Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Материальная культура Античной эпохи




Лекция

 

Период античности охватывает почти полтора тысячелетия – с 11 века до нашей эры до конца 5 века нашей эры. По сути, античность представлена только двумя древними государствами – Грецией и Римом. Однако вклад этих государств в культуру человечества был столь велик, что античность воспринимается нами как поворотная эпоха, важнейший рубеж в мировой истории.

Древняя Греция и Древний Рим находились в благоприятной природно-климатической зоне субтропиков – в северном Средиземноморье. Греция располагалась на Балканском полуострове, Рим – на Апеннинском полуострове. Греческая культура и цивилизация в значительной мере являлись наследницей традиций предшествующего Крито-Микенского царства. Культура Рима впитала многие черты культуры этрусских племен, живших на Апеннинах во 2 – начале 1 тысячелетий до нашей эры. В истории Древней Греции выделяются следующие периоды: 11 – 8 вв. до нашей эры – Гомеровский период, 7 – 6 вв. до нашей эры – период Архаики, 5 – последняя четверть 4 в. до нашей эры – период Классики, последняя четверть 4 в. – 1 в. до нашей эры – период Эллинизма. История Рима делится на два основных периода: период Республики (506 г. до нашей эры – середина 1 в. до нашей эры) и период Империи (середина 1 в. до нашей эры – 476 г. нашей эры).

В экономической и социально-политической жизни античных государств были взлеты и падения, этапы расцвета и застоя. К важнейшим событиям греческой истории надо отнести Великую греческую колонизацию, в результате которой были освоены прибрежные территории Средиземного и Черного морей (8 – 6 вв. до нашей эры), греко-персидские войны в 5 в. до н.э., закончившиеся победой греков и способствовавшие невиданному ранее подъему национального самосознания, духовной культуры и возвышению Афин как торгового, ремесленного и культурного центра, разорительная Пелопоннесская война между Афинами и Спартой в 431–404 гг. до н.э., приведшая к общему экономическому и политическому ослаблению греческих городов-полисов, вхождение во второй половине 4 в. до нашей эры в состав обширной империи Александра Македонского, протянувшей свои границы до Средней Азии и Индии. С падением этой великой державы в 1 в. до нашей эры Греция была завоевана Римом и вошла в состав уже Римской империи. Особенностью политической истории Греции было то, что она, по сути, никогда не представляла собой централизованное государство, но являлась конфедерацией независимых городов-полисов, каждый из которых имел свою экономическую территорию и собственные органы управления. В Греции впервые в мире появились демократические формы правления, предоставлявшие возможность широким слоям населения принимать активное участие в государственных делах. Это в огромной мере повлияло на общее экономическое и культурное развитие нации. Достижения греков в области архитектуры и строительства, ремесел и транспорта, искусства и науки стали образцом для подражания на многие последующие века.

История Рима как «вечного города» уходит в 8 в. до нашей эры, когда на территории столицы современной Италии существовало древнее поселение. Оно явилось центром консолидации латинских племен, хотя и уступавших в своем развитии соседям-этрускам, но уже знакомых с железной металлургией, занимавшихся земледелием и имевших достаточно сложную структуру общественного устройства.. К середине 1 тысячелетия до нашей эры на значительной части Апеннинского полуострова сложилась федерация латинских и других родственных им племен, что нашло официальное выражение в провозглашении в 506 г. Римской республики. Управляемая двумя выборными консулами из среды аристократии и сенатом, Римская республика просуществовала до середины 1 в. до нашей эры, когда на смену демократическим традициям пришла диктатура императора. Первым императором Рима стал, как известно, Гай Юлий Цезарь. В период империи Рим проводил активную захватническую политику, расширив свои владения на западе до побережья Атлантики и Британских островов, а на востоке до Кавказских гор (современная Армения). Огромная Римская империя была пестрой по этническому составу, включала провинции, разные по уровню развития экономики и культуры. Сложные внутренние противоречия, военные конфликты с соседними независимыми племенами северной Европы привели сначала к расколу державы на Западную и Восточную империи (395 г. нашей эры), а затем – к падению Западной империи и ее столицы Рима под ударами вестготов (476 г.).

