Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и этапы становления государственности на Руси




 

После прихода Рюрика в Новгород власть в Киеве, в земле полян, где когда-то правили братья Кий, Хорив и Щек, захватили другие варяги - Аскольд и Дир, но по некоторым источникам Аскольд и Дир были не варягами, а продолжателями династии Кия. После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил Олег, на попечение которому Рюрик оставил своего малолетнего сына Игоря. В 882 г. Олег совершил поход на Смоленск, Любеч и Киев, где были схвачены, а затем убиты Аскольд и Дир. Олег стал княжить в Киеве, сделал его столицей объединенного государства. Он покорил древлян, северян и радимичей, прежде плативших дань хазарам, воевал с уличами и тиверцами. Продвижение по Дунаю, стремление овладеть торговым путем по Чёрному морю, Крымским побережьем привело к столкновению с Византией. В 907 г. Олег организовал поход морем на Константинополь. Поход был успешным, русичи получили дани в 24 тыс. гривен, Олег повесил свой щит на воротах города. Византия запросила мира. По мирному договору 911 г. Русь получала право беспошлинной торговли в Константинополе.

Игорь, правивший после Олега (912 - 945 гг.), совершил еще два похода на Византию. Первый поход в 941 г. закончился неудачей. В решающей битве византийцы нанесли поражение русскому флоту, спалив его " греческим огнем" (горючей смесью). Второй поход в 944 г. закончился новым мирным договором, менее выгодным для Руси, чем договор 911 г. В результате упорной борьбы Игорь подчинил уличей и тиверцев, граница Киевскй Руси была продвинута за Днепр. Длительная борьба продолжалась с древлянами. Игорь увеличил размеры взимавшейся с древлян дани. Во время одного из походов Игоря в земли древлян, когда он решил собрать двойную дань, древляне разбили княжескую дружину и убили Игоря.

Его жена Ольга (945-969 гг.) жестоко отомстила древлянам. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в мужья своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе - сожжено в бане в Киеве. Как сообщает летопись, Ольга приказала древлянам выдать ей в качестве дани по три голубя и по три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля и когда те прилетели в свои старые гнёзда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате г. Искоростень сгорел. В огне пожара погибло около 5 тыс. человек. Земля древлян была окончательно присоединена к Киеву. Однако Ольга была вынуждена пойти на упорядочение сбора дани. В 945г. она установила "уроки" - размер дани и "погосты" - места сбора дани.

Территориальный рост и укрепление Руси продолжалось при Святославе Игоревиче (969 - 972 гг.) и Владимире Святославиче (980 - 1015 гг.). В состав Древнерусского государства вошли земли вятичей (по Оке). Власть Руси распространялась на Северный Кавказ. Территория Древнерусского государства расширилась в западном направлении, включив Червенские города и Карпатскую Русь.

В княжение -Владимира Святославовича произошли крупнейшие религиозно-идеологические изменения в древнерусском обществе. В 980 г. с целью укрепления своей власти в государстве Владимир проводит первую религиозную реформу, суть которой состояла в провозглашении великокняжеского покровителя Перуна верховным общегосударственным богом Руси. Однако языческая реформа не дала тех результатов, на которые рассчитывал Владимир. Поэтому уже через несколько лет встал вопрос о принятии в качестве государственной развитой монотеистической (единобожной) религии. Ею могли быть: византийский (православие) или западноевропей­ский (католицизм) варианты христианства; ислам — религия соседнего с Русью государства Волжская Болгария; иудаизм, который исповедовали верхи Хазарского каганата, к тому времени, правда, уже разгромленного. Выбор был сделан в пользу хорошо известного в силу давних и тесных контактов с Византией православия. Непосредственно принятие христианства Русью в качестве государственной религии было тесно связано с русско-византийскими отношениями. В 987 г. в малоазиатских провинциях Византии вспыхнуло восстание под руководством военачальника Варды Фоки. В ответ на просьбу императора Василия II об оказании военной помощи против восставших Владимир потребовал заключения брака с византийской принцессой Анной (породниться с византийским правящим домом в то время считалось высочайшей честью и резко поднимало международный пре­стиж вступившего в такой брак правителя и его государ­ства), условием брака являлось крещение Владимира. В Византию был послан 6-тысячный русский отряд, активно способствовавший подавлению восстания Фоки. Владимир по некоторым версиям принял личное крещение. Однако империя нарушила соглашение, отказавшись отправить Анну на Русь. Тогда Владимир занял центр византийских владений в Крыму — г. Херсонес (Корсунь), и в обмен на возвращение Византии Херсонеса та вынуждена была пойти на брак Анны с русским князем. После возвращения Владимира в Киев в 988 г. (дата летописи, по другим данным — в 989 г.) им было осуществлено массовое крещение киевлян. 988 г. принято считать годом принятия Русью христианства в качестве государственной религии (вторая религиозная реформа князя Владимира). Затем новая религия где мирно, где насильственно стала насаждаться в других городах и землях Руси. Была учреждена русская метрополия с центром в Киеве, подчиняв­шаяся константинопольскому патриарху, в важнейших центрах страны (Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др.) создаются епископства.

