Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоуправления в Кемеровской области 1 страница




ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО

(1993–2009 гг.)

Начало 1990-х гг. стало поворотным для новейшей истории России. После распада СССР в России произошла смена экономического и общественно-политического строя. Плановую социалистическую экономику сменила рыночная экономика, основанная на смешанной, в том числе и частной собственности.

Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., изменила государственное устройство страны. Система Советов, осуществлявшая государственные полномочия снизу доверху, была ликвидирована. КПСС утратила свое монопольное право на политическое господство в обществе. В стране начала складываться многопартийная система. Конституция провозгласила принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Органом законодательной власти в стране стал двухпалатный постоянно действующий парламент – Федеральное Собрание (нижняя палата – Государственная Дума, верхняя палата – Совет Федерации). Он заменил съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Исполнительную власть по новой Конституции осуществляет Правительство Российской Федерации.

За регионами (краями и областями) и республиками в составе бывшей РСФСР был закреплен статус субъектов Российской Федерации.

Конституция также разграничила предметы ведения и полномочия на федеральные и региональные. Были определены совместные предметы ведения и полномочия. По совместным и по региональным предметам ведения субъекты Российской Федерации получили право самостоятельного правового регулирования в соответствии с Конституцией и федеральными законами. В соответствии с этими положениями Конституции в российских регионах создавались законодательный и исполнительный органы государственной власти.

На местном уровне (в городах и районах, в поселках и деревнях) взамен Советов, которые представляли собой нижний уровень государственной власти, Конституцией было провозглашено местное самоуправление, которое представляет собой особый уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Иными словами местное самоуправление должно взять на себя часть государственных дел и все местные вопросы и, действуя в рамках закона, самостоятельно и без вмешательства государства управлять ими в интересах местного населения.

Формирование новых органов государственной власти и местного самоуправления в Кузбассе совпало с крупными потрясениями всего уклада общественных и государственных устоев страны. Переход к рынку осуществлялся методом так называемой «шоковой терапии».

С началом 1992 г. в стране была объявлена свобода цен, которая сразу же привела к их небывалому росту. В результате мгновенно обесценились денежные сбережения граждан. В тяжелейшем положении оказалось большинство населения страны. Началась передача в частную собственность собственности государственной. Приватизационные чеки – ваучеры, которые получили все граждане России, скупались изворотливыми дельцами. На них затем покупались фабрики, заводы, шахты, месторождения полезных ископаемых – главное богатство страны. При этом промышленные предприятия намеренно банкротились, как якобы неспособные существовать в новых рыночных условиях. На самом же деле это делалось для того, чтобы скупить их по дешевке.

Вся социальная сфера, которая в социалистическом государстве в основном получала финансовую поддержку от производственного сектора через фонды общественного потребления, была сброшена на бюджетное финансирование. Государственный и местные бюджеты, которые формировались за счет налогов, оказались скудными, поскольку производственный сектор оказался в кризисе, да к тому же в это время процветал бартер – прямой продуктообмен, который позволял уходить от налогов. Положение усугублялось массовым «бегством» капитала за границу.

Все это привело к девальвации заработных плат, да к тому же, ставшие скудными, они перестали выплачиваться вовремя. Задержки доходили до одного года. Не выплачивались вовремя пенсии, пособия, стипендии. В результате банкротств люди лишались работы. Жилищный фонд, сброшенный предприятиями на местный бюджет, начал катастрофически ветшать.

Справедливости ради необходимо отметить, что в результате свободы цен прилавки магазинов быстро наполнились товарами. Массовый дефицит всего и вся, который стал знаковым для последних лет социализма, ушел в прошлое. Но это было единственное, что могли поставить себе в заслугу реформаторы. Тем более, что большинство населения, в силу указанных причин, не могло себе позволить приобрести это изобилие.

В итоге страну захлестнули массовые забастовки и другие акции протеста.

Обещания реформаторов, что, обретя частного собственника, производственная сфера станет более эффективной, не спешили сбываться. Экономика страны пребывала в глубочайшем кризисе.

Всего этого хлебнул через край и Кузбасс. Шахтерские забастовки, в 1989 г. впервые всколыхнувшие страну из-за неспособности плановой социалистической экономики удовлетворять потребности народа, теперь полыхали по другой причине – как протест против «шоковой терапии».

