Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Понятие и формы государственно-территориального устройства




Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов.
Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым, предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.
Под формой государственного (территориально-политического) устройства понимают внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.
По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).
Унитарное государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, провинций, районов и др.) и не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.
Большинство государств мира (около 85%) приняли именно эту форму государственного устройства.
Унитарное государство характеризуется рядом особенностей, которые позволяют отличать его от любых сложных государств:
1. Структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и др. административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные.
В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти. К таким государствам относятся Франция, Турция и др.
В децентрализованных структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом тем не менее они не обладают (Италия, Япония и др.).
Большинство унитарных государств включают только те или иные административно-территориальные единицы и не имеют каких-либо автономных образований. Однако следует обратить внимание на то, что в ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия.
Наличие административных автономий в унитарных государствах порождает определенные трудности в отграничении их от федераций. Общее правило здесь таково: объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.
2. В унитарном государстве существует единая законодательная власть, единая исполнительная власть, единая судебная власть.
3. Наличие единой конституции, единой территории, единой системы права, единого гражданства.
Сложные – это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.
К ним относятся: империи, федерации и конфедерации.
Империя представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого – император, кроль, царь и т.п. (например, Римская, Российская Британская и др.). Для империи характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация зависимых народов. В настоящее время в мире в чистом виде империй не существует.
Конфедерация – союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.) (Европейский Союз)
Федерация – в переводе с латинского «союз», представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью.
В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства.
Федеративные государства отличаются от унитарных следующими признаками:
1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус.
2. Территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении, она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации.
3. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура парламента.
4. Двухканальная система налогов (федеральная и региональная).
Как и унитарные государства, федерации далеко не одинаковы.
Чаще всего в науке конституционного права федерации подразделяются:
а) по способу своего возникновения (создания):
− договорные (союзные)
− конституционные (автономные)
− договорно-конституционные федерации
Договорные федерации возникают на основе соглашения (договора), заключаемого между самостоятельными государствами. Так, США и Швейцария возникли в результате союза независимых штатов и кантонов. На основе договора были образованы также СССР, Югославия.
Конституционные федерации создавались на основе конституции страны или иного конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Таким путем были созданы, например, ФРГ (1949 г.), РСФСР (1918 г.) и ряд др. федераций.
Договорно-конституционные федерации сочетают в себе признаки договорных и конституционных федерации. Современная РФ является договорно-конституционной.
б) по своей структуре (по принципу симметрии):
− симметричные
− ассиметричные
Симметричными федерациями являются такие, составные части которых однородны по своей природе и в соответствии с конституцией страны равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Германия, Австрия и др.). Однако следует отметить, что абсолютно симметричных федераций не существует, поскольку в любой федерации имеются элементы асимметрии.
Большинство федераций мира – асимметричные, т.е. они характеризуются юридическим и фактическим неравенством субъектов.
РФ относится к асимметричным федерациям – субъекты федерации не одинаковы. По своей государственно-правовой природе субъекты РФ разные. В то же время Конституция РФ говорит об их равноправии. Возможно ли это, чтобы разные по природе субъекты обладали равным правовым статусом? Представляется, что это невозможно, т.е. Россия состоит из неравноправных по статусу субъектов Федерации. Москва такой же субъект Федерации, как и другие, но одновременно она выполняет и роль столицы.
Такая разнородность субъектов Федерации остается серьезнейшим фактором дестабилизации России. Возможно, в будущем Россия будет существовать в качестве классической симметричной федерации с элементами асимметрии.
в) по характеру взаимоотношений между федерацией и ее субъектами:
− централизованные
− децентрализованные
Централизованной является федерация, в которой общенациональные интересы преобладают над интересами отдельных членов федерации (СССР, Индия).
В децентрализованных федерациях в основу положен принцип субсидиарности, т.е. их субъекты владеют значительным объемом полномочий в политической, экономической и социальных сферах. (США, Германия, Швейцария).
Но каждая страна имеет элемент неповторимости, уникальности, и в этом смысле Россия тому подтверждение.
Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза. Распад федераций обычно происходил в ходе революционных восстаний, т.е. в не правовых формах. Но в спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации и признают высшую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными государствами.
Наряду с понятием «федерация» существует понятие «федерализм». Стоит обратить особое внимание на то, что смысл понятия «федерализм» намного шире и глубже понятия «федерация».
Федерализм закреплен как одна из основ конституционного строя России. Конституционный смысл понятия "федерализм" отражен в преамбуле Конституции Российской Федерации, в ст. 1, 4, 5, 11, 65, 68 и др.
Преамбула Конституции РФ выражает добровольное желание всех наций, народов, субъектов Российской Федерации, т.е. всего многонационального народа России, сохранить "исторически сложившееся государственное единство".
Федерализм выступает как юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик и территорий.
Федерализм – это принцип, концепция государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.
Таким образом, как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне, т.е. это процесс разрешения конфликтов. Как режим государственного устройства федерализм – это распределение полномочий между центром и регионами.
Федерализм может существовать без федерации, но существование федерации невозможно без существования федерализма. Это означает, что существуют унитарные государства с сильно развитым началом федерализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.