Мы знаем культуру Греции и Рима по многочисленным памятникам архитектуры и искусства, по замечательным изделиям ремесленников, а также по сохранившимся письменным источникам и литературным произведениям того времени. Культурное наследие античности настолько богато и разнообразно, что в исторической науке существуют специальные отрасли, занимающиеся изучением тех или иных его разделов. Ниже мы остановимся на характеристике материальной культуры античности, рассмотрим такие ее ведущие сферы, как сельское хозяйство, архитектура и строительство, транспорт, ремесла.

Общей экономической основой развития античного общества являлся рабовладельческий способ производства, предполагавший практически полную личную зависимость раба от хозяина. Раб в Греции и Риме был лишен какой бы то ни было собственности, средств производства и гражданских прав. По сути, он по своему положению был приравнен к орудию труда. Рабы были заняты на тяжелых работах на строительстве, рудниках и каменоломнях, в земледелии, в ремесленных мастерских, в домашнем хозяйстве. Практика использования рабского труда в сельскохозяйственных работах в широких масштабах была особенно характерна для Рима, где существовали огромные земельные плантации (латифундии), находившиеся в частной собственности у отдельных лиц.

Важнейшей чертой материальной культуры античных государств было развитие железной металлургии. Железо являлось материалом для производства орудий труда и предметов вооружения – по своей прочности и рабочим качествам оно в огромной степени превосходило бронзу. Железный инструментарий, в каких бы сферах трудовой деятельности он ни применялся, давал значительный производственный эффект, а это способствовало общему подъему экономики.

Другой яркой особенностью материальной культуры античных государств можно считать то, что в области технического развития эта эпоха не привнесла ничего принципиально нового по сравнению с предшествующей эпохой ранних государств. Важнейшим механизмом продолжало оставаться колесо, на основе которого функционировал наземный транспорт, работал гончарный круг и появилась водяная мельница. Однако в сфере технологии в античное время происходит значительный прогресс – производственный цикл в каждом виде деятельности доводится до совершенства, отрабатываются сырьевые и рецептурные навыки, используются новые знания и данные научных наблюдений, а также все богатство предшествующего опыта. Высокого уровня достигает производственная специализация, что также способствует совершенствованию технологии в самых разных областях. Все это способствовало появлению выдающихся достижений материальной культуры античного общества.

Сельское хозяйство. Общие особенности природно-клима­тических условий Греции и Рима определили и сходство структуры сельскохозяйственной отрасли. Рассматриваемые территории были благоприятны для возделывания садовых культур, оливковых деревьев, винограда, лекарственных растений. В то же время здесь относительно мало земель, пригодных для зернового земледелия. Гористый рельеф Балкан и Апеннин был весьма подходящим для развития животноводства – разведения мелкого рогатого скота.

И в Греции, и в Риме продукты земледелия – высококачественные вина и оливковое масло – были одними из основных статей экспорта. Суда, груженные амфорами с вином и маслом, следовали из греческих портов к самым отдаленным провинциям. Вместе с тем эти государства импортировали зерно – прежде всего, пшеницу элитных сортов, выращенную на плодородных землях Египта. Животноводство давало разнообразный спектр продуктов – мясо, молоко, шкуры и шерсть.

В пашенном земледелии использовался тягловый скот, плуги с железными сошниками. Металлические косы, вилы, грабли, садовые ножницы и другие инструменты также широко применялись в сельском хозяйстве. Для производства вина и оливкового масла служили специальные прессы-давильни. Зерно размалывалось на вращающихся жерновах, которые приводились в действие рабами или тягловым скотом. В Древнем Риме впервые была внедрена в сельскохозяйственную практику водяная мельница, соединившая вращательное движение колеса с энергией падающей воды.

В Греции и Риме существовала определенная территориальная специализации в сельскохозяйственной отрасли. Так, в Греции основной земледельческой областью была Спарта, располагавшаяся на юге Балканского полуострова, где ландшафтные условия были наиболее благоприятны для разведения зерновых культур. Гористая местность Фессалия была известна своими виноградниками. Виноградники и оливковые рощи окружали крупнейший греческий город Афины. В Древнем Риме, на территории Апеннин разные местности специализировались на выращивании особых сортов зерна, винограда, оливковых деревьев, овощей и фруктов, лекарственных растений, льна.

