Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 2 страница. Восточные славяне занимались экстенсивным земледелием (залежная, подсечная, подсечно-огневая система)




Восточные славяне занимались экстенсивным земледелием (залежная, подсечная, подсечно-огневая система), сеяли пшеницу, просо, гречиху, ячмень, скотоводством (разводили крупный рогатый скот, свиней), охотой, бортничеством, рыболовством. Большую роль в экономике играла военная добыча. Славянские поселки объединялись в общину - вервь. Древние славяне были язычниками, обожествляли силы природы, богам приносили жертвы. Языческий культ отправляли в помещениях - капищах, где помещали идола. Существовали особые жрецы - волхвы и кудесники. Славяне - земледельцы обладали агрономическими знаниями, имели свой народный календарь, основанной на языческих верованиях, культовых действиях и сельскохозяйственных знаниях.

В IX в. у восточных славян появляется государство.

В большинстве стран Западной Европы к IX - XI вв. завершается процесс формирования феодальных отношений, характеризующихся чертами: 1) господством феодальной земельной собственности (вотчины) и мелкого крестьянского хозяйства, зависимого от феодала, 2) господством натурального хозяйства, слабыми торговыми связями, 3) связью ремесла с сельским хозяйством, 4) неразрывной связью феодальной собственности и политической власти. В XI в. в странах Западной Европы в результате развития производства и техники, отделения ремесла от сельского хозяйства, концентрации его в отдельных центрах, формирования господствующего класса в основном сложились города, ставшие опорными пунктами для власти феодалов, источниками денежных поступлений. Начинает складываться система международных отношений, вырабатываются некоторые дипломатические нормы и традиции, хотя дипломатические отношения еще нерегулярны, нет постоянных послов и дипломатических представительств. В этот период закладываются основы Европейской цивилизации. Культура Европы формировалась как синтез греческо - римской и варварской. Христианство становилось объединяющей их оболочкой.

Средневековая Европа восприняла элементы римской школьной традиции - систему семи свободных искусств: 1 уровень (нижний) - тривиум (грамматика, диалектика, риторика), 2 уровень (высший) - квадриум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Преемственность с античностью сохранялась посредством латинского языка. С XI в. в Западной Европе наблюдается устойчивый подъем школ (монастырские, кафедральные при соборах, приходские, городские, муниципальные, гильдейские). С XIII в. складывается высшая школа: университеты в Болонье, Палермо, Париже, Оксфорде и др. В это время появляются эпические произведения, ставшие памятниками мировой культуры (исландские саги «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», французская «Песнь о Роланде», германская «Песнь о Нибелунгах» и др.).

Государства Западной Европы в XI - XII вв. были политически раздроблены, но уже в XIII в. созревали предпосылки для централизации.

Образование древнерусского государства - Киевской Руси - было подготовлено всем ходом предшествующего развития, и мало отличалось от аналогичных раннефеодальных государств Западной Европы. Существуют разные теории происхождения государственности у восточных славян. Норманнская теория (18 в.) приписывает создание русского государства норманнам (скандинавским викингам, варягам). Основанием для этого послужил летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора (Лаврентьевский и Ипатьевский списки Повести временных лет). Нестор первым выступил с концепцией варяжского происхождения имени «Русь».

Известия о скандинавском происхождении князей и «Руси» подтверждаются и другими иностранными источниками, лингвистическими археологическими, этнографическими данными. Однако, многие сведения летописного сказания недоказуемы в силу фольклорно-литературного происхождения летописи, остаются в сфере гипотез, можно лишь в общих чертах восстановить события, связанные с объединением восточнославянских племен и участии в них варягов. Антинорманисты считают возникновение государства следствием внутреннего развития общества, закономерным результатом многовекового исторического пути народа. Те же летописи свидетельствуют, что восточнославянское общество к IX в. находилось в стадии создания государственности, упоминаются племенные княжения у полян (первый князь Киева - Кий), древлян, дреговичей, полочан. В персидских сочинениях называются русские города, а в Скандинавии Русь называли «Гардарикой» - страной городов. Уровень развития варягов был не выше, чем у славян. И те и другие находились в стадии перехода от военной демократии к раннеклассовому обществу. Разложение родового строя и возникновение более сложных социальных структур - союзов племен - потребовали иных средств разрешения и регулирования отношений, то есть, государства. Историки сегодня отмечают следующую особенность возникновения государственности у восточных славян. В отличии от «варварских» государств Западной Европы, которые унаследовали многие государственные и правовые традиции античности в ходе своего становления, Восточная Европа этого не имела, что в какой-то мере объясняет медленные темпы вызревания здесь государственных институтов.

