Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аборигены Кузбасса в XVII – начале XVIII вв




Аборигенное население в XVII в. вместе со всей территорией Кузбасса постепенно входит в состав русского государства. За господство над этой территорией русские ведут борьбу с кочевыми народами.

К XVII в. на территории Кузбасса сложились три устойчивых культурно-хозяйственных типа, в рамках которых развивались этнические объединения. На юго-западе и в западных районах в степной и лесостепной зонах преобладало полукочевое скотоводство. На северо-востоке в таежных районах – охота, собирательство и рыболовство. На юге – мотыжное земледелие. Свое название Кузнецкая земля (буквально «земля кузнецов») получила благодаря достаточно сильному развитию кузнечного ремесла среди аборигенов области.

В качестве религии у всех народов Кузбасса были распространены тотемизм и шаманизм. Каждый род или племя имели своего тотема – прародителя, от которого вели свое начало. Как правило, это были легендарные герои, полубоги или звери (медведи, волки, лошади). Аборигены верили, что мир населен различными духами, и каждая территория (лес, река, гора и т.д.) имеет своего хозяина, которого следует задабривать при помощи различных ритуалов. Для этих целей среди населения выделяется специальная группа людей, способных контактировать с миром духов (шаманы). С точки зрения коренных жителей, духи сами выбирают того, с кем они хотят общаться, выбранный духами человек заболевает болезнью шамана (общая физическая и духовная слабость) до тех пор, пока не станет шаманом. Данный феномен психология и медицина объяснить не в состоянии, но периодически фиксируют факты данной болезни. Как только человек отвечает на зов духов, он становится физически здоровым. Пропажу или избыток дичи в лесу, рыбы в реке или руды в горе они объясняют состоятельностью или несостоятельностью хозяина. Еще сейчас можно услышать: «Рыба в реке пропала, опять наш хозяин реки с другим хозяином реки в карты играл и проиграл всю рыбу (или пропил). Плохой хозяин – пойдет так дело дальше, попросим богов дать другого хозяина», или «в этом году в лесу дичи много, хозяин леса хороший».

Вслед за русским населением на территорию Кузбасса приходит и православие, которое постепенно начинают исповедовать различные слои местного населения. В грамотах XVII в. они фигурируют как крещеные татары. Однако насколько православие было распространено в среде аборигенного населения, сказать сложно.

Русские застали народы Кузбасса на стадии разложения родоплеменных отношений. Основной общественной единицей являлся род (сеок), занимавший определенную территорию. У не-которых роды уже составляли племенные объединения, где выделялась привилегированная верхушка (родоплеменная знать) и зависимое население, появляется понятие раб (кул).

Самым крупным этносом Кузбасса по сей день остаются шорцы. Это название не является именем собственным, а было введено как научный термин в 1861 г. В.В. Радловым (по крупным сеокам ак-шор, кара-шор, сары-шор). В 1920-е гг. термин был признан советскими этнографами и самим этносом, в годы существования Шорского национального района 1925–1939 гг.

Они говорили на шорском языке, который относится к тюрской группе алтайской языковой семьи. Выделяют два диалекта: мрасский и кондомский.

В этнографической науке первоначально выделяли следующие этнографические группы шорцев: северную (абинскую) и южную (шорскую). Но поскольку в XVII в. русское население называло абинцев Кузнецкими татарами, современная наука употребляет этот термин. Общим занятием этого народа являлось кузнечное ремесло. В середине XVII в. русские даже вынуждены были запрещать им изготавливать железо, так как они снабжали оружием кочевые племена. Преобладающим хозяйством абинцев являлась охота и рыболовство, а южные шорцы занимались мотыжным земледелием (с приходом русских распространение получает и пашенное земледелие).

Эта группа населения находилась в вассальной зависимости от кочевых племен и с приходом русских приняла Московское подданство, обязуясь платить ясак. В ситуации противоборства русской и кочевой эксплуатации эти народы подпадали под двойной или тройной налоговый гнет. В самом тяжелом положении в XVII в. находились те, кто проживал на юге области, где до начала XVIII в. не было русских укреплений, именно они страдали от постоянных грабительских набегов кочевников, так как их эффективную защиту обеспечить было практически невозможно.

Специфические отношения сложились у русских с телеутами, которые в XVII в. занимали огромную территорию: от р. Томь на востоке до Иртыша на западе и от г. Томска на севере до Алтайских гор на юге. К моменту прихода русских телеуты вели непрерывные войны с калмацкой, тубинский и кыргызской родоплеменной знатью, стремившейся лишить их независимости. С появлением русских был заключен союз.

Однако, начиная с середины 1630–1640-х гг., часть телеутских родов принимает русское подданство. Подчиненные телеуты, телеуты-рабы и рядовые члены племен начинают убегать от своих хозяев в русские поселения. Ввиду нехватки рабочих рук русские не выдают перебежчиков. Телеутская знать, недовольная таким поворотом дел, начинает совместно с другими кочевниками нападать на русские волости. К 1680-м гг. в среде телеутов наблюдается раскол. Телеуты, принявшие русское подданство, начинают вести оседлый образ жизни, они и положили основу современной народности, заселившей степную часть Кузнецкой котловины. Противники сближения постепенно смешиваются с другими кочевыми народами, и их следы теряются в истории.

Традиционным видом хозяйства телеутов было полукочевое скотоводство. Летом они пасли свои стада и заготавливали сено к зиме, а зимой их стада кормились заготовленным сеном.

Язык телеутов относится к кипчакской группе тюркских языков.

Можно говорить, что к XVII в. на территории Кузбасса складываются две этнокультурные общности, разделенные как по антропологическим признакам (телеуты имели больше монголоидных черт, шорцы сочетали в себе монголоидные и европеоидные черты), так и по культурно-хозяйственному укладу. Постепенно все они вошли в состав русского государства, получив статус инородцев, которые несли ясачную повинность в пользу государства.

 

Глава 3. КУЗБАСС В 1721–1893 гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.