Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая эффективность человеческого капитала




В целях упрощения примем размеры человеческого капитала равными инвестициям в образование, а доходы от человеческого капитала – разнице в пожизненных заработках двух слоев общества – получивших высшее и среднее образование. Условность этого допущения проистекает оттого, что повышенные заработки лиц с высшим образованием могут объясняться не столько инвестициями в образовании, сколько монополизацией рабочих мест с высоким доходом кругом лиц, имеющих доступ к высшему образованию.

Оценка человеческого капитала в денежном выражении может быть осуществлена следующим образом:

Ф0 = Ио * Ч,
где
Фо – оценка человеческого капитала, или образовательный фонд, накопленный населением к тому или иному моменту времени; Ио – стоимость одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков); Ч – число человеко-лет образования с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года, накопленное населением к тому или иному моменту времени.

Общий объем человеческого капитала индивидуума рассчитывается также по формуле:

У = X0 + RСn,
где
Уn – размер человеческого капитала индивидуума или заработки человека имеющего n лет образования; Х0 – заработки человека, имеющего нулевое образование;
R – текущая норма отдачи вложений в образование; Сn – объем инвестиций в n лет обучения.

Как рассчитать результаты от использования человеческого капитала? В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:

Ч = Дв – Д0,
где
Ч – результат от использования человеческого капитала; Дв – пожизненные заработки лиц с высшим образованием; Д0 – пожизненные заработки лиц с нулевым образованием.

Экономическая эффективность показывает соотношение издержек и выгод. К основным показателям эффективности человеческого капитала относятся отдача затрат на получение образования, интеллектуалоемкость производства и внутренняя норма отдачи затрат на получение образования.

Отдача затрат на получение образования определяется по формуле:
,
где
Ч – отдача затрат на получение образования; Дв – пожизненные заработки лиц с высшим образованием; Д0 – пожизненные заработки лиц с нулевым образованием.
С0 – затраты на получение образования.

Внутренняя норма отдачи человеческого капитала (экономики образования) определяется по формуле:

где
В0 – доход от образования в некоторый момент времени t = n; С0 – издержки обучения в некоторый момент времени; t –число лет между осуществлением издержек обучения и получением дохода; n – число периодов.

Чем больше знаменатель, тем больше значение уравнения. но с увеличением периодов времени левая часть уравнения увеличивается, а правая – уменьшается. Чем выше r, тем прибыльнее инвестиции, тем быстрее движутся навстречу друг другу левая и правая части уравнения. С учетом этих условий подбирается такое значение r, что левая и правая части уравнения выравниваются. Это значение r и есть внутренняя норма отдачи. В общем случае, если внутренняя норма отдачи больше банковского процента, то проект эффективен и наоборот.

Рассмотрим условный пример расчета экономической эффективности индивидуальных вложений в образование. Предположим, что общий уровень цен остается стабильным в течение четырех лет. Процентная ставка в течение этого периода времени остается стабильной и составляет 10 %. Все связанные с инвестициями в образование затраты и выгоды приводятся к единому моменту времени путем дисконтирования по формуле:

где
Dt – будущая величина дохода; Dc – сегодняшняя величина дохода;
r – текущая процентная ставка; t – число лет.

Все затраты индивида на обучение включают в себя плату за обучение и упущенные за это время заработки, которые рассматриваются как отрицательные доходы. Затраты на обучение нужно сравнить с ожидаемыми выгодами более высоких заработков после обучения.

Пусть у Антона есть два альтернативных проекта.

Первый: в течение четырех лет работать клерком в банке и иметь потенциальный заработок в размере 6000 долларов в год. Второй: окончить одногодичные курсы повышения квалификации “Маркетинг в банке” стоимостью 2000 долларов. После окончания курсов ему обещают место специалиста в отделе маркетинга коммерческого банка в течение трех лет. За эти годы Антон рассчитывает получить прирост к своему потенциальному заработку клерка в размере 3000, 4000, 5000 долларов соответственно.

Какой из этих проектов выбрать Антону?

Для решения задачи нам необходимо определить эффективность проектов, т. е. сопоставить затраты на образование с выгодами от его получения по каждому проекту. Там, где эффективность выше, там проект лучше.

В случае обучения на курсах затраты Антона будут состоять из платы за обучение на курсах в размере 2000 долларов и упущенных заработков в размере 6000 долларов. Всего затраты на обучение по этому проекту составят 8000 долларов. А каковы выгоды? В данном случае выгоды – это текущая ценность потока чистых поступлений, получаемых лицом, осуществляющим инвестиции:

или В = 2727 + 3305 + 3575 = 9789
Эффект = Выгоды – Затраты = 9789 –8000 = 1789.

В случае отказа от обучения затраты Антона составили бы нулевую величину, и соответственно выгоды также были бы равны нулю. Таким образом, проект предусматривает получение образования предпочтительнее отказа от него.

На рынке труда в сфере эффективности человеческого капитала характерны следующие тенденции. Во–первых, наблюдается резкий спад доходности человеческого капитала при выходе на пенсию. Во–вторых, внутренние нормы отдачи человеческого капитала выравниваются. Механизм выравнивания таков. В условиях свободной конкуренции недостаток предложения рабочей силы определенной профессии и квалификации вызовет на рынке труда повышение относительного уровня заработной платы данной категории работников. Это приведет к росту отдачи вложений на их подготовку. Увеличение нормы отдачи вложений в образование (профессионально–квалификационную подготовку) приведет к росту численности обучающихся по данной специальности и выходу их на рынок труда. Постепенно предложение повышается, и нехватка рабочей силы данного профессионально–квалификационного уровня на рынке труда устраняется. При равновесии спроса и предложения на рынке труда соотношение между затратами на подготовку рабочей силы данного уровня и уровнем ее оплаты будет оптимальным, а внутренние нормы отдачи будут выровнены. В–третьих, не всякие вложения в образование становятся инвестициями в человеческий капитал, но только те из них, которые способствуют экономическому росту общества.

Концепция человеческого капитала позволяет говорить о необходимости многокомпонентной заработной платы. Зарплата любого работника может быть разбита на четыре компоненты. Одна часть зарплаты выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и все, кто занимается в данной организации аналогичными обязанностями, получают за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть зарплаты определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники фирмы получают эту компоненту зарплаты, но ее величина ежегодно регулируется. Выплата третьей компоненты зависит от качества рабочей силы в целом. Четвертая компонента варьируется для каждого работника, и ее величина определяется достигнутыми им результатами в предшествующий период.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Человеческий капитал представляет собой запас знаний, способностей, навыков и умений человека, которые способствуют его доходам.

2. Концепция человеческого капитала позволяет проанализировать человека с позиций издержек и выгод вложений в него как главный элемент богатства.

 

 

ТЕМА 5. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО
5.1. Сущность богатства
5.2. Национальное счетоводство на основе учета запасов
5.3. Национальное счетоводство на основе учета потоков
5.4. Валовой национальный продукт, чистый национальный продукт и другие категории, выводимые из национального счетоводства на основе учета потоков
5.5. Недостатки систем национального счетоводства. Сравнения национального богатства в пространстве и времени




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.