Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы перехода Казахстана к рыночным отношениям




Послание 2011 года Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана

1. Ускоренная экономическая модернизация – продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации. В 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов. К 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тысяч долларов США. Мировой опыт показывает, что в первые 20 лет независимости ни одна страна не достигала такого результата.Мы ввели в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечили постоянной работой около 24-х тысяч казахстанцев. Всего по стране создано порядка восьмиста различных производств. До 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге. Будет создано 161 тысяча постоянных рабочих мест и 207 тысяч - на период строительства. К 2020 году мы должны достигнуть следующих показателей. Рост ВВП - не менее 30-ти процентов. Рост в перерабатывающих отраслях будет превышать или достигнет уровня добывающих отраслей. Активы Национального фонда составят не менее 30-ти процентов ВВП. Отечественные и иностранные инвестиции в несырьевые сектора экономики увеличатся не менее чем на 30 процентов. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 40 процентов. Численность населения приблизится к 18-ти миллионам человек. Доля квалифицированных специалистов составит 40 процентов. Уровень безработицы снизится до 5-ти процентов. Производительность труда в сельском хозяйстве увеличится к 2014 году в 2 раза, к 2020 году - в 4 раза. В аграрном секторе будет реализован беспрецедентный проект по развитию мясного животноводства. Уже в 2016 году экспорт мяса составит 60 тысяч тонн, что равноценно экспорту 4-х миллионов тонн зерна. Государство выделит на эти цели 130 миллиардов тенге кредитных ресурсов. Это позволит создать свыше 20-ти тысяч рабочих мест на селе, предоставит источник доходов для более ста тысяч сельчан.Впервые мы приняли Закон «О государственном контроле и надзоре». В рамках реформы правоохранительной системы уже принято 16 законов. На 15 процентов сокращена численность аппарата органов правопорядка. В настоящее время по оценкам международных экспертов антикоррупционное законодательство Казахстана признано одним из самых эффективных. Всего за 2 последних года к уголовной ответственности привлечено более 40-ка руководителей республиканского уровня, более 250 должностных лиц областного и городского масштаба, в том числе 39 акимов и их заместителей. За три года наша страна сразу на 45 пунктов улучшила показатель в мировом антикоррупционном рейтинге. В докладе Всемирного банка в 2010 году Казахстан признан лидером по проведению реформ в интересах бизнеса. В мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран мира. В прошлом году стартовал Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. Только по итогам 10 месяцев 2010 года объёмы торговли с Россией и Беларусью выросли на 38%. Экспорт казахстанской продукции в страны Таможенного союза увеличился на 52,4%. При этом прирост таможенных пошлин в бюджет составил 25 %. 2. Социальная модернизация - новая социальная политика. Главная цель наших программ - укрепить благосостояние народа. Н. Назарбаев утвердил три важнейшие государственные программы: развития образования, здравоохранения и языков. Правительству поручено вместе с акимами до 1 мая этого года разработать и принять принципиально новые программы:новой стратегии занятости;модернизации ЖКХ;обеспечения населения качественной питьевой водой.

2.1. Образование: Внедряется модель 12-летнего среднего образования. В Казахстане всего вузов - 149. 200 научных советов штампуют кандидатов и докторов наук. Теперь будет вестись подготовка магистров и докторов PhD. Сегодня на базе нового «Назарбаев-университета» формируется инновационная модель высшего учебного заведения, ориентирующаяся на запросы рынка. 20 интеллектуальных школ, открывающихся по поручению Назарбаева по всей стране, станут основной базой подготовки одарённых детей для лучших вузов.

