Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Светское государство





Светским государством считается такое государство, в котором религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не оказывают никакого влияния на государственное устройство, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.
Светский характер Российского государства (ст. 14 Конституции РФ) означает отсутствие определенной церковной иерархии, стоящей над государственной властью.
Светское государство предопределяет и содержание государственного образования. Оно должно носить светский характер, исключающий влияние религии. Это нашло отражение в Федеральном законе от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях»4.
В ч. 2 ст. 14 Конституции РФ содержится положение, которое указывает на отделение религиозных объединений от государства.
Это означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную дея­тельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения граждан могут принимать участие в социаль­но-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений в Российской Федерации.
В Российской Федерации все религии и религиозные объединения равны перед законами государства (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ) и ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никаким преимуществом и не могут быть подвержены никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений (ст. 28 Конституции РФ) нейтрально, т. е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.


8 вопрос: Конституционные основы организации государственной власти.

Организация государственной власти осуществляется на основе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ).
Разделение властей является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека.
В РФ принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».
В Конституцию РФ 1993 г. этот принцип был внесен в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свою власть самостоятельно.
Благодаря принципу разделения властей в системе государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа.
Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые ветви предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.
Вместе с тем все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный организм. Их отношения строятся на основе системы сдержек и противовесов, устанавливаемых Конституцией РФ и законами.
Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, создавая национальную систему законодательства, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей, в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов.
Таким образом, законодательная власть обладает верховенством. Однако верховенство законодательной власти не имеет абсолютного характера. Пределы ее деятельности ограничены принципами права, естественными права человека. Она находится под контролем специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
Задача органов исполнительной власти – создание эффективного механизма реализации норм принятого законодательства.
На федеральном уровне исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, оно организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы). В субъектах Федерации исполнительную власть осуществляют президенты (в республиках), губернаторы и правительства субъектов РФ.
Деятельность исполнительной власти должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и должностные лица не имеют права издавать акты, устанавливающие новые права или обязанности граждан и организаций, не предусмотренные законом.
Сдерживание исполнительной власти достигается посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти.
В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц в судебном порядке (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, призваны разрешать различные споры по поводу правильности (или неправильности) применения норм законодательства в конкретных правоотношениях.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой – его важнейшей задачей является контроль за нормативными актами этих властей. И таким образом, судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Судебную власть осуществляют суды: на федеральном уровне – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, на региональном уровне – суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые суды, суды присяжных заседателей, а также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ в числе органов, осуществляющих государственную власть в РФ, на первом месте стоит Президент РФ.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: к какой ветви власти относится Президент? Мнения ученых разные. М. В. Баглай пишет: «Власть, которая не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной, –это власть загадочная по своей юридической природе…ответом на эту загадку, рожденную Конституцией, может быть только включение президентской власти в исполнительную власть». Этого же мнения придерживаются В. В. Лазарев, М. Н. Марченко, А. А. Безуглов и С. А. Солдатов.
По мнению Е. И. Козловой и О. Е. Кутафина, «Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей» и на этом основании делается вывод о существовании у нас «института президентской власти».
По мнению Г. Н. Чеботарева, «выделение президентской власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти ставит под сомнение корректность формулировки статьи 10 Конституции России»5.
Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией РФ (ч. 2 ст. 80), Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти.
Итак, единство всей системы государственной власти в России предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются вышеназванные самостоятельные органы государства. С другой стороны, принцип разделения властей находит свое проявление в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ч. 2, 3 ст. 11 Конституции РФ).
Таким образом, разделение властей выступает как кардинальный принцип организации государственной власти, как одна из ведущих основ конституционного строя России.

Организация государственной власти осуществляется на основе разграничения государственной власти и местного самоуправления (ст. 12).
К числу важнейших проявлений демократизма относится наличие местного самоуправления. В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12). Местное самоуправление – одна из форм народовластия и включение местного самоуправления в число основ конституционного строя − несомненный признак правового государства. В Конституцию РФ включена отдельная глава 8, непосредственно регулирующая вопросы местного самоуправления (ст. 130 – 133).
Местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление действует в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Федерации, законами РФ и законами субъектов Федерации, а, следовательно, оно производно от государства. Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы – в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти.
По своей правовой природе местное самоуправление является одним из видов власти (ст. 3 Конституции РФ), которая отличается от государственной власти следующими признаками:

  1. Территориальной ограниченностью;
  2. Более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями (прямое волеизъявление в виде сходов, собраний, конференций, местных референдумов и т.д.)
  3. Многообразием организационных форм осуществления местного самоуправления, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения.
  4. Самостоятельность, автономность местных органов.

Таким образом, суть местного самоуправления заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении вопросов местного значения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.