К концу IX в. по «Повести временных лет» прослеживается факт противостояния двух центров формирующейся русской государственности - Новгорода и Киева - «из варяг в греки». Объединение началось с севера, когда в 882 г. (условно) князь Олег (вместе с малолетним сыном Рюрика) начал подчинение восточнославянских племен за пределами Новгорода, захватил Киев, сделал его столицей, объединив северных и южных славян. С этого времени считают существование Древнерусского государства, династии Рюриковичей. Объединение земель проходило и при последующих князьях (Игоре, Святославе, Владимире, Ярославе и т.д.), сопровождалось междоусобными войнами, устранением соперников, но тенденции к объединению преобладали и сохранялось Древнерусское государство.

Российская государственность развивалась от установления даннической зависимости до утверждения киевской власти на местах посредством назначения туда наместников, формирования новой общности, основанной на территориально-общинных принципах. Относительное единство земель держалось на силе киевского князя, этническом родстве, общности геополитических интересов, единстве княжеского рода, сходстве общественного устройства, церковной организации.

Важную роль в объединении сыграло христианство. До середины Х в. Русь была языческой, хотя христианство приняла княгиня Ольга, но крещение всего населения произошло при князе Владимире.

К Х в. в основных странах Европы утвердились монотеические религии. Киевский князь Владимир Святославович принял христианство, хотя среди славян к этому времени распространились и другие религии. Причины принятия христианства прежде всего прагматичные: необходимость укрепления государственности, власти великого князя и необходимость установления связей с более мощным соседом - Византийской империей. Конфессии определяли цивилизационный облик, синтезировали народы, племена, общества, интегрировали многообразие культур вокруг фундаментальных ценностей.

С усложнением общественной жизни, социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически обосновывать происходившие перемены, объединить общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а духовные и нравственные отношения строились в соответствии с родоплеменными. В 980 г. Владимир осуществил церковную реформу, пытался утвердить общерусский культ бога Перуна, первого среди богов, чтобы упрочить идеи единодержавия, целостность государства. Однако реформа не дала результата. Официально христианство было принято в 988 г., но процесс христианизации затянулся, не везде проходил мирно. Утверждение христианства как государственной религии упрочило связи Киевской Руси с Византией и Западной Европой, ускорило изживание местных, племенных различий, способствовало этнической консолидации.

Православные институты придавали характер богустановленности раннефеодальному государству и власти Киевского князя. На основе христианских ценностей стали формироваться новые отношения, развивалась новая культурная жизнь. Но христианство было принято в византийском варианте, что в последствии (после окончательного разделения в 1054 г. на православие и католичество) стало одним из источников политического, культурного отчуждения от латинской Европы, утверждения иной модели исторического развития. Западная церковь начала осваивать и приобщать античность к христианству. Киевская Русь восприняла ценности Восточной церкви, которая не прерывала традиций поздней античности. Византия была тесно связана с древневосточным цивилизационным процессом, с наследниками азиатских цивилизаций. Восточные славяне воспринимали разные черты от христианства и античности: имперское сознание, произвол, деспотизм от Рима, аскезу, нетерпимость, акцент на начальной греховности человеческого рода и человека - от христианства. Церковь и церковная иерархия (митрополит, епископы, черные монахи) заняли важное место в древнерусском обществе.

