Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Организация работы Президента РФ





Как и в любом государстве, Президент РФ работает опираясь на большое количество помощников, советников и др. Они объединены в единой структуре – Администрации Президента РФ.
Администрация Президента является государственным органом, сформированным в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента и осуществляет контроль за исполнением решений.
Администрация – это конституционный государственный институт, играющий важную роль как в деятельности самого Президента РФ, так и в функционировании всей системы органов государственной власти.
Формирование и общее руководство Администрацией осуществляется Президентом РФ.
Администрация Президента часто подвергается реорганизациям, в соответствии с Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. (с изм. от 1 августа 2005 г.) № 490, которым утверждено Положение об Администрации Президента РФ, в состав Администрации входят:
− Руководитель Администрации Президента;
− Два заместителя руководителя – помощника Президента
− Помощники Президента;
− Пресс-секретарь Президента,
− Руководитель протокола,
− Полномочные представители Президента в федеральных округах;
− Советники Президента;
− Полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде;
− Старшие референты;
− Референты Президента;
− и иные должностные лица Администрации;
− Управления Президента РФ;
− иные самостоятельные подразделения Администрации.
Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов. Помощники Президента РФ по решению Президента РФ могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации.
Число помощников, число советников, число старших референтов и референтов Президента РФ определяется Президентом РФ.
Администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ, наименованием «Администрация Президента РФ», расчетные и текущие счета в банках и др. кредитных организациях.
Основные функции Администрации Президента РФ:
1. Подготовка законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы.
2. Подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений.
3. Обеспечивает деятельность Совета Безопасности РФ, Государственного Совета РФ и др. совещательных и консультативных органов при Президенте РФ.
4. Подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ.
5. Подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
6. Сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом.

1 вопрос: Федеральное Собрание –
парламент Российской Федерации: общие положения.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 10) государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную ветвь власти согласно ст. 94 Конституции РФ осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. С принятием Конституции РФ 1993 года изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти России. Федеральное Собрание, в отличие от прежнего Верховного Совета не является высшим органом государственной власти. Если в прежней Конституции РФ за Верховным Советом признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, то в соответствии с нынешней Конституцией РФ круг вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, более ограничен.
Федеральное Собрание является представительным и законода-тельным органом, олицетворяет представительство российского народа.
Основной функцией парламента является деятельность по принятию федеральных конституционных и федеральных законов, которые имеют прямое действие на территории России.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Конституции РФ устанавливается, что Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
По аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных пар­ламентов Совет Федерации часто характеризуют как верхнюю палату парламента, а Государственную Думу как нижнюю. Однако такая характеристика не установлена Конституцией РФ. Каждая палата в соответствии с Конституцией РФ наделяется собственной компетенцией и действует самостоятельно. Но в ходе законодательной деятельности палаты могут и должны взаимодействовать между собой, для чего Конституцией предусмотрены соответствующие правовые механизмы.
В соответствии с Конституцией РФ, которая в качестве фундаментального принципа конституционного строя определила концепцию о четком разделении властей и их взаимодействии, Федеральное Собрание следует рассматривать как самостоятельный, постоянно действующий представительный орган государственной власти, образуемый в целях осуществления одной из важнейших функций государства – законодательной деятельности.
Совет Федерации и Государственная Дума, хотя и составляют единое целое – парламент России – однако вследствие разных полномочий, предметов ведения проводят раздельные заседания и принимают самостоятель­ные решения. Вопросы процедуры заседаний устанавливаются в Регламенте палат. По Конституции РФ (ч. 3 ст. 100) лишь в трех случаях палаты собираются совместно: при заслушивании посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Совет Федерации призван обеспечивать учет мнений субъектов РФ по коренным вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики страны. Государственная Дума представляет интересы населения России в целом.
Органическое единство во многих зарубежных двухпалатных парламентах достигается благодаря тому, что обе палаты осуществляют законодательные функции и в этом отношении являются равными по своему правовому статусу. Этот принцип закреплен в Конституции РФ, предусматривая не только право на законодательную инициативу для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, но и совместную ком­петенцию этих палат по ряду ключевых вопросов государственной полити­ки. Так, только при обоюдном согласии Государственной Думы и Совета Федерации принимаются решения по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, таможенного регулирования, а также денежной эмиссии (ст. 106 Конституции РФ).
Будучи представительным и законодательным органом власти России, Федеральное Собрание занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти.

2 вопрос: Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура.
Регламент и организация работы Совета Федерации.