Строительство и архитектура. Эта область материальной культуры античной эпохи известна нам по хорошо сохранившимся сооружениям самого разного назначения – культовым, дворцовым, общественным и жилым постройкам, мостам и дорогам. Техника строительного дела, как и в предшествующую эпоху ранних государств, основывалась на использовании достаточно простых механизмов, какими служили колесо, блок, рычаг, клин. Однако огромный шаг вперед был сделан в области конструктивных решений, архитектоники построек и их дизайна.

Наиболее яркими памятниками архитектуры Греции являются храмы и храмовые ансамбли, посвященные многочисленным богам античного пантеона. Для их возведения использовались, как правило, различные породы строительного камня, в первую очередь мрамор. Культовые постройки в максимальной степени воплотили в себе лучшие достижения античной архитектуры. Храмы Древней Греции имели всегда четкие прямоугольные очертания. Крыша в большинстве случаев двускатная. Особое внимание уделялось оформлению входа с несколькими ступенями и портиком. Самой примечательной чертой храмовой архитектуры Греции были колонны, служившие одновременно опорными и декоративными элементами. Существовало три основных типа колонн – дорический, ионический и коринфский. Они различались по пропорциям самой колонны и оформлению ее капители – верхней части. Дорическая колонна считается наиболее ранним типом. Она массивная, широкая, украшена рельефными вертикальными желобками-каннелюрами. Капитель представляла собой простую прямоугольную плиту. Ионическая колонна более поздняя по времени появления – тонкая, стройная, с капителью, оформленной с использованием декоративных спиральных завитков (волюта). Коринфская колонна, название которой происходит от города Коринф, имела очень нарядную, пышную капитель в виде листьев и цветов (аканф). Своеобразной, чисто греческой разновидностью колонн была кариатида – опора в форме женской фигуры, закутанной в драпированные одежды. Популярной деталью украшения греческих храмов являлся фриз – бордюр с рельефными изображениями, опоясывающий здание по периметру под крышей. Все основные принципы и элементы храмовых построек Древней Греции стали классическими для мировой архитектуры – они были восприняты римскими строителями, а позднее получили широкое распространение в период европейского Возрождения и сохранились практически до настоящего времени.

В Греции и ее провинциях существовало огромное количество храмов. Во всех крупных городах имелся акрополь – особое место на возвышенности, где устраивался своего рода культовый центр. Как правило, там находились и лучшие храмовые постройки. Наиболее известен Афинский акрополь, многие храмы которого и сегодня поражают воображение своим совершенством. Этот акрополь строился на протяжении нескольких веков, и его расцвет приходится в основном на 5 в. до н.э., классический период истории Греции. Тогда были созданы настоящие архитектурные шедевры, самым знаменитым из которых был беломраморный Парфенон, посвященный богине Афине – покровительнице города. Он как бы господствовал над всем акрополем. К числу замечательных творений греческих зодчих относятся также храм Эрехтейон, храм Зевса Олимпийца, храм Афины Победительницы, храм Гефеста, входившие в ансамбль Афинского акрополя. Внутреннее убранство греческих храмов не сохранилось до наших дней, но по имеющимся описаниям известно, что оно было нарядным и торжественным. Стены расписывались яркими фресками, отполированные плиты мраморного пола отражали свет, у стены, противоположной входу, возвышалась огромная статуя бога или богини, сверкающая позолотой.

Жилая архитектура Древней Греции имела свои традиции. Холмистый рельеф греческих городов не способствовал четкой планировке улиц, застройка часто была довольно беспорядочной. Даже сегодня старая часть греческой столицы Афин представляет собой настоящий лабиринт, ориентироваться в котором весьма сложно. Типичный городской жилой дом Древней Греции – двухэтажный, фундамент которого сложен из камня, а стены – из кирпича. В жилой архитектуре использовалось также дерево. Распространенным строительным приемом было покрытие стен штукатуркой снаружи и внутри, нередко в несколько слоев. Верхний слой окрашивался и полировался, что позволяло добиться «мраморного» эффекта. Оконные проемы были невелики по размеру и пропускали немного света. Обязательной принадлежностью греческого жилища был внутренний дворик – перистиль, примыкающий к задней стене дома. Внутреннее устройство дома состояло из помещений различного назначения. Центральным был зал для трапез и приема гостей на первом этаже – мегарон. На верхнем этаже обычно располагалась «женская половина» – комнаты хозяйки, дочерей. Интерьер помещений отличался простотой, рациональностью и вместе с тем элегантностью. Его составляли изящные немногочисленные предметы мебели, ковры, бронзовые сосуды и светильники.

