась свобода доступа (freedom of entry) на рынок, т.е. чтобы новые фирмы хотели и могли войти в рынок тогда, когда суще­ствует возможность получить на нем прибыли, превышающие нормальные. (См, normal profits.) Такой свободный доступ опускает кривую спроса каждой фирмы до тех пор, пока прибыли каждой из них не достигнут нормального уровня и не исчез­нет стимул для входа на рынок новых кон­курентов. Кроме того, поскольку фирмы производят однородную продукцию, ни одна из них не может поднять цены, не отдав части своей доли рынка конкурентам. Таким образом, долгосрочная (long run) кривая спроса каждой фирмы будет горизонтальной и касаться кривой долгосрочных средних издержек в точке ее минимума, что видно из приведенного графика.

Специализация (specialization)

Концентрация деятельности в тех отраслях производства, в которых индивид или фирма имеют какие-то естественные или приобретенные преимущества. Специализация в сочетании с торговлей (trade) ведет к более высокому уровню жизни в тех регионах по сравнению с тем уровнем, который может быть достигнут с тем уровнем, который может быть достигнут при стремлении региона к самообеспеченности. Выгоды от специализации иллюстрируются в статических теориях абсолютного (absolute advantage) и сравнительного (comparative advantage) однако они обладают и динамической составляющей, что следует из теорий "добродетельного круга" (virtuous circle) и роста производительности (productivity).

Справедливость распределения, распределительная справедливость (distributional equity):

Справедливость распределения произведенного в экономике продукта между отдельными индивидами. Для экономистов она представляет интерес поскольку различные экономические институты, проекты и политические мероприятия оказывают, вообще говоря, различное влияние на распределение, и поэтому критерий справедливого распределения облегчает оценку различных альтернатив. Справедливость распределения иногда выражается через распределение дохода или богатства, а в экономической теории благосостояния (welfare economics) - в терминах полезности (utility).

Средние издержки (average cost):

Издержки на единицу выпускаемой продукции, включающие стоимость всех использованных ресурсов (input) (факторов производства (factors of production)). Таким образом, средние (полные) издержки (АТС) могут быть записаны как АТС = ТС/Х Где Х - объем выпуска, а ТС - полные издержки (total cost). Средние полные издержки состоят из средних постоянных издержек(АFС) и средних переменных издержек (AVC). Следовательно, ATC = AFC+AVC. В краткосрочном периоде (short run) кривая средних издержек стремится приобрести форму, показанную на рисунке. U-образная форма кривой объясняется тем, что по мере роста объема производства AFC уменьшается в большей степени, чем растет AVC. AFC падают потому, что постоянные издержки распределяются на все больший и больший объем выпущенной продукции. AVC растут вследствие действия закона убывающей отдачи (law of diminishing returns). Постепенно рост AVC начинает превосходить снижение AFC, и в результате АТС начинает расти. В долгосрочном периоде (long run) форма кривой определяется наличием или отсутствием экономии от масштаба (economies of scale). Тема 5.

Средние переменные издержки (average variable costs):

Переменные издержки (variable cost) на единицу выпускаемой продукции. Таким образом, если AVC - общие переменные издержки, то средние переменные издержки (AVC) могут быть записаны как AVC = TVC/Х, где Х - объем выпускаемой продукции.

Средние постоянные издержки (average fixed costs):

Постоянные издержки (fixed cost) на единицу выпуска продукции. В краткосрочном периоде некоторые издержки не изменяются при изменении объема производства. Но в расчете на единицу выпускаемой продукции эти постоянные издержки снижаются по мере расширения производства. Таким образом, AFC = TFC/X, где AFC - средние постоянные издержки,

Ссудный процент (interest)

- цена, уплачиваемая собственникам капитала за использование заемных средств в течение определенного периода.

"Под трансакционными издержками понимают издержки функционирования системы обмена или, говоря точнее в рамках рыночной экономики, во что обходится использование рынка, чтобы обеспечить размещение ресурсов и передать права собственности. Выделяют 4 группы трансакционных издержек: издержки вычленения, информационные издержки, издержки масштаба, издержки поведения"

Теория распределения (distribution, theories of):

Теории, объясняющие механизмы распределения национального дохода (national income) между частными лицами и экономическими группами. Можно разделить функциональное распределение дохода, которое рассматривает распределение национального продукта между собственниками различных факторов производства (factors of production) (земли, труда и капитала), и распределение личных доходов, изучая которые экономисты исследуют факторы, определяющие индивидуальные доходы независимо от тех факторов, с помощью которых эти доходы были получены.

Товар (commodity):

Продукт, произведенный для потребления или для обмена на рынке. Товар может выступать в форме: “единичного товара”, например, разрозненные машины и оборудование; “товара-группы” - комплексные технологические линии; “товара-объекта” - здания и сооружения, инженерные сети и коммуникации в соединении с технологическими линиями; “товара-программы” - функциональные сети, направленные на преобразование инфраструктуры, решение общенациональных энергетических, продовольственных и других проблем.

Трансакционные издержки (transactions costs)

- издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

Трансакционные издержки (transactions costs):

Издержки помимо цены, возникающие при торговли товарами и услугами. Эти издержки могут быть значительными на тех рынках, где продается разнородная и сложная продукция.

Трансфертный платеж (transfer payment):

Выплата индивиду (обычно осуществляемая государственным органом), которая не производится в обмен (exchange) на товары или услуги. Примерами трансфертных платежей являются студенческие стипендии и пособия по социальному страхованию. Осуществление трансфертных платежей представляет собой часть процесса перераспределения (redistribution) национального продукта.

Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of externalities)

- может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам).

Труд (labour):

Все человеческие ресурсы, имеющиеся в обществе и доступные для использования в процессе производства.

Уровень жизни, уровень экономического благосостояния (economic welfare), или реальный доход (standard of living):

Уровень материального благополучия индивида или домохозяйства. В экономическом анализе уровень жизни обычно определяется количеством потребляемых благ и услуг (включая отдых).

Услуги (services):

В экономическом смысле под услугами понимаются любые функции или операции, на которые имеется спрос (demand) и, следовательно, цена (price), устанавливающаяся на соответствующем рынке (market). Иногда услуги определяют как нематериальные блага (goods), одной из характерных черт которых является потребление в месте производства (production). Они, как правило, не могут "передаваться другим лицам", что исключает арбитраж (arbitrage), т.е. услуга не может быть приобретена, а затем перепродана по другой цене.

Устанавливающий цену (price setter):

Фирма, работающая на неконкурентном рынке, имеет падающую кривую спроса на свои товары и поэтому обладает определенной свободой установления цены на свою продукцию в отличие от фирмы, которая должна принимать диктуемую ей цену (price taker).

Факторы производства (factors of production)

- любой товар или услуга, использующиеся для производства товара.

Факторы производства (factors of production):

Ресурсы общества, используемые в процессе производства. Они подразделяются на три основные группы - землю (land), труд (labour), капитал (capital), но могут также включать и предпринимательство (entrepreneurship).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.