Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод добавленной стоимости. 4 страница




Структурная безработица — это безрабо­тица среди лиц, профессии которых «устарели» или оказались невостребованными из-за научно-технического прогресса. Струк­турная безработица может быть обусловлена упадком старых отраслей промышленности (черной металлургии, угольной, тек­стильной и др.). Работники таких отраслей попадают в тяжелое положение, утрачивая не только работу, но и профессию. Кроме того, структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт. Структурная безработица носит вынужденный характер и отлича­ется большей продолжительностью по сравнению с фрикцион­ной, так как получение новой работы для этой категории безра­ботных будет сопряжено с переподготовкой, переквалификацией, а возможно, и со сменой места жительства. Структурная безработица в определенном смысле также при­суща экономике, как и фрикционная. В этой связи возникает понятие естественного уровня безработицы, представляющего собой сумму фрикционной и структурной безработицы. Естест­венная безработица имеет место в том случае, когда численность людей, занятых поиском работы, совпадает с количеством сво­бодные рабочих мест, т. е. существует возможность трудоустро­иться. Эко­номисты склоняются к мнению, что естественный уровень без­работицы должен составлять в среднем 4—6 %. Добровольная безра­ботица возникает при наличии некоторого количества трудоспо­собных лип, не желающих работать, поскольку предлагаемые им вакансии связаны с низкооплачиваемым трудом. Вынужденная безработица имеет место в том случае, если государство законо­дательно фиксирует минимальную оплату труда на уровне, пре­вышающем равновесный; в результате будет наблюдаться разрыв между величинами спроса и предложения на рынке труда, приво­дящий к возникновению излишков рабочей силы, т. е. вынуж­денной безработицы. Разновидности вынужденной безработицы: 1.циклическая —представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Эта разница получила название циклической безработицы, так как чаше все­го она возникает в фазах спада или депрессии экономического цикла. В период циклического спала циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклическо­го подъема рассматриваемая форма безработицы обычно отсут­ствует. 2.сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики. 3.технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации. Институциональная безработица связана с деятельностью государства и его институтов. Она может быть вы­звана институциональными факторами, влияющими на спрос и предложение труда. Например, государство устанавливает доста­точно высокое пособие по безработице, что снижает стимулы к поиску нового места трудоустройства. Другой вариант — в эконо­мике существует достаточно высокий уровень налога на доходы физических лиц, и многие предпочитают меньше работать или не работать вовсе. Региональная безработица вызывается различиями в экономическом развитии разных регионов одной страны и, со­ответственно, неодинаковыми уровнями безработицы. Регио­нальная безработица формируется под воздействием историче­ских, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств эконо­мической политики. Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий, живущих на случайные зара­ботки. СКРЫТАЯ БЕЗРАБОТИЦА – экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения только формально числится в списке работающих, но ни прямо, ни косвенно не участвует в создании материальных благ. Последствия безработицы: 1Снижение доходов 2Проблемы с психическим здоровьем 3Потеря квалификации 4Экономические последствия (потеря ВВП) 5Ухудшение криминогенной ситуации 6Ухудшение динамики роста интереса населения к труду 7Снижение уровня обеспеченности домохозяйств Закон Оукена (Okun's law) – это закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем.
Закон Оукена

Количественно выраженная зависимость между колебаниями уровня безработицы и колебаниями ВВП сформулирована в законе Оукена, по имени американского экономиста Артура Оукена, впервые ее обнаружившего. В соответствии с законом Оукена отклонение объема выпуска от его естественного уровня обратно пропорционально отклонению уровня безработицы от ее естественного уровня, или:

 

 

где V - фактический ВВП;
V* - потенциальный ВВП;
U - фактический уровень безработицы;
Un - естественный уровень безработицы;
β - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Из формулы следует, что если циклическая безработица в стране отсутствует, фактический ВНП равен потенциальному, то есть в экономике задействованы все возможные производственные ресурсы.

