Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Принципы избирательного права РФ




На основе международных документов и опыта развития представительной демократии в нормативных правовых актах многих государств закреплен ряд общих принципов избирательного права, составляющих его содержание. Их соблюдение придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Серьезные отступления от этих принципов или их нарушение приводят к подрыву доверия к выборам и результатам голосования.
Принцип всеобщности (или отсутствие какой-либо дискриминации) заключается в том, что граждане могут избирать и быть избранными по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений и др. Однако всеобщее избирательное право, в особенности пассивное, ограничено рядом дополнительных условий или цензов, связанных не только с возрастом, но и с гражданством, рождением, проживанием и другими факторами.
В Российской Федерации всеобщее избирательное право означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Так, Конституцией РФ установлено, что Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 35 лет (ст. 81); депутатом Государственной Думы – гражданин России, достигший 21 года (ст. 97).
В Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными две категории граждан России: признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это правило записано в ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, действует с ноября 1991 года. До этого согласно Закону РСФСР от 27 октября 1989 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР»24 в выборах не участвовали наряду с психическими больными гражданами, признанными судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы с санкции прокурора и находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.
Современное избирательное законодательство России содержит норму, в соответствии с которой при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока (ч. 7 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях…»).
Прямое избирательное право – право граждан непосредственно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Вместе с тем многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (их называют иногда многоступенчатыми). Косвенные выборы имеют два варианта. При первом варианте выборы проводятся специально созданной для этого избирательной коллегией. Примером этого является избрание президента США, когда избиратели голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем уже выборщики, собравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленного заранее кандидата в президенты от той или иной партии. При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой избирательной коллегией, а постоянно действующими органами (избрание президентов парламентами в Греции, Турции и других странах).
Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В прошлом такая система использовалась в СССР, на Кубе, в Анголе, Мозамбике. В настоящее время она существует в Китае.
Достоинство косвенных выборов в том, что в вышестоящие инстанции избираются более грамотные и профессиональные депутаты (поскольку они избираются профессионалами) из «своего круга» – нижестоящими депутатами. Однако в силу этого ослабляется связь с избирателями, поскольку многоступенчатые выборы искажают их волю и не всегда выбор коллегии профессионалов (часто с бюрократическим менталитетом) совпадает с выбором простых людей25.
Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые – могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов и должностных лиц, влияющих на жизнь страны. Поэтому вопрос о применении той или иной системы выборов – это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей, национальной спецификой26.
Принцип равного избирательного права. Этот принцип является одним из элементов справедливости выборов. Концепция равного избирательного права традиционно выражается формулой «один человек – один голос».
Этот принцип отражен в действующей Конституции РФ и избирательном законодательстве, суть которого состоит в следующем:

1) избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос. В законах закреплено важнейшее положение, обеспечивающее равное избирательное право – гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке;
2) голоса избирателей равны, т. е. коэффициент избирательного влияния всех участников выборов одинаков;
3) все граждане участвуют в выборах на равных основаниях (с равным правом стать инициатором выдвижения кандидата, участвовать в предвыборной агитации);

