Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сказка под видом Альманаха 2 страница




— Вера в святых, конечно, дает свои плоды. Мы совершаем жертвоприношения статуям святых, но не от статуй получаем воздаяние, а от святых. И за это поклоняемся их статуям.

Падишаху такие рассуждения пришлись не по вкусу, и он рассердился.

— Это все слова! А ты можешь доказать, что вера важнее святого?

— Могу.

— Докажи сейчас же!

— Владыка мира, это дело непростое, мне для это­го нужно время.

— Ладно, даю тебе месяц сроку, но помни: если за это время не докажешь своей правоты, — прощайся с головой.

— Согласен, — ответил Бирбал.

Берясь за дело, Бирбал всегда все обдумывал и взвеши­вал заранее. Когда прошло пять дней, он увидел, что пади­шах озабочен важными делами и забыл об их споре. Тогда Бирбал незаметно взял туфлю падишаха, завернул ее в шаль и унес из дворца.

Выйдя из города, он в глухом месте закопал сверток. Сверху насыпал землю горкой и поставил три камня так, что получилось подобие могилы.

Потом он нанял муллу и приказал ему молиться на могиле и принимать подношения от верующих. Бирбал наказал мулле говорить, что это могила святого Верашаха, и всячески прославлять святую жизнь покойного. Мулла выдумывал и рассказывал разные небылицы про чудодей­ственную силу святого Верашаха. Мало-помалу, слухи о святом разошлись по всему городу. Народ валом повалил к могиле святого, — несли дары, молились, давали обеты и клятвы. Так, «Божьей милостью», пустыня ожила.

Вскоре весть о святом Верашахе дошла и до падишаха. Как водится, из мухи сделали слона. Придворные распи­сывали небывалые чудеса, которые будто бы и после смер­ти творит святой, а иные договорились и до такого: «Когда ваше величество были ребенком, отец ваш тоже почитал этого святого. И по милости Верашаха к нему пришла удача в его великих делах».

Падишах поверил им и дал себе слово навестить святую могилу, почтить память великого святого.

И вот однажды падишах вспомнил о своем реше­нии, взял с собой нескольких любимцев из числа при­дворных и поехал к могиле святого.

А там все время толпились люди. Рядом раскинул­ся небольшой базар, падишаху это место понравилось. Он и придворные отвесили низкие поклоны могиле свя­того. Бирбал стоял рядом, молчал и не кланялся.

— Все низко кланяются могиле святого, а ты? При­личней было бы и тебе поклониться, — строго сказал падишах.

— Я готов поклониться, только если вы признаете мою правоту и скажете, что вера важнее святого.

Падишах сердито сдвинул брови:

— Я и сейчас повторю, что святой превыше веры. И при тебе даю обет: если я одержу важную победу над во­инственным соседом, то велю покрыть могилу дорогим ковром, принести в дар сладости и здесь же угостить мул­лу и людей.

В это время примчался гонец, соскочил с коня, покло­нился падишаху и доложил:

— Ваше величество! Ваш сын приказал передать: «Во­инственный сосед разбит на поле боя, и есть надежда, что скоро он станет вашим слугой».

Падишах был вне себя от радости. Желая посрамить Бирбала, он вскричал:

— Так что, ты и теперь станешь твердить, что вера важ­нее святого?! Гляди, только я успел дать обет на его могиле, как тут же пришла счастливая весть, желание мое испол­нилось!

— Владыка мира, если бы у вас не было веры, вы бы не дали обета святому. Вера — самое главное.

— Оставь свои уловки, теперь они уже ни к чему. Раз ты не смог доказать своей правоты, то готовься к смер­ти, — сурово сказал падишах.

— Ваше величество! Я только никак не пойму, в чем моя вина?!

Эти слова совсем разгневали падишаха. Он насупился и сказал еще суровее:

— Так вот ты как! Это в тебе не гордыня, а сама смерть говорит! Позвать палача немедленно!