Принятие христианства Русью имело прогрессивное значение. Христианство способствовало поступательному развитию древнерусского общества от первобытности к обществу феодальному, освящая отношения господства — подчинения; сама церковь, кроме того, быстро превратилась в крупного землевладельца и использовала труд феодально-зависимых работников. Всё население страны было обязано платить в пользу церкви "десятину" (десятую часть доходов). Впоследствии размер налога изменился, а название осталось прежнее.. Но одновременно христианство привносило в мораль и нравы древнерусского общества большой потенциал общезначимых гуманитарных ценностей («не убей», «не укради», «возлюби ближнего своего как самого себя» и др.). Принятие христианства укрепило единство страны и центральную власть (единая вера — единое государство — один государь); способствовало изживанию самосознания периода племенных союзов с делением на полян, кривичей и т. д. и сложению общерусского самосознания. С крещением Руси изменилось ее международное положение. Русь теперь на равных вошла в число европейских христианских государств. Мощный импульс получило развитие культуры: появляются богослужебные и иные книги на славянском языке, иконопись, фресковая живопись, уже при Владимире открываются первые школы.

В княжение Ярослава Владимировича (1019-1054 гг.) продолжалось дальнейшее расширение границ Древнерусского государства. В 1030 г. в Прибалтике был построен Юрьев (Тарту), в 1031 г. вновь присоединены Червенские города юго-западной Руси, в 1036 г. подчинены Черниговская и Тмутараканская земли. В 1038-1040 гг. Ярослав совершил поход в Литовские земли и в 1040 г. подчинил Южную Финляндию. В 1036 г. разбил печенегов, вынудил их уйти за Дунай. Их место в южнорусских степях заняли сперва турки-огузы, затем половцы, которые с 60-х гг. XI в. совершали набеги на русские земли.

 

1.4 Особенности социального строя Древней Руси. Социально-экономическое и политическое развитие Древней Руси в 1Х-Х11 вв.

 

Киевская Русь была раннефеодальным государством, так как в нем сочетались пережитки родового строя и новые феодальные черты. Верховная власть принадлежала в нем великому киевскому князю. В руках князя находилась власть административная и судебная (не было разделения этих функций). Его обязанностью было поддержание внешней безопасности и защита земли от нападения врагов. Князь вёл внешнюю политику, заключал договоры с другими государствами. Власть князя была наследственная.

Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к вотчинным.. Но в отличие от Западной Европы на Руси этот процесс шёл гораздо медленнее. В IX веке формируется система эксплуатации лично свободного населения военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани "полюдье". При княжеском дворе жила его дружина. С её помощью князь правил государством. С ней советовался, решал государственные и военные вопросы, с её помощью собирал дань с населения (деньгами и натурой). Единицей обложения было отдельное крестьянское хозяйство. Население выполняло ряд других повинностей: военную, транспортную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов. Все главные вопросы князь решал с Советом бояр. Существовал особый суд князя. В отдельных частях Руси правили местные князья, подвластные великому киевскому князю. Киевский князь стремился заменить их своими ставленниками. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань (областные управители, назначаемые князем, назывались "посадниками"). Вначале дань взималась во время "полюдья" -периодических объездов князя с дружиной подвластных земель. Затем стала вводиться постоянная военно-административная организация на местах, были определены места сбора и размер дани.

В X в. возникает вотчинное землевладение киевских князей. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки, служилой знати, бояр и христианской церкви. В XII- первой половине XIII вв. вотчинное землевладение растёт, но его роль в сравнении с государственно-феодальными формами остаётся второстепенной. Большинство крестьян продолжают быть зависимыми непосредственно от государственной власти и эксплуатируются путем взимания дани и иных государственных податей. Вооружённые силы древнерусского государства состояли из дружины великого князя, дружин подчинённых ему князей и бояр и народного ополчения (воев). Численность войска доходила до 60-80 тыс. человек. Использовались на Руси и войска наёмников: печенегов, половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов-норманов, но их роль была незначительна.

В Киевской Руси еще весьма сильными были остатки (традиции) первобытно - общинного строя. Так, например, местное население, городское и сельское, решало свои дела на вече, выбирало своих старост, которые отстаивали их интересы перед княжеской администрацией. Решения вече были обязательны для всех, включая и местных князей. Были случаи, когда на вече принималось решение об изгнании того или иного неугодного народу князя и о призвании другого князя.

С образованием государства складывалась правовая система. Сборником письменных законов Древнерусского государства является "Русская правда" (конец XI - нач. XII в.), принятая при Ярославе Мудром и дополненная при его потомках. "Правда Ярослава" составляла первую часть краткой редакции "Русской правды". Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми и, прежде всего, среди княжеских дружинников. "Правда Ярослава" не отменяла, а только ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников.