В греческом городе центральным местом была площадь – агора. Это место проведения различных собраний, выступлений ораторов, политических акций. Площадь обычно украшалась мраморными статуями богов и героев.

Особым типом сооружений, впервые появившимся в Древней Греции, был амфитеатр, предназначенный, прежде всего, для театральных зрелищ. Амфитеатры устраивались под открытым небом, очень органично вписываясь в рельеф местности. Центром амфитеатра была круглая площадка-арена, вокруг которой возвышались, поднимаясь по склонам и постепенно расширяясь в диаметре, зрительские ряды. Скамьи с высокими спинками делались из мрамора. До настоящего времени сохранилось немало античных амфитеатров как в самой Греции, так и в ее провинциях. В современных Афинах, например, в огромных амфитеатрах, обладающих великолепной акустикой, нередко устраиваются различные концертные представления.

Архитектура и строительство Древнего Рима заимствовали многие греческие традиции, но вместе с тем имели и свои собственные яркие достижения. Помимо камня римские строители широко применяли кирпич высокого качества, впервые разработали технологию бетона. Замечательные архитектурные памятники Рима – столицы республики, а затем империи – позволяют представить, как выглядел этот город две тысячи лет назад. Для него была характерна четкая планировка, особенно центральной части. Здесь находились дворцы, храмы, колонны и триумфальные арки. Для храмовых и дворцовых сооружений характерна была в основном прямоугольная форма, однако римские зодчие ввели в практику новый тип – круглый в плане, имеющий название ротонда. Он использовался при постройке храмов. Новшеством также стало оформление кровли здания в виде купола при помощи системы арочных перекрытий. Так, например, знаменитый Пантеон – «храм всех богов», построенный в Риме во 2 в. нашей эры, представлял собой огромную ротонду с кровлей в виде купола. В архитектуре зданий римляне широко использовали колонны греческого образца. Колонна имела и самостоятельное значение как монументальное сооружение, поставленное в честь того или иного императора. Такую же роль играли и триумфальные арки, возводившиеся в ознаменование военных побед, крупных политических событий и т.п. Вообще арочные конструкции были достаточно популярны в строительстве и архитектуре Рима в отличие от Древней Греции.

В Риме существовали различные типы городских общественных сооружений. По принципу греческих амфитеатров строились театры и цирки. Самый крупный и известный римский цирк Колизей (амфитеатр Флавиев), построенный в 75–80 гг. нашей эры, был рассчитан более чем на 40 тысяч зрителей. Здание, предназначенное для проведения судебных процессов, торговых и финансовых сделок, административных мероприятий, называлось базилика. Римские базилики сооружались, как правило, из кирпича, имели внушительные размеры и нередко купольный свод. Позднее, с распространением христианской религии, многие базилики стали выполнять функцию церквей. Также особым типом общественного здания являлись термы, или бани. Устройство терм было достаточно сложным, включало систему водоснабжения и подогрева горячим воздухом через специальные отверстия в полу. Интересно, что в термах впервые было использовано прозрачное стекло для закрытия оконных проемов. Наибольшую известность получили термы Диоклетиана и термы Каракаллы в столичном Риме, кирпичные развалины которых и сегодня впечатляют своими масштабами.

В жилой архитектуре Древнего Рима различаются два основных типа построек. Это домус (вилла) и инсула. Домус и вилла – жилые здания, рассчитанные на проживание одной семьи. Постройка прямоугольных очертаний могла иметь один или два этажа. Центральным помещением в доме был атриум – просторный зал на первом этаже. Здесь хозяин дома принимал гостей, проводил официальные встречи, устраивал семейные торжества и культовые церемонии. В центральной части потолка имелось прямоугольное отверстие, а под ним в мраморном полу такой же формы бассейн, куда во время дождя стекала вода. Интерьер атриума включал немногочисленную, но роскошную мебель, мраморные статуи, домашний алтарь. В римском частном доме имелись комнаты разного назначения – спальни, кабинеты, кухни и т.п. Обязательной принадлежностью дома был внутренний дворик, представлявший собой миниатюрный парк с бассейном, фонтанами, зеленью. Конструкция фонтана – это также изобретение античных римлян, получившее большую популярность в Италии в более позднее время, в период Возрождения.

