Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крестьянский вопрос




Россия в эпоху Александра I.

Тема 5. Российская империя в XIX веке.

Попытка ограничения дворянской власти самодержавными средствами в период правления Павла I.

 

В ноябре 1796 г. Екатерины не стало. На российском престоле воцарился её сын - Павел (1796-1801 гг.).. При Павле I утвердился курс на укрепление абсолютизма, максимальную централизацию государственного аппарата, усиление личной власти монарха. Была ужесточена дисциплина в армии и государстве, повседневная жизнь подданных также подвергнута строгой регламентации. "Жалованная грамота дворянству" (1785 г.) была "разжалована" императором. Лишь один её пункт остался в силе (дворянство отнимается только царём), что не могло не вызвать недовольства дворянства, утрачивавшего гарантии своего господствующего положения. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в результате заговора Павел I был убит.

 

В результате свершившегося в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. дворцового переворота Павел I был убит. На престол вступил его сын, внук Екатерины II, император Александр I (1801-1825). Воспитанник вольнодумца, швейцарского политического деятеля адвоката Фредерика Сезара де Лагарпа, знакомый с идеями просвещения и французской революции, по характеру человек достаточно мягкий, Александр I в молодые годы становится противником деспотизма, искателем правды. При вступлении на престол он возвращает из ссылки вольнодумца Радищева, запрашивает у Лагарпа (сосланного Екатериной II на родину) рекомендации по стратегии и тактике управления империей. Им овладевает уверенность в необходимости реформирования России сверху при опоре на прогрессивное дворянство, широкого просвещения народа с целью расширения социальной опоры реформ. Для выработки программы реформ Александр I создал Непременный совет и Негласный комитет, куда вошли передовые люди того времени: граф П.Строганов, князь Д.Чарторыжский, М.Новосильцев, граф В.Кочубей. Программа реформ включала в себя три основных направления: крестьянский вопрос, система образования, система государственного управления.

Память о восстании Е.Пугачёва, волнения крестьян, растущая популярность антикрепостнических идей остро ставили перед правительством крестьянский вопрос. Существуют данные, свидетельствующие о том, что у Александра I в начале его царствования возникла идея осуществить отмену крепостного права. Однако она была отвергнута в Непременном совете и Негласном комитете. Ближайшее окружение императора полагало несвоевременным и опасным освобождение непросвещённых крестьян. В итоге Александр I ограничился рядом указов по крестьянскому вопросу, призванных облегчить, смягчить крепостную зависимость.

В 1803 г. был издан указ "О вольных хлебопашцах". Помещикам разрешалось по желанию отпускать крестьян с землёй на волю за выкуп по свободному договору. За 25 лет правления императора в разряд вольных хлебопашцев поступило всего 47 тыс. крестьян.

В 1801 г. вышел указ, разрешавший недворянам (купцам, мещанам, государственным крестьянам) покупать ненаселённые земли и вести на них хозяйство с помощью наёмного труда. Этот указ мог бы способствовать развитию буржуазного землевладения. Однако большого значения он не имел, так как для ведения свободного земледельческого хозяйства требовались наёмные работники, а таковых в России было

мало.

С 1804 по 1818 гг. была проведена крестьянская реформа в прибалтийских губерниях (Эстляндии, Лифляндии, Курляндии). Крестьяне этих губерний получили личную свободу без земли, которую должны были арендовать у своих помещиков за повинности - барщину и оброк.

С начала XIX века правительство сократило раздачу казённых земель в частные руки. Оно стало прибегать к сдаче государственных имений в аренду на срок. Эта мера ограничила перевод государственных крестьян в крепостное состояние.

Указами 1808-1809 гг. помещикам запрещалось продавать крестьян на ярмарках "в розницу", ссылать их в Сибирь за маловажные проступки, помещиков обязывали кормить своих крестьян в голодные годы. В целом, все эти указы дали незначительные результаты. Но они весьма показательны как свидетельство нарастания кризисных явлений в феодально-крепостнической системе.

 

Реформы в области просвещения

К началу века не только крестьяне, мещане и купцы были в большинстве неграмотны, но и некоторые дворяне едва умели подписывать свою фамилию. Требования к управлению государством росли, усложнялась деятельность государства, а правительству не хватало грамотных людей даже для губернаторских постов. Улучшение всей системы просвещения стало очевидным. Смысл реформы, проводимой в 1803-1804 гг. состоит в создании единой системы просвещения от низшей школы до университета. Предусматривалось создание четырёхступенчатой системы учебных заведений: 1) приходские одноклассные школы для низших слоёв, в которых обучали чтению, письму, закону Божьему; 2) трёхклассные уездные училища; 3) шестиклассные губернские гимназии; 4) университеты (Московский, Петербургский, Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский). В учебные заведения принимались представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным. Вводилась преемственность учебных программ. Открылся и ряд учебных заведений для дворян: Царскосельский лицей, Демидовский лицей (в Ярославле), специальные высшие школы - Московское коммерческое училище, Институт путей сообщения.