Бирбал увидел, что падишах в ярости, и быть беде. И тогда он повернулся лицом к могиле, сложил руки и почтительно сказал:

— О Верашах! Если я останусь в живых сегодня, то принесу на твою могилу в дар сладости и построю прекрасный мавзолей!

Услышав этот обет, падишах усмехнулся:

— Ну, что, Бирбал, образумился? Пришлось и тебе дать обет.

— Конечно! Пришлось просить защиты святого, - под­дакнул Бирбал.

Он позвал всех придворных, снял с бугра камни, раски­дал землю и достал сверток. Удивленный падишах, во все глаза глядевший на Бирбала, спросил:

— Что ты делаешь?

— Владыка мира! Вот ваш святой Верашах. Ему-то вы и приносили обеты, — сказал Бирбал и развернул сверток.

Каково же было удивление падишаха, когда он узнал свою туфлю.

— Ваше величество! А вот теперь скажите, что важнее — вера или святой? — спросил Бирбал и сам ответил: — Наша внутренняя вера - вот что главное. Если веры нет, то обещания и обеты бесполезны. Придется и вам признать, что главное — вера.

И пришлось падишаху согласиться с Бирбалом и сдать­ся перед его мудростью.

Слава о Верашахе разнеслась уже далеко, и на его моги­лу стеклось много денег. И Бирбал велел построить на этом месте мечеть.

 

Действительно, именно внутренняя вера направляет созида­тельную силу человека, придает ей направление, формирует ду­ховную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Однако при этом важно не путать Веру и Надежду.

Как ни странно, но надежда часто оказывается препятствием развития личности. Пока человек надеется, что все обойдется, он не делает того, что мог бы сделать. Пси­хотерапевты и психологи-консультанты знают, как тяжело работать с человеком, который еще «может терпеть», надеясь на лучшее.

Давайте обратимся к мифологии и вспомним, в ка­кой компании находилась надежда в ящике Пандо­ры. Согласно мифу, Зевс решил наказать людей. Ра­нее он уже отнимал у них огонь, поэтому задумал новую каверзу. Он велел богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду, и сделать из этой смеси прекрасную девуш­ку. Она должна была обладать человеческой силой, нежным голосом и божественным взглядом. Прекрасная Пандора, полу­чив ото всех богов дары, тем не менее, должна была принести людям горе. Царь Эпиметей, пленившись ее красотой, не послу­шался предупреждения Прометея и взял Пандору в жены. По-видимому, в качестве приданого, Пандора имела при себе некий ящик, заглядывать в который строго запрещалось. Однако лю­бопытная Пандора открыла ящик, и разлетелись по земле бед­ствия, несчастья и болезни, заключенные в нем. Опомнившись, Пандора захлопнула крышку, но — поздно. Надежда единствен­ная осталась на дне ящика. Поэтому и говорят: «Надежда оста­ется последней». С тех пор неслышными шагами несчастья бро­дят по земле среди людей, а надежда заперта в ящике Пандоры...

Так почему же Надежда оказалась в одном ящике с несчас­тьями? Хоть она и «мой компас земной», нет ли здесь подвоха? Почему опытные психотерапевты советуют своим молодым кол­легам: «Не формируйте напрасных надежд у себя и пациентов»?

Итак, не будем путать надежду и веру. Но будем пробуждать последнюю. Но как это сделать? Внушать клиенту: «Ты мо­жешь!», давать «домашнее задание»: повторять перед зеркалом 100 раз «я могу» перед сном, после еды?..

Испокон веков веру пробуждали постепенно, ис­пользуя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Неслучайно в волшебных сказках побеждает Добро. Ведь это пробуждает внутреннюю Веру, и Внут­реннюю созидательную силу. Сначала они проявля­ются на уровне некоего неосознанного ощущения, тре­пета. И постепенно превращаются в осознанные спо­собности.

Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни

В наш просвещенный век трудно представить себе, как дале­кие предки обходились без знания высшей математики, фило­логии, юриспруденции... Но тем не менее, они от этого не были менее «социально адаптированными». Возникает вопрос - поче­му. Может быть, потому, что наши далекие предки придавали большее значение развитию «практического интеллекта», пере­даче и накоплению жизненного опыта? Может быть, потому, что они имели такие знания, к которым мы на рубеже тысячелетий интуитивно стремимся?..

Странно, но сегодня на прием к психологу обращается нема­ло родителей одаренных, хорошо интеллектуально развитых детей. Оказывается, и у них могут быть проблемы! Часто их источником оказывается чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам. Чего же не хватило этим одаренным детям? Конечно, сказок!

Издавна житейский опыт передавался через образные исто­рии. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать исто­рию, которая произошла недавно. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вы­вод или задать вопрос, который бы подтолкнул слу­шателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтичес­кими. Именно эти истории являются основой сказ­котерапии.

Известно, что наши предки занимались воспита­нием детей, рассказывая им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказы­вать провинившееся дитя. Они рассказывали исто­рию, из которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожале­нию, сегодня не многие знают обычаи, не понимают их смысла, считают «пережитком прошлого».

Дорогие друзья, ведь это не так! В обычаях, сказках, мифах, легендах, описаны основы безопасной и созидательной жизни. И, может быть, сегодня, перейдя в новое тысячелетие, мы будем осмыслять наше наследие заново?

Приведем пример. Восьмилетние дети за столом хулиганят, пихают друг друга, бросаются хлебом. Каждый учитель, прохо­дя мимо, делает им замечание. Однако, стоит взрослым отвер­нуться, безобразие продолжается. Наверное, такую ситуацию на­блюдали многие из вас. Но что же делать? Давайте обратимся к обычаю и поговорим об этом с детьми. В нашем случае дело было так:

 

— Ребята, а знаете ли вы, о таком старинном русском обычае: во время обеда глава семьи садился во главу сто­ла с большой ложкой. Сам не ел, он следил за тем, как ведут себя члены его семьи за столом. И если кто-то начи­нал себя плохо вести, что он делал?

— Давал ложкой по лбу, — отвечают ребята.

— Правильно, значит, вы знаете этот старинный обы­чай.

— Это непедагогично, — замечает один из «продвину­тых» мальчишек.

— Почему «непедагогично»?

— Потому что детей бить нельзя, — уверенно за­являет молодой человек.

— Это верно. Но ведь обычай-то был. Значит, он был зачем-то нужен. Зачем?

— Чтоб дети вели себя нормально за столом.

— Безусловно! Но зачем бить ложкой по лбу?

— Чтобы было больно, и в следующий раз дети вели себя хорошо, — предполагают ребята.

— То есть, вы считаете, что дети будут вести себя хорошо, потому что боятся получить по лбу?

— Да.

— Это значит, что обычай держится на страхе. Но это не совсем так. Давайте подумаем, что может произойти, если ребенок будет за столом кривляться, громко разгова­ривать, петь песни, толкаться и так далее?

— В лоб получит.

— А если некому будет в тот момент дать в лоб?

— Тогда подавиться может.

— А если серьезно подавится, что может произойти?

— Попадет не в то горло, и умрет.

— Может быть и так. Что же у нас получается? Зачем же отец сидел во главе стола с большой ложкой?

— Чтоб в не то горло не попало, что ли?

— Получается, что и для этого тоже. Получается, что обычай построен не на страхе, а на чем?

— Это называют заботой. Глава семьи, заботясь о своих шаловливых детях, сидел с большой ложкой. Он не был зол на детей, он понимал, что уберечь ребенка от опасности можно только с помощью моментального действия. Раз — и готово. И не нужно тратить столько лишних слов. Ведь пока объясняешь ребенку, что это для его же блага, может случиться непоправимое. Сигнал ложкой был в далекие времена предупреждением отца — ты в опасности, если не изменишь поведение, попадешь в беду. Сегодня многие забыли о смысле этого, да и других обычаев, хотя они объяс­няют многое в жизни. Так что, ребята, то, что учителя уже несколько раз строго советовали вам Прекратить, про­диктовано именно заботой о вас. Кстати, и многие запреты родителей связаны с заботой...

