Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные политические партии в Казахстане




Процесс партийно-политического строительства в Казахстане начал обретать свои реальные черты со второй половины 1980-х годов. Отсутствие данного строительства прежде было вызвано объективными причинами, главными из которых выступали монополия Коммунистической партии Советского Союза и жесткие ограничения любых попыток самостоятельного политического выражения. Возникновение первых общественно-политических движений в период с 1990 года представляет для нас интерес в плане выявления оснований для массового политического участия. Суть в том, что основные социальные тенденции и характеристики сохраняют свою устойчивость долгое время. Наиболее активную политическую позицию в тот период занимали представители интеллигенции, творческая и научная элита. Основные цели - проблемы экологии, национального просвещения, возрождения казахского языка и национально-культурных традиций. Основная направленность - требование реформы, либерализации, национального возрождения.Одним из первых крупных легитимных неформальных образованием, возникших в Казахстане, стало антиядерное движение "Невада-Семей". Основные лозунги этого движения содержали определенные политические требования, них выражался протест против засилья военно-промышленного комплекса СССР. В этот период также возникли движения и партии "Алаш", "Желтоксан", Социал-демократическая партия Казахстана, Гражданское движение "Азат" и Межнациональное движение "Единство". Наиболее серьезной политической силой были такие объединения и партии, как Народный Конгресс Казахстана, "Азат", "Алаш". Именно этот период стал пиком развития данных движений и партий, так как после обретения страной независимости они потеряли цели своей деятельности, и естественным образом постепенно прекратили активную политическую деятельность. Практически все партии в своей политической риторике обращались к таким ценностным ориентирам как социально-ориентированная, рыночная экономика, утверждение реального суверенитета республики, поддержание в Казахстане общественно-политической стабильности, усиление социальной политики, поддержку развитию предпринимательства и формирование среднего класса. Для большинства партий и движений того времени была характерна приверженность самым общим принципам демократии, отсутствие реальных альтернатив правительственному курсу реформ."Национально-либеральные" партии, к которым можно отнести в качестве наиболее ярких примеров "Азат" и НКК, были гораздо мощнее из-за их массовости, высокой мотивации их участников и авторитета лидеров. "Либеральные" партии, в основном придерживавшиеся социал-демократической линии, не имели массовости, существовали в качестве политического клуба и имели крайне слабую общественную поддержку. Массовые национальные движения сошли со сцены, и осталось только одно направление - "либеральное", сформировавшее сегодняшнюю оппозицию. "Либеральный политический клуб" в условиях отсутствия реальной широкой социальной поддержки не имел никаких перспектив, и усилил его только внешний фактор - экономические и политические элиты.Нами изложены позиции основных политических партий и общественно-политических движений по межнациональным отношениям. Что касается партий Народный конгресс Казахстана, Аграрная партия Казахстана, "Желтоксан" и ряда других - то их позиции в общем и целом укладываются в границы уже обозначенных подходов. Все без исключения партии выступают за межнациональное согласие, за равноправие всех народов и наций, за их дружбу и братство, за укрепление взаимопонимания, взаимного уважения, против какой-либо дискриминации по национальному или конфессиональному признаку. Вместе с тем существуют определенные акценты, которые позволяют провести различия между позициями партий по данному комплексу вопросов и дать им соответствующую оценку. В этой связи все партии можно подразделить на три группы. Первая группа - все лояльные власти партии ("Отан", ГПК, ПВК, НКК, РППТ, АПК) и, кардинально оппозиционные РНПК и "Орлеу". Проявляя озабоченность межнациональными отношениями, они придерживаются общедемократической позиции, провозглашающей равноправие всех народов и наций Казахстана. Их программной целью является построение либерально-правового государства и гражданского общества, где каждый казахстанец, независимо от его этнической принадлежности, будет чувствовать себя свободным и полноправным гражданином. Вместе с тем все партии, отнесенные нами к первой группе, предпочитают не акцентировать проблемы межэтнических отношений и не конкретизировать пути и способы их решения. Так, например, представители руководства РНПК в беседе с сотрудниками Центра гуманитарных исследований (ЦГИ) признали, что, по их убеждению, придание русскому языку статуса второго государственного языка является необходимой и неотложной задачей. Однако внести соответствующий пункт в партийную программу они не сочли возможным, ввиду того что это оттолкнет значительную часть электората. В дискуссии политических партий и движений, организованной партией "Отан" и посвященной разработке так называемой казахстанской национальной идеи, все участники, кроме руководителя партии "Алаш" и его заместителя, основными критериями этой идеи назвали общечеловеческие ценности, демократические права и свободу личности. Ко второй группе можно отнести Компартию Казахстана, придерживающуюся принципа пролетарского интернационализма, с точки зрения которого национальные различия не имеют особого значения и погашаются классовой дифференциацией общества. Не усматривая в межнациональных отношениях самостоятельной социально-политической проблемы, КПК защищает наднациональную ценность коммунистической идеи и ставит решение национальных проблем в зависимость от достижения подлинного народовластия. В третью группу можно включить партии "Алаш", "Азамат" и общественное движение АРСК, которые сознательно рассматривают проблемы межэтнических отношений в республике в качестве центральных. Причем "Алаш", "Азамат" и АРСК составляют радикальную оппозицию всем другим партиям и движениям, ориентированным на представительство и защиту интересов всех без исключения этнических групп Казахстана. Партии "Алаш" и "Азамат" при всех их расхождениях искренне озабочены, защитой законных интересов коренной нации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.