В 1804 г. был принят цензурный устав, который считался самым либеральным в России XIX в. В нём говорилось, что цензура вводится "не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною". Цензорам рекомендовалось руководствоваться "благоразумным снисхождением для сочинителя и не быть придирчивым, толковать места, имеющие двоякий смысл, выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать". Однако цензурная практика мало учитывала эти благие пожелания, особенно во второй период правления императора, когда курс его политики явно свернул вправо. И всё же в первые годы его царствования расширилась издательская деятельность, появился ряд новых журналов и литературных альманахов, печатались переводы.

Попытки реформирования политической системы; проекты М.М.Сперанского.

Большое значение имели преобразования органов центрального управления.. Александр I пошёл навстречу предложениям группы прогрессивных чиновников - так называемой сенатской партии, подготовившей проект сенатской реформы. Согласно проекту, Сенат должен был стать высшим административным, судебным и контролирующим органом. Предусматривался принцип несменяемости сенаторов, безапелляционности его решений. Сенату предоставлялось право назначения на все административные должности, кроме высших должностей: министра и губернатора. Однако большинство дворян из Негласного комитета выступило против, увидев в нём угрозу абсолютизму. В 1802 г. всё же вышел указ о правах Сената. Он провозгласил Сенат верховным органом империи, сосредоточением административной, судебной и контролирующей власти. Но указ поставил Сенат в полную зависимость от императорской власти и нисколько не ограничил её.

В 1802 г. была проведена реформа исполнительных органов - министерская реформа. В России вводилось министерское административное управление. Учреждалось восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. В отличие от прежних коллегий, министерства не получили судебных функций.

Однако главные преобразования органов управления связаны с именем Михаила Михайловича Сперанского. Сын священника, он окончил Петербургскую духовную Академию, получив диплом учителя красноречия, физики и философии. Сперанский самостоятельно изучил оригинальную политическую и философскую литературу на немецком, французском и английском языках. Широкая образованность, незаурядный ум позволили Сперанскому занять пост государственного секретаря. Именно ему Александр I поручил разработать план государственных преобразований России. В 1809 г. такой проект был подготовлен и представлен императору.

Проект проводил принцип "разделения властей" - законодательной, исполнительной и судебной при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. По проекту политические права должно было получить и среднее сословие - нарождающаяся буржуазия. Проект предусматривал постепенное преобразование политического строя России в монархию буржуазного типа. Это должно было быть обеспечено созданием двухпалатного законодательного парламента: Государственного Совета (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). На местах должны были быть созданы распорядительные органы - выборные думы. Выборная система основывалась на буржуазном принципе имущественного ценза. Такая система, не нарушая абсолютной власти монарха, открывала доступ к власти буржуазии.

Александр I признал проект "удовлетворительным и полезным". Однако проведение его в жизнь встретило сильное противодействие со стороны высших сановников, нашедших его слишком радикальным. Единственным практическим результатом проекта стало образование в январе 1810 года Государственного Совета. Дальше этого дело не пошло. Сам Госсовет стал решительным противником дальнейших преобразований, а его функции были сведены к функциям законосовещательного органа при императоре. Члены его не избирались, а назначались императором.

Преобразовательные идеи и проекты Сперанского вызвали бурное недовольство реакционных кругов. Вокруг Сперанского плелись интриги, особенно после того, как он провёл финансовую реформу, изменившую налоговую систему, которая теперь затрагивала все слои населения. Стали распространяться слухи, что "зловредный попович" готовит ликвидацию дворянства и отмену крепостного права. Сперанский был отстранён от государственной деятельности и в начале 1812 года сослан в Нижний Новгород, затем в Пермь. Однако его идеи не погибли, они оказали большое влияние на современников, готовя общественное мнение к принятию реформ второй половины XIX в. Сам Александр I весьма сожалел о Сперанском. Через четыре года Сперанский был "прощён", назначен сначала пензенским губернатором, а в 1819 г. - генерал-губернатором Сибири, где он провёл ряд административных ре форм. В 1821 г. его возвратили в Петербург и назначили членом Государственного Совета и управляющим Комиссией составления законов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.