Инсула – это многоэтажный и многоквартирный городской дом, рассчитанный на проживание нескольких семей. Обычно в инсулах обитали люди небольшого достатка.

Крупным достижением городского строительства была прекрасно продуманная и тщательно выполненная система водоснабжения и канализации. Водопровод в столичном Риме, сложенный из керамических труб, оказался настолько качественным и долговечным, что отдельные его участки продолжали использоваться еще до недавнего времени.

Строители Древнего Рима достигли значительного мастерства в сооружении дорог и мостов. Строительство дорог стало особенно актуальным в период Римской империи, чтобы соединить столицу с самыми отдаленными провинциями. Не случайно именно в те времена родилась поговорка: «Все дороги ведут в Рим». Многие дороги, построенные около двух тысяч лет назад, функционируют и сегодня. Такова, например, знаменитая Аппиева дорога, берущая начало в столице Италии. Это же можно сказать и о мостах. Мосты античного Рима, переброшенные через реки Апеннин и других территорий, входивших в состав империи, отличались массивностью конструкции и имели, как правило, арочную систему опор.

Транспортные средства. В античную эпоху существовали транспортные средства двух видов – наземные и водные. Наземный транспорт – это различного рода колесницы и повозки. Колесницы использовались главным образом на поле боя и для торжественных выездов. Боевые колесницы греков и римлян, запряженные лошадьми, были маневренными, легкими и вместе с тем защищенными. Судя по сюжетным изображениям на декоративных керамических вазах, греческие колесницы были двух- и четырехколесными.

Для передвижения по узким городским улицам знатные греки и римляне часто пользовались паланкинами, которые несли на плечах рабы.

В Греции и Риме значительное развитие получил водный транспорт, что было связано с географическим положением этих государств и активными торгово-экономическими связями, осуществлявшимися морским путем. У греков одним из самых ранних типов морских судов был торговый корабль округлой формы под парусами. Он был вместительным, но неповоротливым и медлительным. Однако уже в 9 в. до н.э. появились быстроходные суда, модель которых была позаимствована греками у финикийцев. Это были узкие, длинные, низкобортные корабли с 25 гребцами на каждой стороне, использовавшиеся в военных операциях. Оружием таких кораблей был острый выступ-таран на уровне воды, которым можно было пробить борт вражеского судна. Этот тип судов получил название пентеконтеры – длинные корабли. В 8 в. до н.э. в Коринфе были построены первые триэры – быстроходные военные корабли более сложной конструкции, с экипажами в 200 гребцов, сидевших вдоль каждого борта на скамьях, расположенных на трех уровнях.

Ремесла. Спектр ремесел в античных государствах был чрезвычайно широк и рассчитан на удовлетворение потребностей всех слоев населения. Как было отмечено выше, высокий уровень ремесла определялся, прежде всего, совершенством технологического процесса, продуманностью всех его деталей, прекрасным знанием сырьевых материалов и способов их обработки. В каждой ремесленной отрасли существовала специализация – мастера выполняли узкий круг производственных операций, но достигали в этом подлинного совершенства. Наивысшего уровня развития ремесленная специализация достигла в Древнем Риме. Изделия ремесленников Греции и Рима – керамические сосуды, ткани, металлические инструменты и оружие, предметы роскоши – служили важной статьей торгового импорта. Остановимся только на некоторых, наиболее ярких примерах развития античных ремесел.