Основной силой, которая сдерживала пыл реформаторов до 1993 г., были Советы всех уровней. Сторонники реформ сосредоточились в исполнительных органах власти. Такая расстановка сил предопределила противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти как в центре, так и в большинстве российских регионов.

Суть этого конфликта очень хорошо демонстрируют его оценки руководителями ветвей власти Кемеровской области.

Глава администрации М.Б. Кислюк, назначенный Президентом Б.Н. Ельциным, свое политическое кредо определил следующим образом: «Мы – не исполнительный орган Совета, мы, просто говоря, люди Президента, поставленные на то, чтобы выполнять его волю. Если кто-то с этим не согласен, кивает на «народноизбранность» депутатов – ради Бога, отойди в сторону и со стороны критикуй. Только не мешай работать» (Российская газета, 6 января 1992 г.).

Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области А.Г. Тулеев задачу депутатского корпуса видел в другом: «Главной задачей в экономике мы считаем коренное изменение курса реформ и восстановление управляемости народным хозяйством Кемеровской области, работающего на нужды народа. Мы будем добиваться восстановления народовластия, подотчетности и подконтрольности представительной власти избирателям, подконтрольности исполнительной власти населению и законодателям, выборности и права отзыва всем населением первых руководителей законодательной и исполнительной власти Кемеровской области, выборов главы администрации области» (Тулеев А.Г. Россия у нас одна. С. 153–157).

После октябрьских событий 1993 г. в Москве и прекращения деятельности российских депутатов ситуация изменилась в пользу исполнительной власти. Судьба Советов в регионах тоже была предрешена. С октября 1993 г. по март 1994 г. законодательная власть в Кемеровской области отсутствовала. Не было ее и на местах. В городах и районах вся полнота власти сосредоточилась в руках назначенцев главы администрации области.

Такая ситуация долго продолжаться не могла, несмотря на отчаянное сопротивление выборам со стороны исполнительной власти. Избрания законодательного органа власти требовала Конституция. Необходимость выборов диктовалась и взрывоопасной социальной обстановкой в Кузбассе. Поэтому выборы в Законодательное собрание Кемеровской области все-таки состоялись в марте 1994 г. Его председателем депутаты избрали своего признанного лидера А.Г. Тулеева. Но еще целых три года законодательный орган работал в условиях жесткого давления со стороны администрации. Депутаты двух его созывов пережили и блокаду, и голодовки, и многое другое, что мешало им отстаивать интересы своих избирателей. Президент, чтобы ослабить оппозицию, отозвал ее лидера А.Г. Тулеева для работы в Правительстве России министром по делам СНГ.

Не лучше была ситуация и на местном уровне. После роспуска Советов представительная власть в городах и районах области перестала существовать. Депутатский контроль деятельности администраций был утрачен. Положения принятого в 1995 г. федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Кемеровской области не выполнялись. И лишь по искам избирателей и прокуратуры принимались судебные решения о принуждении областных властей к проведению выборов в органы местного самоуправления.

Несмотря на то, что А.Г. Тулеев работал в Москве, он не терял связи с кузбасской оппозицией. По его инициативе еще в мае 1995 г. было создано общественно-политическое движение «Народовластие. Блок А.Г. Тулеева». Именно это движение продолжало настойчиво отстаивать интересы кузбассовцев. В числе других требований к власти важное место занимало требование провести всенародные выборы главы исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Тем более, что к 1997 г. такие выборы прошли в большинстве регионов России.

Центру было понятно, что если допустить в Кузбассе выборы, то М.Б. Кислюк их проиграет. Необходима была другая фигура, которую бы поддержали жители области. Решая эту дилемму, Москва неизбежно приходила к выводу, что такой фигурой мог быть только А.Г. Тулеев. Поэтому Президент Б.Н. Ельцин принял решение о назначении главой администрации Кемеровской области А.Г. Тулеева. Одновременно были назначены выборы, которые состоялись 19 октября 1997 г. На них, набрав более 90 % голосов избирателей, Губернатором Кемеровской области был избран А.Г.Тулеев.

Администрации А.Г. Тулеева и депутатам с первых дней пришлось работать в режиме «пожарной команды». Прежде всего были предприняты решительные меры по оздоровлению социально-экономической обстановки в области: своевременное принятие и конкретное наполнение бюджета; своевременная выплата зарплат, пенсий, пособий; сокращение численности посреднических фирм, через которые финансовые потоки уводились из Кузбасса и др.

