Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология манипулирования людьми




Финансовые мотивы применения психологического тестирования — это всего лишь верхушка айсберга. Истинные мотивы тех или иных со­циальных мероприятий всегда ле­жат в глубине, и определяются они доминирующей в обществе идеоло­гией.

По мнению британского психоло­га Дж. Равена, практика тестирова­ния в рамках средней и высшей шко­лы есть не что иное, как1 выполнение социального заказа на расслоение людей по культурно-экономическим признакам. Кто инициирует этот за-


тестирование и право личности на собственный вариант развития 73


каз? Правящая элита, которая заин­тересована в создании социального слоя людей с определенными качест­вами (Равен, 1999).

Ведь что такое тест? Это идеаль­ный инструмент для разделения лю­дей по определенным критериям, ко­торые закладываются автором теста в его содержание и конструкцию.

К сказанному следует добавить, что любой тест интеллекта как изме­рительный инструмент чрезвычайно чувствителен к уровню социализа­ции тестируемого (например, по дан­ным большинства американских ис­следований, IQ ребенка имеет высо­кую положительную корреляцию с социально-экономическим стату­сом семьи, при этом особо важную роль играет показатель профессио­нального статуса отца). Те же, кому «не повезло» с условиями своего со­циального развития, в условиях се­лективного тестирования, естествен­но, будут иметь более низкие показа­тели «коэффициента интеллек­та» (IQ).

Нельзя не обратить внимание на одно поразительное обстоятель­ство. По мере развития тестологиче-ских исследований выяснилось, что в понятии IQ содержится колоссаль­ный потенциал социальной агрес­сии, поскольку ни одно другое пси­хологическое понятие никогда не претендовало на роль фактора управления жизнью общества в ре­жиме игнорирования прав личнос­ти. Доказательством сказанного яв­ляется книга американских психо­логов Р. Херрнстейна и Ч. Мюррея «Кривая в форме колокола: интел­лект и классовая структура в амери­канском обществе» (Herrnstein, Murray, 1994). Авторы приводят ре-


зультаты многочисленных корреля­ционных исследований, свидетель­ствующих о том, что лица с низким IQ (от 50 до 90) по своему экономи­ческому положению находятся за чертой бедности, имеют низкий об­разовательный уровень, являются плохими родителями, живут на по­собия, склонны к криминальному поведению, их дети также имеют низкий IQ и т. п. В итоге ими был сделан вывод о необходимости из­менения социальной политики в американском обществе: отказа от программ материальной и образо­вательной поддержки лиц с низким IQ и, напротив, создания благопри­ятных условий для так называемой «когнитивной элиты» (лиц с IQ вы­ше 125). В основе столь радикаль­ных суждений лежит убеждение ав­торов в том, что именно IQ является причиной экономического и соци­ального поведения людей.

Возможность альтернативной ин­терпретации при этом игнорируется, а именно: у людей, выросших и жи­вущих в бедности, не получивших доступа к качественному образова­нию, привыкших к позиции государ­ственного иждивенца в силу невоз­можности получить интересную ра­боту и т. д., складывается такая спе­цифическая среда жизнедеятельнос­ти, которая необратимо затормажи­вает их интеллектуальное развитие и приводит к снижению IQ.

Таким образом, тесты интеллек­та — это не просто набор заданий на раскрытие значений слов, реше­ние арифметических примеров и сло­жение узоров из кубиков. Это — при определенных условиях — мощное средство манипулирования жизнью общества, блокирующее одно из


 


 

 

 


 

 


 



М.А. Холодная. Психологическое


 


важнейших прав личности — право быть умным (добавим: быть умным на свой манер).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.