Металлообработка. В античную эпоху мастера Греции и Рима были знакомы с обработкой железа, меди, бронзы, серебра, золота. Конечно, ведущую роль играло железоделательное производство, обеспечивающее другие виды ремесел, сельское хозяйство, транспорт и военное дело необходимыми орудиями и приспособлениями. Греки прекрасно владели навыками выплавки железа из руды, которую добывали в области Лаконика и некоторых других районах Греции. Кузнецы – специалисты в области обработки железа – пользовались особым уважением, так как умели превращать природный материал в самые разнообразные и нужные вещи. Кузнечные мастерские были оборудованы воздуходувными мехами, горнами, оснащены различными инструментами – клещами, молотами, наковальнями, весами. Сцены работы в кузнях дошли до нас в виде изображений на декоративных керамических вазах. Была известна горячая и холодная обработка железа. Литье металла производилось в формах, в 7 в. до н.э. был открыт способ спайки железа, позволявший изготовлять крупные составные металлические предметы.

Весьма искусны в металлообработке были древние римляне, унаследовавшие это мастерство от этрусков.

В почете у римлян была бронза, из которой методом отливки изготовляли статуи, часто копировавшие греческие мраморные оригиналы. Серебро и золото – металлы, применявшиеся в основном в ювелирном деле. Однако из серебра также изготовляли хирургические инструменты, которыми римские врачи пользовались для проведения достаточно сложных операций.

С металлообработкой было самым тесным образом связано оружейное ремесло. Его продукция была востребована в связи с военными кампаниями, игравшими важную роль в политической и социально-экономической истории античных государств.

Деревообработка. Изделия из дерева использовались в различных сферах хозяйства и быта, и одним из ярких примеров мастерства античных деревообработчиков может служить изготовление мебели. Традиции мебельщиков Древней Греции имеют много общего с более ранними канонами производства мебели в Египте. Но греки внесли и много своего, нового в это ремесло. Основными были следующие типы мебели.

Емкостная мебель предназначалась для хранения различных предметов и запасов – это сундуки, лари, шкатулки. В сундуках было принято держать одежду, чтобы ее сложные драпировки не мялись. В ларях хранилась посуды и другая утварь, в шкатулках, часто довольно больших по размеры, – украшения и туалетные принадлежности.

Важную роль в любом доме играла мебель для сиденья – стулья, табуреты, кресла. Тип табурета пришел в Грецию из Египта, и самым распространенным его вариантом был дифрос – табурет на четырех ножках. Его жесткое сиденье покрывалось тюфяками и подушками. Довольно популярен был х-образный табурет, состоящий из нескольких складывающихся опор. Стулья и кресла были более удобны для сиденья. Распространенным вариантом был тронос – сиденье с высокой прямой спинкой и подлокотниками, часто использовавшееся для официальных случаев (отсюда происходит слово «трон»). В домашней обстановке был очень уместен клисмос – сиденье с изогнутыми опорами и полукруглой спинкой, как бы охватывающей сидящего. Клисмос считался «женской» мебелью, располагающей к комфорту и отдыху.

В обиходе у греков было несколько видов столов – простой рабочий стол на четырех ножках, обеденный (трапезда), и совсем маленький, напоминающий ночной столик. Важнейшим предметом домашней мебели было ложе, или клине. Ложе служило не только для сна и отдыха, но и трапез. Ложе часто было рассчитано на несколько человек и выглядело довольно массивно.

Греческая деревянная мебель изготовлялась с большим мастерством. В процессе работы нередко использовался токарный станок, в частности, для фигурной обточки ножек. Часто мебель украшалась резными узорами, отделывалась полировкой. Характерной особенностью было оформление нижних участков ножек в виде львиных лап.

В Древнем Риме, так же, как и в Греции, мебель имела, прежде всего, функциональное назначение и количество ее в домах было сравнительно невелико. Много общего было в типах мебели и принципах ее изготовления.

Ткачество и изготовление одежды. Основным сырьем для производства тканей в Греции и Риме были шерсть и лен. Высококачественная шерсть была продуктом животноводства и использовалась как для изготовления одежды, так и для тканья ковров. В Греции каждая уважающая себя женщина, хозяйка дома должна была иметь ткацкий станок и проводить за ним значительную часть своего времени. Даже в «Одиссее» Гомера говорится о том, что супруга главного героя Пенелопа ждала мужа из долгих странствий, коротая дни за ткачеством. Шерстяные ковры, сотканные на домашнем станке, обычно дополняли интерьер жилища. Ткачество, однако, было не только домашним ремеслом – им занимались и в специальных мастерских. Греческие ткачи умели изготовлять различные сорта шерстяных и льняных тканей, окрашивать их, украшать орнаментом. Льняное полотно нередко отличалось значительной тонкостью, что было особенно ценно при изготовлении драпированных одежд.

