Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в сказкотерапию




СКАЗКОТЕРАПИЯ СЕГОДНЯ

«Сказкотерапия» — это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не усто­явшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает много­образные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» — это лече­ние сказками. Для других — прием коррекционной работы, для третьих — способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия — одно из самых молодых направле­ний практической психологии. Действительно, для направле­ния, для научной школы, 15-20 лет — срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия — это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. И если они были интересны, возможно, никому не приходило в голову дознаваться, правдивы они, или нет.

Интересно, что сегодня «сказками» называют неве­роятные истории, которые не могли произойти в реаль­ности. Но вот вопрос: в какой именно реальности они не могли произойти?

Вам кажется странной подобная постановка вопро­са? Между тем, даже в сказках различают два вида ре­альности — Мир Яви и Мир Нави. Другими словами, миры социальной и тонкой реальности. В волшебных истори­ях герой из социальной реальности перемещается в тонкую, где и происходят основные приключения. В конце сказки герой возвращается обратно в социальную реальность, Мир Яви. Но теперь он другой — опыт путешествия по тонкой реальности Мира Нави существенно изменил его.

Поэтому происходящее в сказках реально. Но не столько для мира социальных отношений, сколько для мира внутренне­го, мира нашей души. В этом контексте важно помнить, что психология — это наука о душе. И о том, что происходит в душе человека как раз и повествуют многие волшебные сказки и легенды. Потому изучение тонкой, психической душевной при­роды человека возможно благодаря изучению сказок, легенд, ми­фов, притч.

Символично, что родина сказкотерапии как школы — это Санкт-Петербург. Другими словами, сказкотерапия — это одно из немногих направлений практической психологии, оформив­шихся на российской земле.

Однако сказкотерапевтам непросто бывает выделить себя среди других психологических школ — ведь сегодня, пожалуй, мало осталось психологов и педагогов, представителей творческих про­фессий, которые бы не использовали в своей работе сказочную форму. Поэтому чтобы понять, что такое сказкотера­пия, необходимо выделить этапы ее становления, как направления практической психологии.

Интересной особенностью сказкотерапии является то, что ни один из трех этапов, благодаря которым сформировалась ее концепция, не закончился. Все три предшествующих этапа, являясь сами по себе важней­шими процессами, продолжаются по сей день.

Мы выделяем три этапа, предшествующих оформ­лению концепции сказкотерапии как направления, как школы.

♦ Этап спонтанного сложения и передачи историй. С древ­них времен люди рассказывают друг другу истории из своей жизни, пересказывают друг другу увиденное, услышанное, пере­житое, прочитанное. Народные и авторские сказки, мифы, леген­ды, притчи, анекдоты, байки, — жанры этого этапа многообраз­ны. Лучшие сказочники прошлого и современности продолжают традицию этого этапа. Мы прекрасно знаем их имена. И среди них — имя Ганса Христиана Андерсена. Этот этап делает сказкотерапевта носителем древней традиции передачи опыта, зна­ний о жизни социальной и духовной посредством увлекатель­ной истории.

♦ Этап научного осмысления метафорического материала. Начиная с XIX века в умах многих образованных людей появля­ется мысль о сохранении фольклорного материалы. С оформле­нием теории психоанализа наши коллеги стали говорить о скры­том смысле, символизме мифологических историй. Карл Густав Юнг первым из наших профессиональных предшественников высказался о психологическом назначении сказки, мифа, леген­ды. Благодаря работам последователей Юнга современные сказкотерапевты имеют идею о том, что в сказке, мифе отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, проти­воречия, сценарии духовных поисков. Научное осмысление мета­форического материала продолжается по сей день.

Многие ученые не только гуманитарных, но и точных дисциплин подключаются к этому процессу, отмечая, к примеру, тот факт, что во многих космогонических ми­фах зашифрованы знания о возникновении Вселен­ной. Однако расшифровать мы их сможем лишь в далеком будущем, когда наука сделает еще несколько рывков вперед. В сказках содержится богатейший ма­териал для историков, этнографов, филологов, культу­рологов, физиков, биологов, врачей. Материал, который требует расшифровки и осмысления. Материал, который требует, чтобы с ним работало Пробужденное Сознание. Ибо важнейшая информация о Жизни во всех ее проявлениях — биологическом, социальном, духовном, — скрыта от варварского сознания в простых сказочных историях.

