Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1960—нач. 1980-х гг




В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе. Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 года. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которое пытались реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механизмов стимулирования, в частности, тенденция к занижению объемов плановых поставок сельскохозяйственной продукции.

Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, которые были конкретизированы в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 года "Об улучшении управления промышленностью" и от 4 октября 1965 года "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства". Инициатором хозяйственных реформ был крупный политический деятель, председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин. Суть реформы мыслилась как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование. Предполагалось, в частности: 1) сокращение числа директивных плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового и оценочного показателя объемов реализации; 2) укрепление хозрасчета предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли; 3) перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966 - 1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности). 4) восстановление отраслевого принципа управления промышленностью.

Исходной идеей реформы была потребность в децентрализации. Оставлялось пять директивно планируемых показателей, среди которых объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработанной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. Однако административная обязанность заданий даже при этих чисто экономических показателях должна была сохраниться. Реформа не меняла основ командно-административной системы управления и была направлена лишь на ограничение пользования преимущественно административных методов в сочетании их с некоторыми экономическими рычагами. Первые годы реформы дали положительные результаты. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода и валового общественного продукта составили в 1961-1965 годах 6,5 процентов, то в 1966-1970 годах - 7,8 и 7,4 процента соответственно. Прирост валовой продукции сельского хозяйства составил в 1961-1965 годах 2,2 процента, а в 1966-1970 годах - 3,9 процента. Уже в 1966-67 годах стали проявляться негативные стороны реформы, причинами которых были прежде всего ее сущностная непоследовательность, ее половинчатость. Главным недостатком было то, что интересы общества и предприятия стали все больше и больше расходиться. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. Это стало приводить к сбоям в работе всего хозяйственного механизма страны и могло привести к быстрому и глубокому экономическому кризису. Чтобы избежать его, руководство страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре при детальном планировании номенклатурной продукции и других показателей с ограничением прав предприятий. В начале 70-х годов от реформы практически полностью отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в экономической жизни.

Реформа 1965 года предусматривала дальнейшее развитие сельского хозяйства. Ее важным решением было принятие Примерного Устава колхозов в ноябре 1969 года. Он расширял хозяйственную самостоятельность колхозов, сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный участок, личный скот и птицу.

Несмотря на всю половинчатость и недостаточность реформы 1965 года она несколько задержала темпы падения производства, но с начала 1970-х годов они стали снижаться. Если прирост национального дохода в 1967-1970 годах составлял в среднем за год 7,8 процента,то в 1971-1975 -6,3, 1976-1980 -4,2, 1981-1985 -3,5 процента.

В 1970-80-х годах в качестве важнейшего элемента экономической политики выдвигалось на первый план развитие науки и техники, внедрение их результатов в практику. Однако ведущую роль играли разработки для обороны, в силу того, что страна была втянута в широкомасштабную гонку вооружений. Гражданские предприятия не давали должного эффекта. Машиностроение развивалось на среднем уровне всей индустрии. А по производству и использованию в народном хозяйстве новейшего электронного оборудования как решающего условия научно-технического прогресса, мы значительно отставали от США и других европейский стран.

Наряду с внедрением новой техники нормой стали "долгострой", неполное освоение нового оборудования, медлительность в достижении проектных показателей. Срок окупаемости капитальных вложений в промышленности вырос с пяти лет в 1980 году до 11 лет в 1975 году, а к концу 70-х годов он уже втрое превышал допустимые нормативы. Падение темпов экономического роста принимало затяжной характер. Производительность труда на советских предприятиях оставалась ниже уровня развитых стран. Если в 1966-1970 г. годовой прирост производительности труда составлял 6,8 процента, то в 1981-1985 - всего 3,1 процента, то есть снизился в два раза.

Негативные процессы отражались и на социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чащи стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинского обслуживания, образования.

Таким образом, застойные явления в экономике и социальной жизни, усилившиеся в 70-х годах, к середине 80-х годов подвели страну к предкризисной ситуации.

Признаками этой ситуации являлись: в экономической области: тенденция к замедлению роста основных показателей развития народного хозяйства, отставание в научно-техническом и технологическом процессе от передовых капиталистических стран; неэффективное использование материальных и трудовых ресурсов и задержка перехода к интенсивным методам производства; инфляционные процессы, товарный дефицит, огромный отложенный спрос; в социальной области: остаточный принцип выделения средств на социальные нужды, преобладание уравнительности в распределении и систематическое нарушение социалистического принципа распределения по труду, нарастание таких негативных явлений, как пьянство, алкоголизм, спекуляция, коррупция; в политической области: неспособность руководства страны оценить назревшие перемены и принять адекватные меры; бюрократизация управленческого аппарата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.