Ткацкое дело процветало и в Риме. Особые успехи были связаны с изготовлением крашеных тканей – прежде всего, знаменитого пурпура. Ткань насыщенного красновато-фиолетового цвета считалась привилегией очень богатых и знатных людей. Пурпурные одежды носили римские императоры и приближенные к ним особы. Технология получения такой ткани была очень сложной и основывалась на использовании краски, полученной из особого вида морских моллюсков.

Одежда античного времени имела общие, достаточно характерные черты. Мужской и женский костюм в Греции и Риме имел немало сходства. Самые яркие особенности одежды – принцип драпировки ткани и свободный силуэт. Мужское платье в Греции – легкий короткий хитон, широкий плащ гиматий, короткое, не сковывающее движений одеяние хламида. Женская одежда состояла из хитона, туники и пеплоса, окутывающего тело изящными складками. Различные варианты мужской и женской одежды мы можем представить по многочисленным скульптурам, изображениям на керамических вазах. Верхнее мужское платье в Риме носило название тога и представляло собой очень широкий овальный кусок ткани с прорезью в центре. Умение одевать и красиво драпировать тогу было большим искусством, которым владели специально обученные и поэтому высоко ценившиеся рабы. Женская верхняя одежда в Древнем Риме – стола, оставлявшая открытыми плечи и руки и изящно подчеркивавшая фигуру.

Покрой одежды бедных и богатых греков и римлян был одинаков, однако качество ткани, отделка, ювелирные дополнения костюма указывали на социальный статус его владельца.

Керамическое производство. В античную эпоху гончарное дело продолжает развиваться и совершенствоваться на базе более ранних традиций и достижений. Огромную роль для процветания этого ремесла имели сырьевые условия – на территории Древней Греции и Рима имелись богатые запасы высококачественных керамических глин различных сортов. Техническая база гончарства античности включала гончарный круг и печи для обжига, позволявшие получать достаточно высокие температуры.

Значительный вклад в историю античного гончарства внесли греческие мастера. Их изделия отличались совершенством формы и оригинальностью дизайна. Гончары разработали стандарты пропорций и контура сосудов различного назначения. Это, например, амфора – сосуд для масла и вина с узким горлом, яйцевидным туловом, острым дном, одной или двумя ручками. Кратер – сосуд, в котором подавали воду во время трапез, имел широкое устье и резко суживающиеся к дну стенки. Пифос – сосуд огромных размеров для хранения зерна или воды. Пифосы нередко достигали высоты человеческого роста. Ваза – сосуд, выполнявший обычно декоративную функцию, с изящно очерченными туловом и горлом, узким дном. Килик – небольшой сосуд в виде кубка на ножке, использовавшийся для вина на парадных трапезах. Были известны и многие другие типы керамических изделий.

Самой яркой страницей гончарного искусства Древней Греции является, конечно, чернофигурная и краснофигурная керамика. В основе изготовления этих изделий лежала особая технология обработки поверхности и декора. Оба вида керамики производились из глины, дававшей после обжига яркий красный или желтый цвет. Смысл названия «чернофигурный» в том, что плоскостные изображения наносились специальным черным лаком на красную или желтую поверхность. «Краснофигурный» стиль был очень сложным по исполнению: по нанесенному контурному рисунку закрашивался фон вокруг фигур черным лаком. Состав черного лака являлся секретом греческих гончаров. Сюжеты изображений на чернофигурных и краснофигурных сосудах были очень разнообразны – сцены из мифологии, бытовые, военные и спортивные сцены. Роспись на греческой керамике несет богатейшую информацию о различных сторонах жизни древнего общества. По уровню мастерства и художественной выразительности это было настоящее искусство, занимались которым профессионалы-живописцы, расписывавшие керамические изделия. Расписная керамика пользовалась большим спросом не только в самой Греции, но и далеко за ее пределами. Наибольшего развития керамическое производство достигло в Коринфе, Милете, Афинах.