 

59.Инфляция: сущность, причины, виды и последствия ИНФЛЯЦИЯ (от лат. inflatio — вздутие) — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения. К основным причинам возникновения инфляции относятся такие факторы: - сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) при неизменном объеме денежной массы в обращении; - рост государственных расходов за счет эмиссии; - чрезмерное расширение объемов кредитования компаний и частных лиц; - монополизм в экономике, когда крупные фирмы получают возможность определять стоимость своей продукции и издержек. По темпам роста цен инфляцию принято разделять на три вида. Ползучая инфляция означает, что цены растут постепенно, приблизительно на 3-5% в год, как это происходит в развитых странах. Умеренная инфляция – положительный для экономики фактор, она стимулирует спрос, способствует расширению производства и инвестированию. Галопирующая инфляция характерна для развивающихся стран. Рост цен составляет 10-50% в годовом исчислении. Гиперинфляция – спутница кризисов и войн. Рост цен превышает 50% и может достигать астрономических значений. Чаще всего возникает, когда государство «включает» печатный денежный станок для финансирования своих непомерных расходов. Типы инфляции: 1Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара). 2Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен. 3Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга. 4Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. 5Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов. 6Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый. 7Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.   Последствия инфляции: 1. Замедление темпов экономического роста. В условиях высокой инфляции новые инвестиции становятся очень рискованными. Фирмы не могут просчитать эффективность инвестиций, поскольку не уверены в цене, по которой они смогут продавать свой товар. С другой стороны, заемные средства в банках становятся также очень дорогими, поскольку процент по кредитам в банках растет быстрее инфляции, ведь банки также стремятся обеспечить себе доходы и повышают процент. 2. Обесценение активов. Первая жертва высокой инфляции — денежные сбережения населения, покупательная способность которых резко падает. Независимо от того, держатся ли сбережения на счете в банке или дома, их номинальный размер либо не увеличивается, либо увеличивается, но с отставанием от темпа роста цен. В результате на каждый рубль люди оказываются в состоянии приобрести все меньше реальных товаров и услуг. Аналогичное обесценение происходит и со сбережениями фирм, которые на каждый имеющийся у них рубль могут приобретать все меньше инвестиционных товаров и соответственно не могут увеличивать рост производства. 3.Несправедливое перераспределение доходов в обществе. Люди, имеющие фиксированный уровень доходов, чьи зарплаты не пересматриваются, несут тяжелые материальные потери в результате инфляции. Их реальные доходы резко падают. В то же время у некоторых групп населения зарплата может быть привязана к темпу инфляции — она увеличивается каждый год автоматически на размер инфляции. Реальные доходы этой группы останутся неизменными. Если в коллективном договоре предусмотрен рост зарплат, превышающий рост инфляции, реальные доходы перераспределяются в пользу этой группы людей. Таким образом, высокая инфляция ведет к перераспределению доходов в обществе не в результате изменения производительности отдельных групп, а просто в силу рыночной стихии. 4.Ослабление денежной системы. При высокой инфляции начинается бегство от денег. Люди стремятся вкладывать свои сбережения в реальные активы (землю, дома, драгоценности) и иностранную валюту в надежде на то, что они не потеряют свою стоимость. Люди начинают избегать денег как посредника в обмене и предпочитают менять товар на товар, занимаются примитивным бартером. Банки перестают предоставлять кредиты, поскольку инфляция непредсказуема и неизвестно, какой процент брать с должника. Без кредита останавливаются промышленность и торговля. Поскольку значительная часть национальных денег практически немедленно превращается населением в иностранную валюту, например в доллары, начинается долларизация экономики, национальный центральный банк оказывается не в состоянии контролировать денежное обращение, т.е. выполнять одну из важных экономических функций государства. 5.Усиление социальной напряженности. Резкое перераспределение национального дохода в результате инфляции, обесценение сбережений людей, потеря работы из-за закрытия предприятий приводят в обострению социальной напряженности в обществе. Во многих странах периоды высокой инфляции приводили к массовым волнениям, отставкам правительства и военным переворотам.   60.Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса Между безработицей и инфляцией существует взаимосвязь. Сторонники разных теорий имеют различные взгляды на характер этой связи. Так, сторонники кейнсианства выдвинули идею о том, что между инфляцией и безработицей существует устойчи­вая взаимообратная связь: рост инфляции сопровождается умень­шением безработицы, и наоборот. Следовательно, в экономике, по их мнению, может возникнуть либо безработица, либо инфляция. В своих рассуждениях кейнсианцы отталкивались от так называемой кривой Филлипса, графически отражающей эту альтернативную взаимосвязь безработицы и инфляции. Если кривая Филлипса остается зафиксированной в том по­ложении, которое показано на рисунке, перед людьми, определяющими экономическую политику, встает дилемма ­что лучше: стимулирующая или ограничительная фискальная