 

Главное, заронить в душу ребенка зерно осмысле­ния. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри. Описанный случай — феномен «неорганизо­ванной» сказкотерапии. Часто в таком контексте она еще более эффективна.

Как строился сказкотерапевтический процесс в да­лекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказки, девушки пряли кудель и рассказывали исто­рии... И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и пла­ны. Так и сегодня передаем мы детям знания о жизни, расска­зывая сказки. Но часто мы ошибочно полагаем, что возраст ска­зок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмыс­ленно.

Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскра­сить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тыся­челетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и нахо­дить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, по­могут ему стать в реальной жизни активным созидателем.

Но как это — осмыслять сказки? Как находить в них скры­тые жизненные уроки? Давайте попробуем вместе.

Возьмем, к примеру, известную всем сказку «Колобок». Уве­рены, что содержание ее всем знакомо, поэтому текст не приво­дим. Мы прочитали сказку с ребенком, но сказкотерапевтический процесс только начался.

 

— Знаешь ли ты, что в сказке между строк хранятся для нас важные послания? Сказка хочет нас научить жизни, но чтобы это не было скучным, предлагает интерес­ные истории. В истории Колобка много посланий для нас. Давай мы их тобой разгадаем.

— Помнишь, как начиналась сказка? Жили-были дед да баба. Бедно жили, ели не досыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из чего печь, а вот по амбару помела, по сусекам поскребла, и на­шлась мука для колобка. Как ты думаешь, что же нам этим хотела сказать сказка?

— Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные ситуации, поэтому принято де­лать заготовки впрок. Летом мы ходим за ягодами, а бабушка варит варенье. Мы собираем грибы, а потом солим их и сушим. Как ты думаешь, зачем мы сажаем весной и выкапываем осенью картошку? Конечно, чтобы были запасы. Делать запасы принято и в животном мире. Кто самый запасливый из лесных зверушек? И белочка, и ежик. Итак, первый сказочный урок — чтобы не быть го­лодным, запасай впрок. Давай его запомним.

— Но что же было в сказке дальше? Испекла бабушка колобок, получился он румяный, красивый. Положила она его на окошко. Зачем бабушка положила колобок на окош­ко? Ведь они так хотели кушать, почему же медлили? Чему нас сказка учит?

— Может быть, тому, что слишком горячая пища вред­на для нас? Представляешь, что было бы с дедом, если бы он сразу положил в рот горяченный кусок колобка? Конечно, он обжег бы язык, и долго потом ничего им не чувство­вал. Поэтому второй сказочной урок — не ешь слишком горячее, не торопись, даже когда сильно хочется попробо­вать.

— А дальше наш колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке. Что же скрыва­ется за этим событием? Может, совет не оставлять колобок без присмотра? Колобок ожил, заскучал в одиночестве и покатился по дорожке. Кто же так себя может вести? Ко­нечно, ребенок! Похоже, сказка намекает на детский ха­рактер — так скучно находится в одиночестве, и так хочет­ся узнать что-то новое, пойти куда-то одному, без папы, без мамы, показать всем, какой я взрослый и самостоя­тельный! Бывает такое желание у тебя? Конечно, по­этому тебе нетрудно понять Колобка. Наверное, тре­тий сказочный урок нужен больше взрослым. Сказ­ка учит, с одной стороны, не оставлять детей без присмотра. С другой стороны, сказка как будто про­сит взрослых вспомнить себя маленькими, когда так хотелось казаться большими и самостоятельными. Когда вырывали мы свою ладошку из маминых рук и говорили: «Я сам!». Может, третий сказочный урок заключается в том, чтобы мы, взрослые, не забывали детства?..

— Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сна­чала зайца, потом волка и медведя. Все они сразу хотят его съесть, а он поет им свою песенку. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел...» Чему же нас учит сказка? Конечно, в первую очередь, не пугаться сразу, если кто-то тебе угрожает. В жизни встречаются разные люди: есть доброжелательные, но есть и опасные. И если судьба свела тебя с опасным животным или человеком, это значит, что случилась ситуация, которая требует «преодолеть труд­ность».

— Давай вспомним, как нас учат сказки преодолевать трудности. Бывает, что нужно сразу дать обидчику сдачи. В сказках герой выхватывает свой острый меч и наносит удар. Это хороший способ, но он не всегда «работает». Что нужно для того, чтобы дать обидчику сдачи? По меньшей мере, необходимо иметь достаточно силы, потом необхо­дим чудесный меч. Было ли все это у Колобка? Мог ли он тягаться силой с зайцем, волком, а тем более, с медведем? Конечно, нет! Поэтому такой способ преодоления трудно­сти не привел бы ни к чему хорошему.

— Какие еще есть способы преодоления трудностей в сказках? Да, можно позвать на помощь друзей. Но были ли у Колобка друзья? В сказке об этом ничего не известно. Кроме того, пока Колобок звал бы на помощь, даже быст­рый заяц успел бы его схватить и съесть. Похоже, этот способ в ситуации Колобка тоже не подходит.

— Есть еще чудесный способ преодоления трудно­стей — хитрость. Помнишь Кота-в-сапогах? Как он ловко сказал людоеду: «Никогда не поверю, что ты сможешь превратиться в маленькую мышку!» Вели­кан и попался. А мог ли Колобок применить хит­рость? Как бы это выглядело? Например, встретив зай­ца, Колобок говорит ему: «Заяц, а заяц, про тебя все говорят, что ты быстрее всех в лесу бегаешь. А я вот не верю. Точно, тебе слабо добежать до опушки и об­ратно, пока я делаю три вдоха и выдоха! Да ты, навер­ное, не такой и быстрый, если такой голодный, что меня съесть хочешь». Может быть, Колобку и уда­лось бы перехитрить зайца, а может и нет.

— Какой же способ преодоления трудности выбирает Коло­бок в сказке? Да, он поет песенку и убегает. Бывают ситуации, когда лучше всего убежать от опасности.

— Но о чем же он поет? «Я от бабушки ушел, я от де­душки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волка, и подавно уйду...» Что же Колобок делает, когда поет песенку? Конеч­но, он хвастается, а потом убегает.

— В чем же состоит четвертый сказочный урок — Колобок учит нас не теряться в сложной ситуации, не пу­гаться, а придумать способ, как справиться с трудностью.

— Мы с тобой поняли, что в песенке своей Колобок хва­стается. И дальше из сказки мы узнаем, к чему это приве­ло. Хитрая лиса съела Колобка. Давай подумаем, чему нас может научить сказка в этой ситуации.

— Безусловно, хвастливые песни, даже если они и выру­чали раньше, до добра не доведут. Всегда находится кто-то, кто будет слушать хвастливые песни, выжидая удобного случая. Хвастун расслабится, почувствует, что ему ничего не угрожает. Вот в этот момент и приходит беда. Поэтому пятый сказочный урок может звучать так, — находясь в лесу, попав в сложную ситуацию, будь начеку: не всегда опасные люди или животные прямо сообщают о своих на­мерениях («Я тебя съем»), бывает, что они прячут истин­ное желание, говоря сладкие ласковые речи. И мы долж­ны быть очень внимательными, для того чтобы вовремя разгадать замыслы таких, как лиса. Это очень важный жиз­ненный урок. Он нужен и детям, и взрослым.

— Вот сказка закончилась. Как ты думаешь, у сказки хороший конец или нет? Тебе кажется, что у этой сказки плохой конец, потому что лиса съела Колобка? А давай с тобой подумаем, что было бы, если бы Колобок укатился от лисы.