В Древнем Риме традиции изготовления керамической посуды во многом были унаследованы от этрусков. Помимо обычной бытовой посуды, гончары производили прекрасную художественную керамику, ценившуюся далеко за пределами Италии. Особенно прославилась своими гончарными изделиями область Арецция, где существовали многочисленные мастерские, в которых трудилось большое количество рабов. Античные римляне были весьма искусны и в производстве строительного кирпича. В кирпичных мастерских-артелях трудились десятки, а иногда и сотни рабов. Процесс производства был прекрасно организован и снабжен самым передовым по тому времени оборудованием, основную роль в котором играли приспособления для формовки кирпича и печи для обжига. Последние имели сложную конструкцию, позволяли достигать высоких температур и были рассчитаны на обжиг огромных партий кирпича. Кирпичные мастерские функционировали во всех районах огромной Римской империи, и сегодня их остатки сохранились в Италии, Англии, Франции.

Стеклоделие. Это отрасль античного ремесла связана, главным образом, с Древним Римом, унаследовавшим навыки стеклоделов Египта. Римлянами была в совершенстве освоена технология производства непрозрачных цветных (смальтовых) стекол, а также прозрачного стекла. Смальтовое стекло служило материалом для мозаики, очень популярной в декоре помещений. Например, из кусочков белого и черного непрозрачного стекла складывались сложные ковровые узоры, покрывавшие полы на виллах богатых хозяев. Мозаичными картинами украшались стены залов. Из стекла изготовлялись различные предметы – украшения, сосуды. Стеклянные чаши, кубки, флаконы, бутыли выполнялись с настоящей виртуозностью методом выдувания. Иногда в жидкий расплав стекла добавлялось золото – это давало редкий по красоте цветовой оттенок. В Риме впервые научились делать тонкие прозрачные пласты оконного стекла. Высокий уровень стекольного дела не был утерян и в более поздние времена – уже после распада Римской империи первые христианские церкви в Италии украшались мозаикой сказочной красоты, а в период Возрождения европейской «столицей стекла» становится Венеция.

Ювелирное дело. Это ремесло было одним из самых престижных в Древней Греции и Риме, что связано с большим спросом на предметы роскоши среди зажиточных слоев населения античного общества.

Греческие ювелиры работали с золотом и серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями, костью, перламутром. Особым совершенством отличалась технология изготовления мелкой пластики и украшений – были известны приемы литья, кручения из тонкой проволоки, зерни, ажурной резьбы, чеканки, спайки. В период эллинизма популярной становится эмалевая и стеклянная инкрустация. Формы и дизайн украшений были необыкновенно разнообразны, так как основными их потребителями были женщины, костюм которых изобиловал всевозможной бижутерией. Это обязательная головная диадема, браслеты, кольца, ожерелья, заколки для волос и т.п. Что касается мужчин, то единственным полагавшимся им украшением был перстень-печатка, символизирующий статус свободного гражданина. При изготовлении таких перстней греческие ювелиры использовали полудрагоценные камни – халцедон, агат, оникс, яшму, обрабатывая их выпуклым или углубленным резным рельефом. Резной камень носил название гемма. Это ювелирное украшение стало чрезвычайно популярным в античное время – сначала в Греции, а затем и в Риме. Значительно позднее, в эпоху Возрождения, в Италии начинается повсеместное увлечение коллекционированием античных гемм как произведений искусства.

В Древнем Риме ювелирные изделия также были в большом ходу, тем более, что их с удовольствием и в изобилии носили не только женщины, но и мужчины. Чем выше было социальное положение человека, тем больше на нем должно было быть дорогих украшений. Особого расцвета достигло в Риме изготовление золотой и серебряной утвари, без которой не обходилась ни одна зажиточная семья.

Таким образом, материальная культура античности развила и усовершенствовала многие принципы и достижения, доставшиеся в наследство от предшествующей эпохи ранних государств. Это касается таких производств и ремесел, как металлообработка, строительство, ткачество, гончарство, деревообработка и ряда других. В свою очередь, те успехи и завоевания культуры, которыми отмечена античная эпоха, явились своего рода фундаментом всего последующего развития – прежде всего, европейской цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.