У историков нет единой точки зрения на политический строй Древней Руси. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин отмечали наличие на Руси сильной монархической власти. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский считали, что единовластия на Руси не было, так как великокняжеская власть принадлежала всему роду князей. Советские историки подчеркивали классовую природу политического строя Древней Руси, определяли ее как раннефеодальную монархию, с единовластием великого князя, который лишь совещался со знатью.

О социально-политическом строе Древнерусского государства мы можем судить по ряду источников, прежде всего по Русской Правде.

Древнейшим источником Киевской Руси является Русская правда. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, внесенных в некоторые летописи и церковно-юридические сборники. Большинство списков относятся к XV - XVI вв. Древнейшим из них является Синодальный (название от Синодальной библиотеки, где хранился этот список). Его датируют около 1282 годом; Троицкий список (из Троице-Сергиевой лавры) относится ко второй половине XVI в.

Все списки делятся на три редакции: Краткую, Пространную, Сокращенную. Древнейшая - Краткая Правда, подготовлена около 1054 года, состоит из «Суда Ярослава Владимировича» (называют ее «Правда Ярослава»), «Правды Ярославичей» (сыновей Ярослава: Изяслава, Святослава, Всеволода), «Покона вирного» и «Урока мостников». Пространная реакция возникла около 1113 г. при Владимире Мономахе, она делится на «Суд Ярослава» и «Устав» Владимира Мономаха.

Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из Пространной.

Таким образом, Русская Правда не застывший свод законов, а серия разновременных юридических установлений, постепенно расширяющих круг вопросов. От княжеского свода законов Русская Правда разрасталась как сборник норм феодального права вообще.

Н.М. Карамзин считал, что киевские князья с момента образования Киевского государства издавали законы, Русская Правда - памятник одного князя - Ярослава Владимировича. «Еще в Олегово время Россия не имела законы, но Ярослав, может быть, отменил некоторые, исправил другие, и первый издал законы письменные на языке славянском.» - писал Н.М. Карамзин в истории государства Российского.[9] Карамзин считал, что основанием Русской Правды был древнейший закон скандинавский или немецкий [2], поскольку собственный уровень развития был низок, сами не могли создать законы. Некоторые историки отрицали официальный характер Русской Правды. Н.В. Калачев считал, что Русская Правда есть сборник, составленный частными лицами и в разное время или же дополненый.[7]

С.В. Юшков считает, что первоначально нормы Русской Правды возникли в период разложения первобытнообщинного строя у восточных славян, когда стали возникать разные группы в обществе, некоторые нормы Русской Правды существовали до возникновения Киевского государства. А с возникновением Киевской Руси создается система норм русского права. Русские земли развивались неравномерно и нормы права были различны. С укреплением государства возникла необходимость унификации права, что попытался сделать князь Владимир, заменивший взимание вир за убийство смертной казнью, но потом отказался от этого, так как вира была одним из главных источников княжеских доходов.[7]

Вторую попытку предпринял Ярослав Мудрый в 30-е годы XI в. он установил единую систему наказаний за предусмотренные в Правде преступления и ввел новые составы преступлений. Кровная месть ограничена кругом родственников и применялась в случаях убийства, но вытеснялась денежным взысканием - вирой и головщиной. Правда Ярослава - это уже первый письменный сборник русских законов, в этом ее большое значение. Правда Ярославичей окончательно оформила принципы феодального права, обеспечив защиту от посягательств на княжеское хозяйство и жизнь представителей княжеской администрации, их жизнь защищалась неодинаково, в зависимости от их положения.

С.В. Юшков считает, что Правда Ярославичей была принята на съезде в Вышгороде в 1072 г.[7] А в конце XI - начале XII вв. был составлен памятник, в котором полностью были защищены интересы феодалов: предусматривалась защита всех княжеских слуг, содержались статьи уголовного и процессуального права, было только четыре статьи, которые можно отнести к обязательному праву.[7] Этот памятник получил название «Суд Ярослава Владимировича - Правда Русская».