Обнаружилась и еще одна серьезная проблема – в области практически отсутствовала собственная законодательная база. Все предыдущие годы прошли в политической борьбе. Было не до законов. Когда же началась конструктивная работа, этот пробел существенно снизил эффективность деятельности органов власти. Депутаты Законодательного собрания активно включились в процесс законотворчества. 1997 г. стал «годом законодательного ускорения». Когда «тормоз» был снят, проявились истинные силы законодательной власти.

За два года работы был принят Устав Кемеровской области, законы о государственной и муниципальной службе, о бюджетном процессе, о местном самоуправлении, о порядке реорганизации муниципальных образований, о порядке приватизации собственности, о поддержке предпринимательства, целый пакет социальных законов, сформировано законодательство о выборах и референдумах. Таким образом, постепенно закрывались «белые пятна» в областном законодательстве.

Активно началось строительство системы местного самоуправления. Препятствия к выборам органов местного самоуправления были сняты, законодательная база для их проведения была сформирована. В результате в Кемеровской области было создано 18 городских и 18 районных муниципальных образований, границы которых полностью совпадали со сложившимся административно-территориальным делением.

Избранные всем населением главы и депутаты сосредоточили свое внимание на самых острых социально-экономических проблемах своих территорий: своевременной выплате зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий, развитии малого предпринимательства, создании новых рабочих мест, поддержке образования, здравоохранения, культуры, обеспечении бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта.

Опираясь на областное законодательство, муниципалитеты разработали, приняли и зарегистрировали уставы городов и районов, сформировали собственную нормативно-правовую базу – положения и правила торговли и бытового обслуживания, застройки и благоустройства территорий, контроля тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, в том числе тарифов на услуги ЖКХ, как наиболее социально значимых.

В результате постепенно жизнь в городах и районах области стала возвращаться в спокойное русло.

Одним из принципиальных политических решений было переименование Законодательного собрания в Совет народных депутатов. Принимая его, депутаты руководствовались необходимостью сохранения преемственности и уважительного отношения к истории. Кроме того, наименование «Совет» больше соответствовало роли данной ветви власти не только как законодательной, но и представительной, то есть представляющей интересы избирателей.

Выборы в Совет народных депутатов первого созыва прошли весной 1999 г. На них убедительную победу одержал «избирательный блок А.Г. Тулеева» (34 из 35 депутатских мандата). Попытка финансово-промышленных групп, которые уводили денежные потоки и за это были вытеснены из Кузбасса, занять большинство в Совете провалилась.

К 2000 г. в результате слаженной работы всех ветвей власти удалось снизить накал социальной напряженности в области. Началась работа на созидание. Она шла в рамках программы «Завершить начатое и идти дальше», предложенной А.Г. Тулеевым на выборах Губернатора в апреле 2001 года. Программа получила поддержку кузбассовцев. За А.Г. Тулеева вновь проголосовали более 90 % избирателей.

Приоритетными направлениями программы в области экономики стали восстановление и строительство новых угледобывающих предприятий с выходом на дореформенный уровень добычи угля, реконструкция металлургической отрасли, машиностроения и химических производств, восстановление строительной индустрии, ориентированной на строительство жилья, государственная поддержка сельских товаропроизводителей.

Такая государственная политика нашла поддержку у новых собственников, которые пришли в кузбасскую экономику. Согласованные действия властей и бизнеса принесли положительные результаты. Поднялись «с колен» локомотивы кузбасской экономики – шахты и разрезы, Запсиб и КМК, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кемеровский «Азот» и многие другие предприятия. Прекратились взаимозачеты, с более чем 2 тыс. до 70–80 сократилось число посреднических фирм, финансовые потоки перестали уводиться из Кузбасса. В результате ощутимо стал пополняться областной бюджет.

Расширившиеся возможности бюджетного финансирования позволили перейти к созидательной социальной политике. Ее приоритеты заключались в простой и понятной всем формуле – «учитель, врач, село, тепло». Школы и больницы стали оснащаться новейшим оборудованием, передовыми программами и технологиями. Село получило высокоэффективные посевные и уборочные агрегаты. Реконструкции подверглись десятки нещадно дымивших котельных. Интенсивно началось строительство новых дорог. Впервые в России в Кемеровской области стали выдавать льготные образовательные и жилищные кредиты. Для ветеранов, дополнительно к основной, была учреждена кузбасская пенсия, открыты десятки губернских аптек, ветеранские госпитали.