4) избирательные округа по выборам равны между собой по количеству избирателей.
Следующим принципом избирательного права является тайное голосование. Это голосование, при котором исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Это одна из гарантий действительно свободных выборов. Достигается это рядом организационных гарантий и правил, устанавливаемых законодательством о выборах. Избирательные бюллетени не нумеруются, для заполнения бюллетеней избирателям предоставляются специально оборудованные кабины или комнаты, в которых не допускается присутствие посторонних лиц. После заполнения бюллетени опускаются в ящики, исключающие возможность доступа к бюллетеням до окончания времени голосования и начала подсчета голосов.
Тайное голосование представляет собой давно признанный механизм, обеспечивающий изоляцию избирателей от запугивания.
В основе требования, касающегося проведения выборов путем тайного голосования, лежит Всеобщая декларация прав человека, которая гласит, что выборы «должны проводиться путем тайного голосования или же посредством других различных форм, обеспечивающих свободу голосования» (п. 3 ст. 21). В Международном пакте о гражданских и политических правах это положение развивается далее и решительно заявляется, что выборы должны проводиться «при тайном голосовании» (ст. 25). Эта норма проистекает из убеждения международного сообщества: чтобы выборы были действительно свободными, соответствующая процедура должна гарантировать: то, как проголосовал или как будет голосовать любой избиратель, является его абсолютной привилегией. Это требование касается всего, начиная с составления избирательных бюллетеней и кабин для голосования и заканчивая правовыми положениями, устанавливающими, что ни один голосующий не может быть принужден каким-либо юридическим или государственным органом объявить, как он голосовал или как он намерен голосовать.
Только тайное голосование способно выявить подлинную волю народа, в противном случае выборы превращаются в принудительное утверждение народом навязанных ему должностных лиц.
Принцип свободного участия в выборах применяется в большинстве стран и означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без государственного принуждения. Не допускаются любые формы воздействия на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Поскольку выборы – это информационная атака на избирателя, подлинно свободный характер выборов подразумевает ограничение информационно-психологического воздействия, которое обеспечивается: плюрализмом мнений (которые уравновешивают друг друга); запретом давления на избирателя, угроз, шантажа и т. д.; запретом подкупа избирателей; запретом проводить агитацию за день до выборов и в день выборов; запретом контролировать волеизъявление избирателей27.
Добровольное участие в выборах также гарантируется ответственностью должностных и иных лиц, препятствующих выражению граждан своего волеизъявления в ходе подготовки и проведения выборов (ст. 141 УК РФ, глава 5 КоАП Российской Федерации).
К универсальным принципам организации выборных институтов публичной власти относятся открытость и гласность. Федеральное избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного принципа. Каждый избиратель в ходе избирательной кампании имеет право искать, получать и распространять информацию, касающуюся образования избирательных округов и участков; состава избирательных комиссий; местонахождения и времени их работы; итогов регистрации; сведений о кандидатах, их доверенных лицах; предвыборных программ кандидатов и избирательных объединений; итогов голосования и результатов выборов. Эти сведения публикуются в печати, оглашаются по радио и телевидению, в других средствах массовой информации.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов.
Гласность предполагает не только объективное освещение избирательной кампании, но и участие общественности в контроле за ходом проведения выборов.
Так, гласность обеспечивается, в частности, введением в избирательный процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, обязательностью официальной публикации полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.
Принцип обязательности выборов основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти. Правовой режим обязательности проведения всех видов выборов установлен в статьях 8-10 Федерального закона «Об основных гарантиях и избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
– выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ст. 9);
– изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов не допускается (ч. 2 ст. 8);
– выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Если они не назначат выборы, а также в случае их отсутствия, выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. Если избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, то выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти и местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст. 10).
Принцип периодичности выборов связан с правовыми ограничениями полномочий выборных органов государственной власти по срокам их исполнения. Это означает, что выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени.
Этот принцип позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические партии считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности своего политического курса или в своей способности должным образом скорректировать его и т. д.
Таким образом, периодичность проведенных выборов является одним из необходимых условий демократичности и легитимности формируемых через избирательный процесс государственных институтов.
Принцип альтернативности выборов является нормативным начальным и конечным условием проведения избирательных кампаний и юридического признания их результатов. Собственно понятие «альтернативность выборов» было введено в юридический оборот определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года по запросу Читинской областной Думы. Конституционный Суд квалифицировал альтернативность в качестве важнейшего условия подлинно свободных выборов, обеспечивающего избирателю реальную возможность отдать предпочтение одному из нескольких кандидатов путем свободного волеизъявления28.
Принципиально новым юридическим элементом современной системы избирательного права является гарантия избирательных прав граждан Российской Федерации. Гарантийные нормы выполняют правообеспечительную функцию в механизме правового регулирования всех видов выборов. Введение в избирательное право института организационных, информационных и процессуальных гарантий реализации и защиты субъективного политического права граждан – качественно новый шаг на пути развития современного избирательного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.