В 1113 г. после смерти Святополка и восстания городских низов Владимир Мономах, приглашенный в Киев, созвал Совещание, на котором был составлен Устав князя Владимира Мономаха. В нем уже регламентировалась правовое положение закупов и холопов, устанавливались принципы наследственного и опекунского права и содержался большой раздел уголовного и процессуального права.

Появление норм Русской Правды было вызвано общественно-экономическим, политическим и правовым развитием русского государства. В издании этих норм нуждался пришедший к господству класс феодалов,

нуждались представители феодальной власти, то есть, они могли появиться только в результате законодательства.

Опровергнуто и утверждение об иноземном происхождении Русской Правды (в том числе скандинавском, шведском, датском). В 1756 г. Струбе де Пьермонт в «Слове о начале и переменах Российских законов» говорил о большом сходстве между древнерусскими законами и древними законами Дании и Швеции. Однако сопоставление их показало, что многие нормы права Дании и Швеции возникли позже например, сорокагривенная вира. Сопоставление статей о наказаниях за преступления (юстиниановского) римского уголовного права и Русской Правды тоже опровергает и византийское, болгарское или еврейское влияние на Русскую Правду.[7]

Киевская Русь XI в. была раннефеодальной монархией. Это отразилось на системе права. Стали развиваться элементы феодального права, права-привилегии, приобретают значение законодательство и судебная практика. Первые законы касаются прежде всего уголовного права. Так в Русской правде Краткой редакции из 43 статей значительная часть посвящена наказаниям за уголовные преступления. По статье 1 за убийство разрешалась месть брата, сына за отца, а «если никого не будет, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого».[4] Статьи 1 - 8 устанавливали единую систему наказаний, то есть единый размер виры за убийство и другие виды преступлений по всему пространству Киевской Руси (за избитие до крови или до синяков - 3 гривны с виновного в пользу потерпевшего 12 гривен, если кто ударит мечом или батогом).[4] «Если кто-либо ударит мечом по руке и отвалится рука или отсохнет, то платить 40 гривен,» - говорится в статье 5.[4] Штрафы шли пострадавшему. Феодалы защищали от посягательств свое имущество, устанавливали новые составы преступлений, заинтересованы были в ликвидации всяких самоуправных действий. Например, за убийство дворецкого убийца платил 80 гривен, за убийство княжеского подъездного - 80 гривен (статья 19). За убитого княжеского тиуна - 80 гривен, княжеского старосты, ведавшего селами и пашнями - 12 гривен (статья 24), за убийство княжеского рядовича - 5 гривен (статья 25). Денежное вознаграждение в разном размере полагалось за воровство княжеского коня, смерда, корову или посягательство на другое имущество князя.[4]

Таким образом, Русская Правда содержала унификацию наказаний, установление штрафов в пользу князя. Это начало борьбы с самоуправством.

В ней упоминаются разные слои тогдашнего общества: русин, гридин (младший член княжеского двора),мечник, ябетник - должность лица князя; купец, изгой (потерявший землю и средства человек).

Русская Правда Пространной редакции - уже более сложный законодательный документ. По ней можно судить о правовом положении различных групп населения. Прежде всего, статья 2 говорит о том, что после

смерти Ярослава его сыновья отменили мщение смертью за убийство, установив денежный выкуп. О неравенстве сословий говорит статья 3. «Если кто злоумышленно убьет княжа мужа, а убийцу люди не будут искать, то виру в 80 гривен платит вервь, в которой найдет труп убитого; если же убитый простолюдин, то 40 гривен».[4] Одновременно статьи 3 - 6 свидетельствуют о коллективной ответственности верви (общины).