Итогом созидательной и плодотворной работы всех ветвей государственной власти, местного самоуправления, социально ориентированного бизнеса стало превращение Кемеровской области в один из самых динамично развивающихся регионов России. Ушли в прошлое рельсовые войны и забастовки. У людей появилось желание хорошо работать и хорошо зарабатывать. Условия для этого были созданы.

Уникальным явлением, не имевшим аналогов в современной России, стала созданная в Кузбассе система морального поощрения, хорошо развитая в советские времена и забытая в годы реформ. По инициативе Губернатора А.Г. Тулеева Совет народных депутатов в 2001 г. принял Закон «О наградах Кемеровской области». Этим законом были учреждены золотой знак «Герой Кузбасса», ордена «Доблесть Кузбасса», «Ключ дружбы», «Золотой знак Кузбасса», медали «За особый вклад в развитие Кузбасса», «За веру и добро», «За достойное воспитание детей», «За честь и мужество», «За служение Кузбассу», «Материнская доблесть», «Надежда Кузбасса», «За бизнес во имя созидания». Законом были сохранены существовавшие ранее звания «Почетный гражданин Кемеровской области» и «Лауреат премии Кузбасса». Этими наградами сегодня награждены тысячи наших земляков, которые своими заслугами, самоотверженным трудом на благо своей малой Родины заслужили почет и уважение кузбассовцев.

В 2002 г. был принят Закон «О символике Кемеровской области», который учредил герб, гимн и флаг Кемеровской области (см. Приложение № 1). Принятие государственной символики способствовало повышению авторитета Кемеровской области, стало основой воспитания чувства патриотизма, гордости и ответственности за Кузбасс.

Таким образом, к началу 2000-х гг. ушли в прошлое «пожарные» методы работы органов государственной власти и местного самоуправления.

Сложились условия для спокойной и эффективной работы. Прежде всего это касалось правовой базы. Несмотря на то, что Законодательное собрание создало здесь определенный задел, Кемеровская область по количеству принятых нормативно-правовых актов уступала Омской области на 15 %, Иркутской – на 70 %, а Алтайскому краю – почти в два раза. Совет народных депутатов первого созыва преодолел этот пробел. За четыре года было принято 453 закона. Сто семь раз кемеровские депутаты выходили с законодательными инициативами в Государственную думу.

Но главный итог работы состоял не в количестве, а в качестве законодательной работы. Тем более, что в начале 2000-х гг. по инициативе Президента России В.В. Путина в стране началась масштабная работа по приведению всего законодательства в соответствие с Конституцией и федеральными законами. Необходимость этой работы была обусловлена тем, что в годы кризиса, когда предыдущий Президент России Б.Н. Ельцин поощрял суверенитеты, то есть самостоятельность регионов, в российском законодательстве возникли серьезные правовые «завалы». Были нередки случаи, когда в отдельных республиках и регионах объявлялось верховенство регионального законодательства над федеральным.

Освободившись от необходимости вести постоянную политическую борьбу, депутаты с увлечением окунулись в законотворчество. Главным его критерием стала кропотливая и вдумчивая работа над законами, каждый из которых был нацелен на возрождение Кузбасса. Качеству законодательства способствовали обмен опытом и установление межрегиональных контактов с коллегами из других регионов Сибирского федерального округа. В итоге Кемеровская область одной из первых завершила большую работу по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством. Принятый в новой редакции Устав Кемеровской области был признан Министерством юстиции Российской Федерации одним из лучших в России.

Пройдя этап становления и «расправив плечи» в конкретной работе по возрождению городов и районов, преуспели в развитии нормативной правовой базы и органы местного самоуправления. Если во второй половине 1990-х гг. большое количество их решений вызывали протесты прокуратуры по причине слабой их проработки и нарушений законодательства, то теперь эти протесты стали редкими.

Постоянный поиск оптимальной структуры исполнительных органов власти завершился принятием соответствующего закона. Его концепция предусматривала налаживание партнерских отношений с бизнесом, создание условий для привлечения в область инвестиций, прогнозирование социально-экономичес-кого развития Кузбасса, а не мелочную опеку со стороны органов управления над хозяйствующими субъектами, что было характерно для системы власти советского периода. Именно на это нацеливал закон отраслевые органы управления Администрации Кемеровской области.