Ожидаемые результаты:Доля детей, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, к 2015 году составит 74 процента, к 2020 году – 100 процентов. В результате реализации программы «Балапан» только в 2010 году построено 35 детских садов, создано 1534 мини-центра, 137 частных детских садов. За счёт возврата ранее приватизированных дошкольных учреждений открыто 172 детских сада. К 2020 году осуществится полный переход на 12-летнюю модель обучения. Для этого к 2015 году будет построено не менее двухсот школ за счёт средств республиканского бюджета и столько же - за счёт местных бюджетов. К 2015 году 50 процентов организаций образования будут использовать электронное обучение, а к 2020 году их численность возрастёт до 90 процентов. К 2020 году доля ВУЗов, прошедших независимую национальную аккредитацию по международным стандартам, составит 30 процентов. Не менее 2-х высших учебных заведений будут отмечены в рейтинге лучших мировых университетов. 2.2. Здравоохранение. Финансирование здравоохранения увеличилось с 1,9 процента ВВП в 2002 до 3,2 процента - в 2010 году. Созданы 150 телемедицинских центров, связанных с ведущими зарубежными клиниками. Как результат проведенной работы, можно отметить увеличение рождаемости на 25 процентов, снижение смертности – на 11 процентов, естественный прирост населения увеличился в 1,7 раза. К 2013 году будет завершено внедрение Единой национальной системы здравоохранения. В прошлом году стартовал новый социальный проект - 2 специализированных лечебно-диагностических поезда «Денсаулык». Необходимо довести количество мобильных медицинских комплексов - автоклиник до 50-ти единиц. Правительству поручено до 2015 года обеспечить создание не менее 16-ти вертолётов для нужд санитарной авиации. В результате выполнения этих задач к 2015 году ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев увеличится до 70-ти лет, а к 2020 - до 72-х лет и более. К 2015 году будет построено 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник. 2.3. Развитие языков. задача состоит в том, чтобы к 2017 году число казахстанцев, овладевших государственным языком, достигло не менее 80-ти процентов. А к 2020 году - не менее 95-ти процентов. Через десять лет 100 процентов выпускников школ будут владеть государственным языком. к 2020 году доля населения, владеющего английским языком, должна составлять не менее 20-ти процентов.. 2.4. Модернизация ЖКХ. За последние 10 лет жилищный фонд увеличился на 30 миллионов квадратных метров. Реализация программы модернизации ЖКХ позволит создать до 10 тысяч новых рабочих мест ежегодно. В целом в ее реализации примут участие 1,5 миллиона человек – жители многоквартирных жилых домов. 2.5. Качественная питьевая вода. Вопросы обеспечения казахстанцев качественной питьевой водой – важнейшая задача улучшения здоровья народа, поэтому это будет нашим приоритетом. Доступ к централизованному водоснабжению в сельских населенных пунктах вырос до 41 процента, в городах - до 72-х процентов. Количество людей, пользующихся привозной водой, уменьшилось в 4 раза. В среднем по республике уровень доступа к питьевой воде должен составить к 2020 году 98 процентов, а качество воды должно отвечать всем установленным санитарным нормам. В 2020 году доступ к центральному водоснабжению в городах должен составить 100 процентов. А в сельской местности - вырасти вдвое, до 80-ти процентов. 2.6. Повышение доходов - новое качество жизни. В текущем году мы повышаем размеры пенсий, стипендий, заработной платы работников бюджетной сферы на 30 процентов.

После приобретения Казахстаном государственной независимости перед Казахстаном встали 3 основные задачи: создать независимое государство, осуществить переход к рыночной экономике, преодолеть тоталитаризм как форму организации общественных отношений. Было необходимо создание таких важных систем, как бюджетная, налоговая и таможенная службы. По сути, их пришлось выстраивать заново. На 1 этапе требовалось создать соответствующую нормативно-правовую базу. В 1995 году вышел указ Президента, имеющий Силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в результате которого количество налогов сократилось в 3 раза. Начался процесс стабилизации, акцент был перенесен со сферы производства в сферу обращния. В республика была создана новая и современная банковская система. Это позволило повысить эффективность денежно-кредитной политики государства. Сокращение денежной массы и меры по подавлению инфляции привели к тому, что начались останавливаться предприятия. Обострился кризис неплатежей. Анализ ситуации привел к тому, что реальный переход к рынку нвозможен без приватизации государственной собственности. 4 этапа приватизации:1)1991-92 гг.- приватизировано около 5 тыс. объектов, в том числе 470 совхозов.2)1993-95гг. «Национальная программа разгосуарствления и приватизации государственной собственности в РК на 1993-95гг» Развитие малого и среднего бизнеа, преобразование бывшей советкой торговой системы.3)Декабрь 1995-99гг. Указ Президента «О приватизации». Иностранные компани принесли с собой не только инветиции, но и передовую технологию, передовой опыт управления.4)1999г. Касался новых подходов к распределению полномочий между государственными органами по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью.Через национальны компании «КазМунайГаз», «Кегок», «Казахтелеком», Казахстан темир жолы» было сохранено влияие и доля государства в стратегически важных секторах народного хозяйства. Возросла доля производства услуг с 37% до 52%. В 1997г выявлен перечень наиболее приоритетных секторов для привлечения инвестиции: обрабатывающая промышленность, объекты новой столицы РК, социальная область, туризм и сельское хозяйство. Нефтяной фактор сыграл огромную роль в экономическом развитии Казахстана. Одной из важных предпосылок для перехода к рыночным отношениям является динамическое увеличение доли государственного сектора. Особое внимание государство уделяет развитию малого бизнеса. Проблемой являлось создание реального народного хозяйства, способного интегрироваться в мировое экономическое рыночное поле; монополизация многих производств. А положительными аспектами в то время являлось то, что удалось привлечь крупных инвесторов, создание благоприятного климата по привлечению иностранных капиталовложении. Казахстан – кладовая по полезным ископаемым и обладает мировым первенством по абсолютным запасам.

175. Иницированная Президентом РК индустриально – инновационная программа развития Казахстана. Стратегия индустриально-инновационного развития.

В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:

• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.Реализация Стратегии позволит:увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.