Русская Правда Пространной редакции раскрывает источники рабства в Древней Руси. Так, по статье 7 «если кто совершит умышленное убийство, то за преступника люди не платят виру, а выдадут его самого вместе с женою и детьми на поток (т. е. Для продажи их в рабство).[4] источником рабства были так же плен, рождение от рабыни. Зависимый закуп обращался в раба в случае бегства от хозяина или кражи. В рабство обращался злостный банкрот (статьи 56, 64, 55 Пространной Правды.). Статья 110 устанавливает еще три случая холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником - тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за наготу».[4]

Русская Правда считала холопов собственностью господина, сами они не обладали собственностью. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба в 5 - 6 гривен (как за вещь). Хозяин холопа за его убийство не наказывался. Нельзя было ссылаться на свидетельские показания холопов.

Однако в XI в. положение холопов несколько меняется и это нашло отражение в Пространной Правде. Статья 117 говорит: «Если кто пошлет холопа торговать, а он задолжает, то господину его следует выкупить, а не расставаться с ним».[4] Рабство перерождается в одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием некоторых прав, прежде всего на жизнь и имущество. Раб наделялся имуществом с правом распоряжаться им в хозяйственных целях в пользу господина.

К XI в. в Древней Руси постепенно формировался класс феодалов: князья, бояре, дружина, посадники, тиуны и т.д. Они осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. В Русской Правде раскрыты некоторые аспекты правового статуса феодалов. За убийство княжеских слуг устанавливается двойной штраф (статьи 11 - 14). Ряд статей Русской Правды защищает их собственность. Городское население состояло из ремесленников, торговцев, купечества.

По подсчетам М.Н. Тихомирова на Руси до нашествия монголов, существовало около 300 городов.[5] Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды. На них распространялись все статьи о защите чести, достоинства, жизни. Например, статья 15 говорит: «А за убийство ремесленника или за ремесленницу платить 12 гривен.»[4] Статья 54 о купцах говорит следующее: «Если какой-либо купец, отправившись с чужими деньгами, где-нибудь потерпит крушение или подвергнется нападению неприятеля, или его настигнет пожар, то не творить над ним насилия, не продавать его и его имущество, но пусть начнет выплачивать долг погодно...»[4]

Крестьянское население Древней Руси составляли «люди», «смерды». «Люди» - свободные крестьяне. А правовой статус «смердов» очень трудно определить. Статья 90 Пространной Правды гласит: «Если смерд умрет, то наследство князю, если будут дочери у него, то дать им приданое; но это о тех смердах, которые умерли, не имея сыновей, а женщины отстранялись от наследства. Смерды владели имуществом, домом, лошадью. За кражу его коня устанавливался штраф в 3 гривны.» Академик Б.Д. Греков предложил гипотезу о существовании как юридически свободных, так и феодально зависимых смердов.[5] Рогов считает, что смерды были особой, несколько приниженной группой крестьянства.[5]

Зависимой группой крестьянства было «закупничество». Закуп - обедневший или разорившийся крестьянин, попавший в зависимое положение к господину, взяв у него лошадь, или инвентарь, или деньги, отрабатывал проценты с долга. Закуп сохраняя частичную правоспособность, мог выступать свидетелем по небольшим тяжбам; его нельзя было бить без «вины», закон охранял его имущество. За побег от хозяина закуп превращался в холопа. За кражу, совершенную закупом, нес ответственность хозяин, а закуп обращался в холопа. Владимир Мономах облегчил положение должников. Статья 53 гласила, что в случае необоснованной продажи в холопы закуп становится полностью свободным.[4]

Таким образом, Русская Правда является важнейшим источником права в Древней Руси. Она свидетельствует, что Древняя Русь обладала огромным культурным потенциалом, высокоразвитой юридической сферой,

развивалась в тот период в том же направлении, что и европейские страны. Русская Правда имеет огромное значение не только для установления основных моментов в развитии права Киевской Руси, но и для установления основных черт ее общественно-экономического строя, для истории русского литературного языка.