К выборам весны 2003 г. органы государственной власти и органы местного самоуправления области подошли с достойными результатами. Им было чем отчитаться перед своими избирателями. И они по достоинству это оценили. На выборах во второй созыв Совета народных депутатов Кемеровской области и на выборах глав и депутатов местного самоуправления убедительную победу одержал избирательный блок «Служу Кузбассу», сформированный по инициативе Губернатора А.Г. Тулеева.

Примечательно то обстоятельство, что в блок вошли партии разной политической направленности: «Единая Россия», Народная партия, общественно-политическое движение «Народовластие», коллективными членами которого, в свою очередь, были КПРФ, Аграрная партия, профсоюзы и другие общественные организации. Такой уникальный расклад политических сил стал возможен потому, что представители этих партий в Кузбассе отложили в сторону политические разногласия во имя общей цели – возрождения Кузбасса, создания в регионе социально ориентированной экономики.

Этой цели соответствовала и очередная программа, предложенная Губернатором и поддержанная блоком «Служу Кузбассу». Выведя Кузбасс из кризиса, областные власти в качестве стратегии развития региона до 2010 г. определили структурную перестройку промышленности в сторону создания мощного перерабатывающего сектора, работающего на внутренние потребности рынка, что в свою очередь должно обеспечить рост качества жизни населения.

Амбициозные планы кузбасских властей превратить область из сырьевого региона в процветающий край с комфортными условиями для жизни, из которого бы не уезжали люди, а, наоборот, стремились бы сюда, реализовать, конечно, было трудно, но возможно.

Трудности состояли в том, что в стране в целом одновременно проводилось около десятка масштабных реформ – жилищно-коммунальная, административная, местного самоуправления, образования, социальная и др. Большинство из них, затратные, затрагивали коренные интересы абсолютного большинства граждан.

Вместе с тем налицо и благоприятные факторы. Усилия предыдущих лет завершились стабилизацией экономики Кузбасса. Об этом свидетельствуют, прежде всего, доходы консолидированного бюджета. С 1997 по 2005 гг. они увеличились с 9,5 млрд руб. до 53,8 млрд руб. Именно это позволило сделать приоритетом в расходовании бюджетных средств вложение их в развитие социальной сферы.

Депутаты второго созыва Совета народных депутатов свою задачу видели в формировании регионального законодательства, своевременно обеспечивающего реализацию проводимых в стране реформ, проектов, принятых в области. Об этих приоритетах наглядно может свидетельствовать один из многочисленных примеров. В 2005 г. из 174 принятых законов 31 % приходился на долю законов, обеспечивающих функционирование социальной сферы Кузбасса.

Социальная политика Кузбасса по формуле: «учитель, врач, село, тепло» получила новый импульс, органично войдя в общенациональные проекты, предложенные Президентом России В.В. Путиным – образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие села.

Такие ответственные проекты потребовали серьезной перестройки на всех уровнях власти. Прежде всего, реформированию подверглась исполнительная ветвь власти, начавшаяся с Правительства Российской Федерации. Выстраивание вертикали исполнительной власти продолжилось в регионах. Губернаторы, прежде избиравшиеся всем населением, стали, по предложению Президента РФ, избираться законодательными органами субъектов РФ. Одним из первых по новой системе выборов предложение от Президента получил Губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев. В апреле 2005 г. Совет народных депутатов Кемеровской области это предложение поддержал и единогласно избрал А.Г.Тулеева Губернатором области на очередные пять лет.

Законом области «О системе исполнительных органов государственной власти в Кемеровской области» (2005 г.) был учрежден высший орган исполнительной власти области – Коллегия Администрации. В соответствии с главными направлениями программы развития региона за ней выстроились отраслевые департаменты, задачей которых как раз является реализация национальных проектов.

Изменениям подверглась и законодательная ветвь власти, точнее принципы ее формирования. Смешанная система избрания депутатов Государственной Думы (по партийным спискам и по одномандатным округам) федеральным законом заменена избранием депутатов только по партийным спискам. Законодательные органы регионов, которые избирались только по одномандатным округам, отныне избираются по смешанной системе. В соответствии с этим порядком в Совет народных депутатов Кемеровской области третьего созыва в 2008 г. были избраны 18 депутатов по партийным спискам и 18 депутатов по одномандатным округам.