политика? Традиционные меры денежной и фискаль­ной политики ограничива­лись только лишь перераспределением совокупного спроса. Эти меры никак не влияли на диспропорции рынка труда и систему гос­подства на рынке, которые вызывали рост инфляции прежде, чем достигалось состояние полной занятости. Следовательно, стимулирующая фискальная политика и политика дешевых денег, которые совместно должны активно поддержать совокупный спрос и добиться снижения уровня безработицы, будут одновременно генерировать более высокий уровень инфляции. И наоборот, ограничительная фискальная политика и по­литика дорогих денег могут быть использованы для сниже­ния уровня инфляции, но только ценой роста уровня безра­ботицы и потерянного объема производства. Политика регу­лирования совокупного спроса может быть использована для того, чтобы выбрать некоторую точку на кривой Фи­ллипса, но такая политика не может улучшить альтерна­тивную связь «уровень безработицы - уровень инфляции», воплощенную в кривой Филипса.    
61.Денежно- кредитная система Денежно-кредитная система является составной частью всей экономической системы государства. Основной функцией денежно-кредитной системы является обеспечение стабилизирующей роли в макроэкономике. В ее основе лежит ускорение движения и сдерживания прироста денежной массы, а также изменения стоимости кредита. Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т. е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них. В настоящее время эту позицию принято исчислять уравнением «количественной теории денег», которая была сформулирована И. Фишером:MV = PQ,где М - денежная масса; V - скорость обращения денег; Р - средний уровень цен; Q - количество сделок. Это уравнение и означает обусловленность расширенного воспроизводства и реализации вновь созданного общественного продукта требованиями новых платежных средств. Регулирование количества денег в обращении и предоставляемых кредитов особенно важно, так как с ними связана функция денег. Денежно-кредитная политика - это целенаправленное воздействие государства на денежный оборот и внутренний кредит для выполнения основных показателей экономической политики. Денежно-кредитная политика направлена на обеспечение стабильности цен, поддержание внутренней и внешней стоимости денег. Цели денежно-кредитного регулирования. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.   62.Инструменты денежно-кредитной системы Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства. Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный банк. Он располагает набором средств, которые называются инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки. Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента и более, чтобы их эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия подобного рода называются комплексной политикой. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране). Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются: 1) изменение нормы обязательного резервирования; 2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); 3) операции на открытом рынке.
63.Спрос на деньги и предложение денег. Мультипликатор денежного предложения Спрос на деньги – это та сумма денег, которую фирмы, население считают целесообразным иметь у себя при данных экономических условиях, включая уровень доходов.Две основные причины спроса на деньги: 1) Спрос на деньги как средство, необходимое для совершения сделок. 2) Спрос на деньги как средство приобретения финансовых активов. Предложение денег – это совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Под предложением денег понимается и денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Предложение денег не зависит от ставки процента. Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся в рамках кредитно-денежной политики конкретной страны. Равновесие денежного рынка – это положение на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которое желают иметь у себя на руках население и предприниматели. Мультипликатор денежного предложения — коэффициент, ха­рактеризующий увеличение (мультипликацию) денег на депозит­ных счетах коммерческих банков при предоставлении кредитов. Следует иметь в виду, что мультипликатор денежного пред­ложения приводит не только к увеличению, но и к уменьшению денежного предложения. Происходит это тогда, когда фирма изымает со счета в банке свои деньги, например для выплаты за­работной платы. 64.Сущность и принципы налогообложения. Налоговый мультипликатор Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства. Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно–денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке. Развитие обмена и экономической цивилизации сопровождается вытеснением налогами других видов платежей, в том числе натуральных. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система, которая может быть двух– или трехзвенная. Например, в Германии и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях. По сфере распространения налоги делятся на общегосударственные и местные. К общегосударственным относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 85–90% (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль). Налоговый мультипликатор – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот. Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки. Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов — к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.