К XI - XII вв. Древней Руси формируется феодальное землевладение. В IX - первой половине XI в. князья собирали дань со свободных общинников во время полюдья. Размер дани вначале не фиксировался, что привело, например, к столкновению князя Игоря с древлянами. Летопись сообщает, что княгиня Ольга после этого установила точный размер дани («уроки») и место ее сбора («погосты»). Князья делили дань с дружинниками. Таким образом, происходило окняжение свободных общинников через обложение их данью, формировалась государственная, «черная» собственность. В результате расслоения соседской общины шло выделение зажиточных и безземельных. Одновременно складывалось боярское (вотчинное) и церковно-монастырское землевладение. Вначале на Руси установилась государственная собственность на землю, что и является особенностью развития здесь феодальных отношений в отличие от западной Европы, где основой феодальных отношений являлась частная собственность на землю. Частное землевладение в Древней Руси появляется во второй половине XI в., когда представители княжеского рода обзаводятся собственным хозяйством, а местная племенная знать превращает часть общинных земель в свою собственность. Феодальным собственником становится и церковь. На этой основе развиваются вотчинные и монастырские хозяйства, где вместе с натуральной и денежной появляется отработочная рента (барщина). По мере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне-общинники попадали в феодальную зависимость от владельцев земли. Феодально зависимые, но юридически свободные общинники - смерды. Во II половине XI в. появляются «закупы», крестьяне, взявшие ссуду («купу») и обязанные отработать ее вотчиннику с процентами. Они были уже феодально зависимыми и юридически несвободными, пока не выплатят «купу», а могли попасть и в холопы (рабы).

Политический строй Древнерусского государства сочетал институты феодальной формации и первобытнообщинного строя. Во главе государства стоял Великий Киевский князь, который был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. При князе была дружина, с которой он советовался по делам государства, совершал походы. Старшие дружинники составляли постоянный совет, назывались боярами, выступали в роли воевод. Младшие дружинники («отроки», «чадь», «гриди») исполняли обязанности сборщиков штрафов, судебных исполнителей и т.д. Дружинники заменили всеобщее народное ополчение, хотя иногда в военных действиях принимали участие ополченцы. Княжескую власть ограничивало вече - народное собрание, но в XI в. влияние веча падает за исключением Новгорода и Пскова.

На развитие древнерусской цивилизации оказали влияние соседи. Находясь на стыке европейского и азиатского типов цивилизации, они подвергались нападениям прежде всего кочевников, которые стали постоянным внешнеполитическим фактором (в VI в. - тюрки-булгары, в VII в. - авары, VIII - IX вв. - хазары, X - XI - печенеги, в XI - XII вв. - половцы и т.д.). Например, в 90-е гг. Х в. Русь воевала с печенегами 16 раз, и целью набегов были не только захват ценностей, грабежи, но в этом видна реакция мусульманского мира на христианизацию Руси.

Не имея непосредственной границы с Византией, Древняя Русь была тесно связана с нею через торговый путь «из варяг в греки», заключая с Византией торговые соглашения, ведя с нею войны (например, русско-византийская война 941 - 944 гг.), стремясь обеспечить себе равноправное сотрудничество. Византия вынуждена была признать за Русью преобладающую роль в освоении устья Днепра, согласиться с присутствием Руси в районах Северного Причерноморья, примыкающего к Крыму и на Таманском полуострове. А приняв христианство, Киевская Русь укрепила отношения не только с Византией, но и с другими формирующимися в это время европейскими государствами, которые уже не рассматривали ее как «варварское» государство. Устанавливались дипломатические отношения, расширялись матримониальные связи. Например, князь Ярослав Мудрый (1019 - 1054 гг.) был одновременно тестем королей Норвегии, Франции, Венгрии, Польши. До конца XI в. древнерусская внешняя политика принимает евразийский характер. С ее политикой считались Германская империя, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия.

Древнерусскую цивилизацию «киевского периода» сближали с аналогичной раннефеодальной западноевропейской цивилизацией следующие черты: 1) преобладающие технологии материального производства; 2) городской характер «титульной» культуры; 3) высокий уровень милитаризованности и агрессивности политической идеологии и практики; 4) единообразие многих ценностных ориентаций и установок сознания (особенно в элитном слое).

