Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Конституционный Суд РФ: порядок формирования, состав, компетенция




Вопрос: Конституционно-правовой статус судей.

Конституционно-правовой статус судей – это определяемое Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности.
Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе РФ», и находят развитие в Законе РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г.
Конституция РФ (ст. 119) устанавли­вает следующие требования к кандидатам на должность судьи:
– кандидатом на должность судьи может быть только лицо, обладающее российским гражданством;
– судьями могут быть только граждане, достигшие 25 лет;
– наличие высшего юридического образования;
– стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Конституцией РФ (ст. 119) также предусматривается возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации.
Судья не имеет права быть депутатом законодательных (представительных) органов, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской деятельностью, совмещать судейскую деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Все эти ограничения направлены на обеспечение независимости судей, предусмотренной ст. 120 Конституции РФ. Ч. 1 ст. 120 Конституции РФ закрепляет принцип независимости судей: судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Независимость судей обеспечивается и другими гарантиями:
– несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления полномочий (ст. 121 Конституции РФ);
– неприкосновенность судей и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определенном федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ).
Обеспечению полного и независимого осуществления правосудия служит установленный ст. 124 Конституции РФ порядок финансирования судов только из федерального бюджета.
Статус, полномочия, порядок деятельности судей определяются Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями1, а также Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»2.

 

 

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный контроль – это проверка законов и других нормативных правовых актов, принимаемых органами публичной власти, с точки зрения их соответствия Конституции.
Правовым последствием признания закона неконституционным является то, что он теряет юридическую силу и перестает применяться.
В государствах, где существует конституционный контроль законов, он осуществляется либо в предварительном порядке (в отношении законопроектов и не вступивших в силу принятых законов), либо в последующем (в отношении обнародованных и вступивших в силу законов). В России воспринята концепция исключительно последующего судебного конституционного контроля (т.е. в отношении закона или иного нормативного правового акта, уже принятого и вступившего в законную силу), что нашло закрепление в ст. 125 Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».
Конституционный контроль можно классифицировать по ряду признаков:
1. По времени осуществления:
а) предварительный (превентивный, предупредительный) контроль, при котором акт проверяется до его вступления в силу;
б) последующий (репрессивный) конституционный контроль, который распространяется на вступившие в силу акты, юридически действующие.
2. По форме:
а) абстрактный контроль, означающий проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом;
б) конкретный контроль, который осуществляется только в связи с каким-то (чаще всего судебным) делом, при разрешении которого подлежат применению определенная норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности.
3. По содержанию:
а) формальный контроль, при котором проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституционности;
б) материальный контроль, который имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.
4. По месту осуществления:
а) внутренний контроль, проводимый самим органом, издавшим акт;
б) внешний контроль, проводимый иным органом.
5. С точки зрения правовых последствий:
а) консультативный – решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой;
б) постановляющий контроль – решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, т.е. если оно объявляеь акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу).
Субъекты конституционного контроля могут быть специализированными и неспециализированными.
К специализированным органам конституционного контроля относят – Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
К неспециализированным органам конституционного контроля относятся органы и физические лица, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта. В России к ним относятся: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
К объектам конституционного контроля относятся:
1) федеральные конституционные законы;
2) федеральные законы;
3) внутригосударственные договоры;
4) акты палат Федерального Собрания;
5) нормативные акты Президента РФ;
6) нормативные правовые акты Правительства РФ;
7) конституции республик, уставы конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов;
8) не вступившие в силу международные договоры РФ.
Конституция 1993 г. посвящает Конституционному Суду РФ много внимания: определяет численный состав Суда, порядок их назначения, определяет их компетенцию. Правовое регулирование Конституционного Суда осуществляется также на основе Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ».
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием (большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации).
Законом устанавливаются требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи – гражданин РФ, достигший не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющей высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.
Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда считается вступившем в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет.
Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Персональный состав определяется путем жеребьевки. В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ.
ФКЗ «О Конституционном Суде» перечисляет вопросы, которые могут рассматриваться исключительно в пленарных заседаниях (ст. 21), и вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат Конституционного Суда РФ (ст. 22).
Конституционный Суд РФ обладает значительными полномочиями, которые закреплены в ст. 125 Конституции РФ, хотя Суд может быть полномочен осуществлять иные функции.
Полномочия Конституционного Суда делятся на:
1) полномочия по проверке соответствия Конституции РФ законов и иных актов как РФ, так и ее субъектов;
2) полномочия по разрешению споров о компетенции между органами государственной власти;
3) полномочия по проверке по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) полномочия по толкованию Конституции РФ;
5) другие полномочия (например, право давать заключение в связи с выдвижением обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления).
Следует обратить внимание на ряд особенностей подачи жалоб гражданами в Конституционный Суд:
а) гражданин имеет право обратится в Конституционный Суд за защитой не всех нарушенных прав, а только предусмотренных Конституцией;
б) не каждый гражданин имеет право на подачу жалобы, а тот, который является стороной в гражданском деле или участником в уголовном или административном процессе;
в) объектом рассмотрения Конституционным Судом является не конкретное дело, а закон на предмет соответствия его Конституции РФ;
г) жалоба может быть подана гражданином в Суд на любой стадии рассмотрения дела в органе, применяющем оспариваемый закон.
Итогом работы Конституционного Суда РФ по рассмотрению дела в рамках его полномочий является принятие правового акта.
Конституционный Суд принимает различные виды решений, которые обладают общими чертами:

  1. они выносятся от имени государства;
  2. решения Конституционного Суда действуют непосредственно на всей территории РФ, они обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, граждан и их организаций;
  3. решения Суда окончательны и обжалованию не подлежат.

Все решения Конституционного Суда подразделяются на итоговые и иные.
Итоговое решение Суда по существу вопросов о проверке конституционности правовых актов, по разрешению споров о компетенции, по жалобам граждан, по толкованию Конституции РФ принимаются виде постановления.
Итоговое решение Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуются заключением.
Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определением.
Что касается юридической силы решений Конституционного Суда РФ, то Закон (ст. 79) устанавливает, что его решение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.