В значительной степени повышению эффективности деятельности органов всех уровней власти стала начатая в 2003 г. по инициативе Президента В.В. Путина реформа разграничения полномочий, а также реформа местного самоуправления. Отсутствие точного разграничения полномочий между центром и регионами, между органами государственной власти и местного самоуправления, неопределенность в том, кто и за что отвечает, были одним из самых серьезных препятствий движения вперед. В результате получалось, что на местах чинили трубы, ремонтировали детские сады и школы, вывозили мусор все вместе. Конечно, простому гражданину все равно, чья рука откроет вентиль, в результате чего в его квартире станет тепло. Но ему не все равно с кого спросить, если эта рука забудет о своих обязанностях. Далеко не праздным является и такой вопрос: из какого бюджета будет все это финансироваться?

Серьезные проблемы создавало и такое обстоятельство, как одинаковый набор полномочий, определенных законодательством для всех типов муниципальных образований. На практике же возможности для их реализации были далеко не одинаковы. Если большой город с развитой инфраструктурой, достаточной налоговой базой с ними еще справлялся, то небольшой муниципалитет, не имеющий градообразующих предприятий и, как следствие, стабильных доходных источников в бюджет, мог их исполнять только с помощью дотаций. Серьезным препятствием для граждан в реализации их интересов было и то, что во многих регионах органы местного самоуправления были отдалены от них. Порой для решения даже самой незначительной проблемы приходилось ехать в районный или в областной центр.

Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) приблизил местную власть к населению, учредив двухуровневую систему местного самоуправления. В городах и районах муниципалитеты были наделены статусом городских округов и муниципальных районов, а в поселках и селах муниципальные образования получили статус сельских и городских поселений. Соответственно возможностям были разделены и вопросы местного значения разного уровня, которые приняли к исполнению новые муниципальные образования. Так, вопросы организации образования, оказания первичной медицинской помощи, оказания транспортных услуг, строительства жилья, дорог местного значения были отнесены к ведению городских округов и муниципальных районов. Вопросы благоустройства, организации досуга, обеспечения услугами организаций культуры, физкультуры и спорта, общественного питания и бытового обслуживания и другие подобные вопросы отнесены к ведению городских и сельских поселений.

Такие полномочия, как оказание специализированной медицинской помощи, социальная защита населения, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы из ведения местного самоуправления переведена в ведение субъекта РФ.

За каждым из полномочий закреплены стабильные доходные источники, которые должны обеспечить сбалансированные бюджеты всех уровней.

В соответствии с реформой местного самоуправления в Кемеровской области в 2004–2005 гг. были сформированы новые муниципальные образования, проведены и описаны их границы, закрепленные областным законом «О статусе и границах муниципальных образований в Кемеровской области». Статус городских округов получили все существовавшие ранее городские муниципальные образования – 15 городов. Статус городского округа получил также рабочий поселок Краснобродский. Статус муниципального района сохранили все 18 районов области. Вновь были созданы 22 городских поселения (рабочие поселки, районные центры и некоторые города) и 167 сельских поселений. Таким образом, если до реформы в области было 34 муниципальных образования, то в результате реформы их стало 223.

В октябре 2005 г. в органы местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований были проведены выборы. Всего были избраны 190 глав и около 2 тыс. депутатов. С 1 января 2006 г. они приступили к исполнению своих полномочий. Сегодня их главной задачей является обустройство местной жизни. А проблем здесь немало, если учесть, что в «лихие» 1990-е годы глубинка была брошена на произвол судьбы. И все же уверенность в завтрашнем дне появилась и в России в целом и в Кузбассе в частности.

Закономерно, что коренное переустройство общества, с которым пришлось столкнуться России в 1990-е гг., сопряжено с величайшими потрясениями. Об этом свидетельствует вся история человечества. Вопрос лишь состоит в том, чтобы избежать непоправимых потерь. История переустройства российского общества на примере Кузбасса убедительно показала, каковы последствия крайних подходов к любому реформированию. Середина 1990-х гг. с противостоянием ветвей власти, с крайней политизацией общества, с неуемными личными амбициями отдельных политиков привела к обострению социальной напряженности. И, наоборот, конец 1990-х – начало 2000-х гг. продемонстрировали, что конструктивный диалог, сотрудничество во имя будущего всех ветвей власти, всех политических сил, власти и бизнеса позволили провести даже самые радикальные реформы без больших потрясений и потерь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.