В конце 60-х - начале 70-х гг. "Краткая редакция Русской правды" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей". Цель дополнений - защитить право феодала на его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Вотчина - это владение отдельного феодала, передаваемое по наследству. Господствующий класс феодалов сложился из местных князей и бояр, попавших в зависимость от Киева, и из мужей (дружинников) киевского князя, которые получили в держание (или в вотчину) земли. Киевские князья сами имели крупные владения. Центром вотчины был двор, где находились хоромы феодала, жилые помещения его дворовой челяди, конюшни, скотный двор, а также ближайшие земли. Во главе управления вотчиной стоял управляющий - огнищанин (от слова "огнище" - хозяйство). В состав вотчинной администрации входили: конюший, подъездной (сборщик налогов), тиуны (приказчики), сельские старосты и т.д. Богатство вотчины составляли земли. Княжеская межа охранялась законом, за её нарушение платили чрезвычайно высокий штраф. На земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь. Руководили работами ратанные (пашенные) старосты. В вотчине имелись также ремесленники.

Рост феодальной вотчины шёл за счет крестьян. Земля, ранее являвшаяся крестьянской собственностью, попадала в собственность феодала. Крестьян называли смердами, людьми, сябрами. Количество лично свободных смердов, плативших дань в княжескую казну, постепенно уменьшалось. Крестьяне разными путями попадали в зависимость от феодалов. Одних крестьян, лишенных средств производства, феодалы закабаляли, используя их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т.д. Другие крестьяне принуждались Киевским князем силой к переходу с землёй под вотчинную власть феодалов.

По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин "челядь", ранее обозначавший рабов, стал распространяться на всех зависимых от феодалов крестьян. Смерды имели свой инвентарь (соху, рало и т.п.), незначительное количество скота: лошадь, корову, две - три овцы на крестьянский двор. После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского потомства, его имущество переходило к феодалу.

За побег от феодала зависимые крестьяне превращались в рабов (холопов), лишенных всяких прав. Крестьяне платили феодалу оброк (натурой) и отрабатывали на него барщину.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть, усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив тем самым заботу феодального государства о жизни и имуществе феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных - 80 гривен. Жизнь свободных людей (мужей) оценивалась в 40 гривен, жизнь сельских и ратанных старост, а также ремесленников - в 12 гривен, смердов, находившихся в феодальной зависимости, и рабов - в 5 гривен. Формы социального протеста народных масс против феодального закрепощения были разнообразными: от бегства от феодала до вооруженного "разбоя", от нарушений границ феодальных имений (перепахивание межей, уничтожения зарубок на деревьях) до открытого восстания. Средством защиты крестьян служила община (мир, вервь), которая брала под защиту своего крестьянина, заплатив за него штраф " дикую" (коллективную) виру. Массовые народные восстания прокатились по Руси в 1068-1078 гг. Новгороде, Ростово-Суздальской земле. В 1113 г. вспыхнуло крупное восстание в Киеве. Причиной восстания явилась ростовщическая деятельность киевского князя Святополка (1093-1113 гг.). Он скупал соль, а затем продавал её по повышенной цене. После его смерти в Киеве вспыхнуло восстание. Восставшие разгромили дворы тысяцкого, бояр, ростовщиков, духовенства. Напуганная знать пригласила княжить в Киев Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 - 1125 гг.), переяславского князя. Мономах был вынужден пойти на уступки народу, издав "Устав Владимира Мономаха". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство. Устав Владимира Мономаха вошел в состав " Пространной редакции "Русской правды " XII - XIII вв. В "Пространной редакции" имелись новые статьи о купле-продаже, займе, закладе, наследовании, опеке.

При княжении Владимира Мономаха древнерусское государство достигло высокого уровня развития. Центрами развитой культуры были города. В них к XII в. насчитывалось 60 ремесленных специальностей. Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве. Значительное развитие получили также гончарное, кожевенное, древодельское, камнесечное ремесла. Ремесленники работали на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стране было еще слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев его не нарушало. Центрами торговли были города. Там имелись рынки, где продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия. Туда же привозили свои товары иноземные купцы. Одним из крупнейших городов Руси был Киев. При Ярославе Мудром Киев соперничал с Константинополем. В нём было 400 церквей и 8 рынков. В 1037 г. на месте, где Ярослав разбил кочевников, был возведен Софийский собор. Тогда же, при Ярославе, были сооружены Золотые ворота, парадный въезд в столицу. Население Киева исчислялось десятками тысяч человек. В XI в. на Руси было 90 городов. Крупные города: Киев, Смоленск, Чернигов, Полоцк, Новгород и др. были административными, судебными и военными центрами. Расцвет древнерусских городов приходится на XI-XII вв.

Развитой была внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и дальше на запад. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мед, смола, лен, льняные ткани, серебряные вещи, оружие, замки, резная кость и прочее. Ввозились предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр. Товары на Русь поступали из Германии, Чехии, Польши, Швеции, Византии, из арабских стран. Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князь Владимир Святославович и его сын Ярослав Владимирович выпускали чеканную серебряную монету. Русь поддерживала политические, торговые и культурные связи с Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Византией, Германией, Норвегией, Швецией, Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями: Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французским, венгерским, норвежским королями. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля. Внучка Ярослава - за венгерского короля. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Сын Всеволода Владимир женился на английской принцессе. Его сестра вышла замуж за германского императора, его дочь - за венгерского короля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.