65.Государственный бюджет Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный проце́сс.В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.Источниками государственного (центрального) бюджета являются: — прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются — подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость; — государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %; — эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами. 66.Бюджетно-налоговая политика Бюджетно-налоговая политика Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая - это т.н. дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая - это политика т.н. встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике. Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
67.Бюджетный дефицит. Внутренний и внешний долг Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. Каждая страна имеет определенный уровень расходов, и когда собственными силами их не удается покрыть, возникает бюджетный дефицит. В связи с этим появляется необходимость в привлечении дополнительных средств, которые вкупе и составляют государственный долг. Под ним понимаются все виды долговых обязательств, которые возникли несколько лет назад или только что, перед теми или иным кредиторами. Сюда же относятся обязательства по предоставлению государственных гарантий, выраженных в валюте страны. Обслуживание государственного долга проявляется в выплате всех основных сумм долга и процентов по нему. Если говорить простым языком, то государственный долг – это та величина, которую государство должно всем своим кредитором. Государственный внутренний и внешний долг представляет собой характеристику результативности всех кредитных операций, которые были совершены государством. Его динамика, абсолютная величина и темпы изменений являются отражением состояния экономики и финансовой системы, а также того, насколько эффективно функционирует государственная структура. 68.Доходы в рыночной экономике. Причины неравенства доходов. Коффицент Джини, кривая Лоренца Доходы — конечная цель действий каждого активного участника рыночной экономики, объективный и мощный стимул его повседневной деятельности.Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода. Доходы совершают в экономике своеобразный кругооборот: поступая в семью в обмен на принадлежащие ей факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательскую деятельность), они превращаются в доходы производителей, создавших и предложивших товары и услуги семье. Часть средств аккумулируются в виде сбережений (домохозяйств) и накоплений (предприятие). Свою долю доходов — через налоги — получит и государство, средства, которые оно использует для поддержания экономически слабых и неимущих, создание лучших условий для функционирования экономики в целом. Причины неравенства доходов: -Различия физических, умственных и предпринимательских способностей. -Различия в доходности профессиональной деятельности. -Проблема экономических возможностей Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца. Также кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами. При построении кривой Лоренца по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в% от совокупного дохода). Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.При анализе кривой Лоренца необходимо иметь в виду, что она строится по номинальным доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляет кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства.Крайнюю степень неравенства в распределении доходов характеризует треугольник, образуемый диагональю и осями координат. Масштабы этого неравенства определяются при помощи коэффициента концентрации доходов - коэффициента Джини. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов населения) равен отношению площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника под этой же кривой, или чем ближе значение этого коэффициента, тем больше степень неравенства в обществе, и наоборот, чем меньше значение этого коэффициента, тем равномернее распределены доходы в обществе. Типичное значение индекса Джини в развитых странах колеблется между 0,2 (в скандинавских странах) и 0,35 (в США); для развивающихся стран он составляет 0,4 - 0,5.
69.Сущность и цели социальной политики государства Под социальной политикой по­нимается комплекс мер, предпринимаемых государством, по под­держанию экономической и социальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой зашиты созданию социальных гарантий в обществе. Учитывая то, что решение задач социальной политики зависит от состояния дел в общественном производстве, приоритетной целью государственной социальной политики является обеспечение необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная соци­альная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества. Конечной целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. 70.Сущность и формы международных экономических отношении международные экономические отношения – это определенный способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типичные, характерные, определяющие отношения. Методология изучения международных экономических отношений включает в себя рассмотрение их содержания на макроуровне и микроуровне, их объектов, субъектов, форм, механизма их реализации. Макроуровень (уровень мирового хозяйства) – это формы и способы связей национальных экономик в мировом хозяйстве: внешняя торговля, международная миграция факторов производства. Микроуровень (уровень национальных участников внешнеэкономических связей) – это особая сфера деятельности национальных экономических единиц, ориентированная на внешнеэкономические связи, основанная на международном разделении труда.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.