С XI в. начинают проявляться отличия, вызванные рядом факторов:

1. утверждение особой формы христианства после разделения его в 1054 г. на католичество и православие;

2. жесткой зависимости экономики от природных условий. Становление городской христианской культуры происходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду деятельности стране. Основная масса горожан занималась сельскохозяйственным производством («слободской» характер русских городов);

3. христианство хотя и охватывало все слои общества, государство опиралось на него как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни, но уровень христианизации массы населения был поверхностным, (формально-обрядовым), формировался особый тип русского массового православия, которое Н. Бердяев назвал «православием без христианства», формального, синтезированного с языческой мистикой и практикой.

На рубеже XI - XII вв. Киевская Русь распалась на ряд полусамостоятельных земель.

Удельный период в отечественной истории (период феодальной раздробленности) - закономерный этап в условиях господства феодальных отношений. Его переживали и другие государства Европы.

Распаду государства на отдельные княжества, уже независимые от Киева, предшествовали междукняжеские усобицы, вызываемые очередным порядком княжения. Власть принадлежала Киевской династии и по обычаю, введенному князем Владимиром, переходила по старшинству от брата к брату. На практике генеалогическое старейшинство нередко уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брало стремление передать его не брату, а сыну, что вело к распрям внутри княжеского дома. После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) русская земля была разделена между тремя его старшими сыновьями (Изяславом, Святославом, Всеволодом), чересполосно, что не позволяло им править самостоятельно. Однако уже в 60-е годы XI в. между братьями началась борьба. В 1097 г. в Любоче по инициативе князя Владимира Мономаха (сына Всеволода, переяславского князя) проведен княжеский съезд, который установил новый принцип организации власти на Руси - каждый князь правил в своей земле, Русская земля не считалась единым владением княжеского дома, а наследственным владением ветвей княжеского дома. Юридически закреплялось начавшееся разделение Русской земли на княжества. После съезда борьба за земли и власть продолжалась. Временно единство Древнерусского государства было восстановлено при Владимире Всеволодовиче Мономахе, ставшем Киевским князем в 1113 г., после смерти Святополка Изяславовича и народного восстания киевлян против ростовщиков, спекулянтов хлебом и солью. Однако после смерти его сына - Мстислава Великого (Киевский князь в 1125 - 1132 гг.) Русская земля вновь распалась на княжества, перестали действовать экономические и политические рычаги - войско, система наместничества, налоговая политика, приоритет княжеской казны во внешней торговле и т.д. Но все-таки, хотя власть Киевского князя слабела, была как - бы номинальной, а в междоусобной борьбе князья еще стремились осесть в Киеве. Политическое единство держалось на единстве княжеского рода. Князья занимали Киевский престол по старшинству. Это избавляло их от необходимости увеличивать свою волость. Например, князь Изяслав Мстиславович за свою жизнь переменил 6 волостей. Главной целью усобиц, как считает С.М. Соловьев, было поддержать свое право на старшинство, свое место в родовой лестнице. С 1169 г. складывался новый порядок, что связано с именем владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Андрей Боголюбский захватил Киев, получил официально титул великого князя Киевского, но не переехал туда, жил во Владимире, а Киев передал младшему брату. Падает престиж и значение Киева как центра Древнерусского государства. Русь распадается на множество княжеств, число которых не было постоянным, но главными, наиболее мощными, значимыми были Киевское, Переяславское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицко - Волынское, Ростово-Суздальское (Владимиро - Суздальское), Новгородская земля. На обломках Киевской Руси возникли разные виды государственности: сильная княжеская власть во Владимиро - Суздальском княжестве, прообраз республики в Новгороде (вече и боярство доминировали над князем), противостояние сильного боярства и княжеской власти в Галицко - Волынском княжестве. Различия оказали влияние на дальнейшее развитие русских земель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.