— Катался бы он по лесу неделю или две. Прика­тился домой к бабушке с дедом. А дальше — стали жить поживать и добра наживать? Этот конец хоро­ший? А помнишь ли ты, зачем дед попросил испечь колобок? Да, он хотел есть. Теперь представь, что сра­зу сделал бы дед, если бы увидел колобок? Наверное, съел бы. А теперь представь: колобок неделю путешествовал по лесу, в каком состоянии он прикатился бы домой, насколько он был бы вкусен? Согласись, кушать чер­ствый и грязный колобок не очень-то приятно. Но «го­лод — не тетка». Поэтому, скорей всего, колобок, действи­тельно, съели бы.

— А, собственно, для чего он был испечен? Для того, что­бы утолить голод, принести радость. Просто лисе повезло больше.

— Каков же шестой сказочный урок? Сказка учит, у каждого из нас есть свое предназначение. Что это такое? Каждый из нас имеет способности и таланты. Когда мы вырастаем, то выбираем профессию и ходим на работу. Мы не просто так выбираем профессию и работу. Мы вы­бираем их в соответствии со своим предназначением. Мы знаем, что именно на этой работе мы принесем больше всего пользы себе, своим близким и другим людям. И если человек много сделал для других, про него говорят: «Он выполнил свое предназначение».

— Видишь, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки? Сколько жизненных советов мы с тобой получили. Тебе интересно разгадывать сказочные уроки? Тогда выбирай следующую сказку...

 

Так происходит процесс расшифровки знаний, заложенных в сказке. Действительно, когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказ­ках можно найти полный перечень человеческих про­блем и образные способы их решения. Слушая сказ­ки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необхо­димости, а не будет ситуации — так и останется в пассиве. Если мы с вами вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, зна­ния, зашифрованные в них, будут находится у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так, постепенно, нам удастся подготовить ребенка к жизни, сформи­ровать важнейшие ценности.

Чтобы разгадывать сказочные уроки, нам, взрослым, не обяза­тельно все знать заранее. Перед совместным размышлением не нужно перечитывать всю литературу по сказкотерапии и прак­тической психологии. «Разгадывание», «расшифровка» — это живой творческий процесс, совместная радость мышления и по­знания. Если вы чего-то не знаете, стройте предположения, соот­носите сказочные ситуации с реальностью, фантазируйте и шу­тите. Ведь на самом деле именно сомышление, сопознание, со­творчество со взрослым является основной движущей силой развития ребенка. И помните о правиле: чем больше вы зада­дите себе вопросов, тем больше, рано или поздно, вы получите ответов. На некоторые вопросы ребенка сразу не ответишь. Не бойтесь сказать:

— Пока не знаю, но давай подумаем над этим вместе. Ведь мудрые люди говорят: «Невозможно задать вопрос, если где-то в глубине своего сознания не знаешь на него ответ». Правда, бы­вает, что ответы приходят через какое-то время. Прекрасно, что у тебя и у меня есть возможность задуматься над этим!

Поэтому мы определяем сказкотерапию и как процесс образо­вания связей между сказочными событиями и поведе­нием в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

«Теория» волшебства

Многие люди, услышав слово «сказка», вдруг сра­зу вспоминают волшебные истории. «Сказка — это что-то волшебное!» — говорят многие. А что такое волшебство? Чудо; то, чего не может быть в реальности; проявление необычных сил, — скажете вы. Удивительно, но само слово «волшебство» обладает особым положительным эф­фектом. «Волшебник», «волшебница», — говорим мы, желая под­черкнуть чьи-то необычные созидательные способности. Похо­же, волшебство связано с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще всего именуют колдунами, чернокниж­никами. Итак, согласно нашей идее, волшебники выступают пре­имущественно в качестве Созидателей, а колдуны — в качестве Разрушителей.

Давайте попробуем подойти к волшебству с «научной точки зрения» (при этом мы не имеем в виду практическую магию!).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.