Первый состав Совета Федерации был избран 12 декабря 1993 года на основании Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 11 ноября 1993 года1, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы проводились на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам (один округ – два мандата), образуемым в рамках границ субъектов Российской Федерации. В соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции РФ Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 году, был избран на два года. Таким образом, порядок выборов Совета Федерации первого созыва был исключением из общего принципа формирования этой палаты, установленного ст. 95 и 96 Конституции РФ.
Согласно ч. 2 ст. 96 Конституции РФ порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. 5 декабря 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»2. В соответствии с этим законодательным актом в Совет Федерации входили по
два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г.
№ 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»3 членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. И происходит это по-разному, в зависимости от его структуры.
Если в субъекте Федерации однопалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, то тогда представитель от этого органа избирается этим же органом на срок его полномочий. Обычно это 4 года.
Если двухпалатный, то такой представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Кандидатура для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа вносится на рассмотрение этого органа его председателем.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.
Полномочия члена Совета Федерации, начинаются со дня принятия Светом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации.
Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации – представителя того же органа государственной власти субъекта РФ.
Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращен досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации РФ.
Такой порядок формирования Совета Федерации означает, что палата не имеет установленного срока осуществления своих полномочий.
В течение года в Совете Федерации будет неоднократно происходить смена каких-то его членов.
Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации заседает отдельно от Государственной Думы (ч. 1 ст. 100), из своего состава он избирает Председателя и его заместителей (ч. 1 ст. 101). Далее в ч. 3 ст. 101 Конституции РФ закрепляется право Совета Федерации образовывать комитеты и комиссии, проводить по вопросам своего ведения парламентские слушания.
Внутренняя организация Совета Федерации определяется постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ»4.
Совет Федерации играет важную роль в осуществлении государственной власти и обладает широкими полномочиями, которые закрепляются в ст. 102, 104, 105, 106, 108 Конституции РФ.
В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы (в соответствии со ст. 102 Конституции РФ):
1. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
Данный вопрос рассматривается Советом Федерации с согласия субъектов Федерации, границы между которыми предлагается изменить. Последние представляют в Совет Федерации соглашение об изменении границ и его обоснование, утвержденные законодательными (представительными) органами государственной власти каждого из этих субъектов, обоснование указанного соглашения, согласованное субъектами РФ, и карта местности.
Решение об утверждении изменения границ между субъектами РФ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением. Если данное решение не набрало нужного количества голосов, ходатайство об изменении границ откланяется, что также оформляется постановлением Совета Федерации.
Принятое Советом Федерации постановление в недельный срок направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.
2. Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения.
Указ Президента РФ о введении на территории РФ или в отдельных ее регионах военного или чрезвычайного положения незамедлительно направляется в Совет Федерации. Если чрезвычайное положение вводится Президентом РФ на территории субъекта Федерации, то вместе с указом в Совет Федерации направляется документ, подтверждающий согласие на это органов государственной власти данного субъекта РФ на введении на его территории чрезвычайного положения.
Вопрос о введении военного или чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента представления в палату соответствующего указа. Решение об утверждении указа Президента РФ должно быть принято большинством голосов от общего числа членов палаты и оформлено постановлением Совета Федерации.
Если решение об утверждении указа Президента РФ не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, указ Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета Федерации незамедлительно направляется в соответствующие органы исполнительной власти для исполнения.
3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.
Вопрос о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории может инициироваться Президентом РФ, Правительством РФ, а также Советом Федерации, но при этом обязательно наличие заключения Президента РФ.
Данное заключение рассматривается предварительно в комитетах Совета Федерации. Заключение комитетов принимается большинством голосов от общего числа его членов.
После этого Совет Федерации собирается на заседание для рассмотрения вопроса. Решение о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории страны принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, оформляется соответствующим постановлением и в течение двух дней со дня направляется Президенту РФ.
4. Назначение выборов Президента РФ.
Основанием для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначении выборов главы государства является истечение конституционного срока пребывания действующего Президента РФ в должности либо досрочное прекращение им исполнения своих полномочий. Выборы назначаются Советом Федерации не позднее четырех месяцев до дня их проведения. В случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия или при отрешении от должности проводятся досрочные выборы. Досрочные выборы назначаются Советом Федерации в недельный срок с момента досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий.
В случае принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности назначение досрочных выборов проводится в день принятия указанного решения. Постановление о назначении выборов Президента РФ Совет Федерации принимает большинством голосов от общего числа членов палаты.
5. Отрешение Президента РФ от должности.
Процедура отрешения Президента от должности проводится в три этапа.
Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении Президентом иного тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думой.
На втором этапе необходимо получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.
Третий этап процедуры отрешения Президента от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. На заседание Совета Федерации приглашаются Президент РФ, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, члены специальной комиссии, Председатель Конституционного Суда и Верховного Суда РФ.
Решение выносится на основании рассмотренных всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если решение не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается.
Решение об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято в течение 3 месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными.
6. Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Кандидатуры на эти должности представляет Президент РФ. Совет Федерации рассматривает вопросы о назначении на должность судей в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления. Кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, который готовит заключение по каждой кандидатуре.
Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Данное решение оформляется постановлением.
Если одна или несколько кандидатур, представленных для назначения на должность судей, не наберут требуемого количества голосов, то на вакантные должности Президент РФ в двухнедельный срок представляет новые кандидатуры.
7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
Кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ представляет Президент РФ. Данная кандидатура рассматривается Советом Федерации в течение тридцати дней с предварительным обсуждением ее в комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
Генеральный прокурор РФ считается назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа членов палаты. Его назначение оформляется постановлением.
Если кандидатура не наберет требуемого количества голосов, Президент РФ вновь представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на указанную должность.
Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора РФ рассматривается Советом Федерации также на основании предложения Президента РФ.
8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.
Кандидатуры для назначения на эти должности представляет Совету Федерации комитет по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. По всем представленным кандидатам проводится тайное голосование. Кандидат считается назначенным на должность, если за него проголосовало большинство от общего числа членов палаты.
9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» Совет Федерации назначает на должность пять членов Центральной избирательной комиссии РФ. Кандидатуры для назначения на эти должности предлагают Совету Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Назначение проводится тайным голосованием и оформляется постановлением Совета Федерации.
По вопросу освобождения от должности члена ЦИК также проводится тайное голосование. Член ЦИК считается освобожденным от должности, если за это проголосовало более половины общего числа членов Совета Федерации.
10. Подготовка, рассмотрение и принятие обращений Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Совет Федерации может обратится в Конституционный Суд РФ:
а) с запросом о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ и ряда других правовых актов;
б) с запросами о толковании Конституции РФ;
в) с запросами о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В структуру Совета Федерации входит Совет палаты, комитеты и комиссии Совета Федерации. Для обеспечения своей деятельности Совет Федерации создает Аппарат Совета Федерации.
Совет палаты – это постоянно действующий орган Совета Федерации, образуемый для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности палаты.
В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации.
Полномочия Совета палаты:

  1. Утверждение графика заседаний Совета Федерации.
  2. Обсуждение степени подготовки вопросов, вносимых на заседание Совета Федерации.
  3. Рассмотрение проекта повестки дня заседания Совета Федерации.
  4. Принятия решения о проведении парламентских слушаний.
  5. Дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации и др.

В структуру Совета Федерации входят комитеты и комиссии, образованные из числа членов палаты.
Состав каждого комитета утверждается палатой большинством голосов.
Это решение оформляется соответствующим постановлением. В состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации, а в состав комиссии палаты не менее 15 членов Совета Федерации.
Комитеты занимаются подготовкой заключения по проектам федеральных законов, разрабатывают законопроекты и проекты иных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний, утверждают указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения и т.д.
Для улучшения работы и полноты рассматриваемых вопросов они могут образовывать подкомитеты.
В настоящее время в Совете Федерации функционируют 16 комитетов:
1) комитет по конституционному законодательству;
2) комитет по правовым вопросам;
3) комитет по делам Федерации и региональной политике;
4) комитет по вопросам местного самоуправления;
5) комитет по обороне и безопасности;
6) комитет по бюджету;
7) комитет по финансовым рынкам и денежному обращению;
8) комитет по международным делам;
9) комитет по делам Содружества Независимых Государств;
10) комитет по социальной политике;
11) комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
12) комитет по экономической политике, предпринимательству и собственности;
13) комитет по промышленной политике;
14) комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды;
15) комитет по аграрно-продовольственной политике;
16) комитет по делам Севера и малочисленных народов.
Совет Федерации может принять решение об упразднении отдельных комитетов либо образовании новых.
Как и сам Совет Федерации, его комитеты формируются без указания срока их полномочий, вследствие чего по мере вхождения в Совет новых членов происходят изменения состава комитетов.

Кроме комитетов в Совете Федерации работают различные постоянные или временные комиссии.
В настоящее время в Совете Федерации функционируют 7 комиссий:
1) комиссия по взаимодействию со Счетной палатой РФ
2) комиссия по Регламенту и организации парламентской деятельности;
3) комиссия по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
4) комиссия по делам молодежи и спорту;
5) комиссия по естественным монополиям;
6) комиссия по информационной политике;
7) комиссия по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.
Заседание комитета, комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствуют более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель или заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации. Заседание комитета, комиссии Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Заседания комитета, комиссии могут проводится непосредственно в субъектах РФ.
Комитет, комиссия Совета Федерации вправе проводить совместные заседания. Комитет, комиссия Совета Федерации осуществляет свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов.

Для обеспечения эффективной деятельности Совета Федерации образуется Аппарат Совета Федерации, структура и штаты которого утверждаются соответствующим постановлением палаты.
В своей деятельности Аппарат Совета Федерации руководствуется Конституцией РФ, законодательством РФ, решениями Совета Федерации, регламентом, положением об Аппарате Совета Федерации.
Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются:
1) правовое, организационное, документационное, информационно-аналитическое и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов, членов Совета;
2) правовое и организационное обеспечение межпарламентских связей;
3) правовое и организационное обеспечение согласительных процедур, используемых для разрешения возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой, Президентом РФ, Правительством РФ.
Руководитель Аппарата Совета Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Совета Федерации и оформляется распоряжениями Председателя Совета Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.