♦ Этап использования сказки как техники, или как «упа­ковки» основного инструментария психолого-педагогической работы. Мы называем этот этап «психотехническим». Действи­тельно, «упаковка» инструкции психологического задания в сказ­ку помогает смягчить воздействие, делает психологическую ин­тервенцию менее директивной, активизирует ресурсы воображе­ния, расширяя границы сознания. Иногда достаточно сказать: «Возьмите в руки волшебную палочку!», как вокруг человека создается иная реальность, в которой он ощущает себя твор­цом. Благодаря тому, что сказку, метафору можно использовать как технику, у сказкотерапевтов не возникает конфликта ни с одной современной психологической школой. Метафора объе­диняет всех.

Вобрав в себя основные тенденции этих трех этапов, в 90-е годы теперь уже прошлого столетия оформляется концепция комплексной сказкотерапии. Здесь необходимо назвать имена Андрея Гнездилова, Владимира Проппа, Елены Романовой, Юрия Те лежко, Галины Николаевой, Елены Петровой, Татьяны Грабенко, Игоря Вачкова. Благодаря этим и многим дру­гим замечательным людям, подвижникам — посте­пенно оформляется концепция комплексной сказко­терапии, вбирающая в себя гуманистические идеи развития психологов, педагогов, философов древности и нового времени.

Для сказкотерапевтов «сказкотерапия» — это, прежде всего, ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психоло­гия — это наука о душе. Потому сказкотерапия — это воспитательная система. При этом «воспитание» понимается как «в ось питание», питание оси, жизненного стержня человека; развитие его самосознания и духа на основе общечелове­ческих ценностей. В этом контексте сказкотерапию можно на­звать «учением об общечеловеческих ценностях».

Сказкотерапия — это учение и язык одновременно. Учение — потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Ис­тины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык -потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, усваи­вается, запоминается. А значит легко усваиваются и запомина­ются основные ценности, и душа человека напитывается доб­ром.

Каждому возрасту, каждому поколению сказкотерапевт под­бирает свой язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что внутреннюю реальность человека невозможно описать сухим языком психологических терминов. Ее можно описать только языком Сказки.

У каждого сказкотерапевта свой талант. Одни пользуются сказками, легендами, мифами, притчами, пересказанными, приду­манными другими. И недостатка в «инструментах» психологи­ческой и педагогической работы у них просто не бывает.

Другие обладают даром сочинения, создания но­вых историй. Даром переводить социальную действи­тельность в тонкую реальность внутренних пережи­ваний. Таким даром обладал Ганс Христиан Андер­сен. В основе этого дара — уникальная работа механизма интроекции: процесс переведения внешних впечатлений во внутренние образы, переживания со­провождается появлением ярких метафор и сюжет­ных комбинаций. Таким образом, не всегда яркая, красивая внешняя действительность трансформиру­ется в красочную и увлекательную действительность внутреннюю. И внутреннее переживание жизни становится са­мым настоящим Приключением. Приключением, в котором нет места скуке, а возникающие проблемы воспринимаются как труд­ности Пути, испытания на стойкость и возможность проявить себя в неожиданном качестве.

Таков взгляд сказочника, таков взгляд сказкотерапевта. А сказка — язык, посредник для того, чтобы мы могли говорить друг с другом на тонкие темы, созвучные нашей душе. Язык, на котором иногда сказкотерапевт уговаривает душу человека про­будиться ото сна, навеянного социальными иллюзиями и эгоис­тичными ожиданиями.

Сказку нередко гонят от себя, но, отогнав, создают новые ска­зочные истории. Примерами «новых сказок» являются совре­менные сериалы, многие кинофильмы, мультфильмы, женские романы и детективы.

Этот процесс не является приметой только нашего времени. Так было всегда. Восприятие человека меняется, появляются новые сказочные образы, места действий, но базовый конфликт и механизм развития сюжета остаются и многократно повторя­ются в жизни отдельного человека, а также этнических и соци­альных групп. Об этом знали сказочники. Знал об этом и Виль­гельм Гауф. Поэтому предварил сборник своих сказок таким предисловием.

 

Вильгельм Гауф




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.