Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй аспект волшебства — проявление созидательной творческой преобразующей силы человека




Мэри Дейли в своих философских работах исполь­зует термин «психический активизм». Идея этого понятия заключается в преобразовании человеком окружающего пространства, в проявлении способнос­ти влиять на события. Инструменты влияния на ре­альность — метафоры. Согласно М. Дейли, метафора подразумевает движение: «Метафора — это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобра­зующим действием. Порой метафоры изменяют зна­чение не только слов, но и явлений окружающего мира».

Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет на нашу судьбу. А что зна­чит «использовать метафоры» в нашем понимании? Сочинять сказки!

Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Наш опыт показывает, что сказки, сочиняемые клиентами о своем будущем, очень часто сбываются. В качестве доказательства, при­водим выдержку из письма сибирского сказкотерапевта Чекмаревой Надежды Даниловны:

«...Я работаю с разными людьми: в центр приходят ин­валиды и после серьезных травм, и инвалиды детства, и инвалиды, отбывшие 15-20 лет заключения. Но всех их, таких разных, работа со сказкой увлекла, всем им она изменила жизнь в лучшую сторону. Татьяна Ф. — инва­лид первой группы (практически не может ходить), когда начала сочинять свою первую сказку «Победа», находи­лась в черной полосе своей жизни и не видела выхода на свет. Через год Танина сказка сбылась! В самом прямом смысле слова. Она вышла замуж, сейчас у нее счастливая судьба, замечательная семья, любящий муж. Все как в ее сказке «Победа»...

 

Если бы это был единственный случай в нашей практике, можно было бы сказать: «Это просто со­впадение или чудо». Однако таких примеров за годы работы накопилось достаточно, чтобы сказать — это закономерность.

Похоже, создавая сказку, человек не только рас­сказывает о своих проблемах, как думают некоторые наши коллеги. Он, своего рода, программирует себя. Именно поэтому так важно для нас, чтобы сочиняе­мые клиентами сказки имели хороший конец. Часто именно хороший конец помогает авторам «подтянуть» сюжет, фактически описывая развернутую программу мероприятий по достижению успеха.

Хороший конец — это результат деятельности. Наверное, еще и с умением видеть окончательный результат связан вто­рой аспект волшебства. И здесь уместно привести старую су­фийскую притчу «Султан, мудрец и хирург».

 

Давно это было. Султан, правитель всех земель, выбрал­ся как-то со своими приближенными на прогулку. У обо­чины дороги, по которой двигался султан со свитой, стоял какой-то старик.

— Любому, кто даст мне сотню монет, я подарю добрый совет! — крикнул он проезжающим.

Султан приостановил коня и спросил:

— Мудрейший, и какой же это совет ты так дорого це­нишь?

— Хороший, — ответил тот. — Прикажи, чтобы мне сперва выплатили сотню золотых монет, и я тотчас скажу его тебе.

Султан выгреб из кармана все золото, какое там оказа­лось, отдал мудрецу и весь превратился во внимание. Он ожидал услышать нечто ошеломляюще мудрое.

Старик, припрятав золото в складках одежды, повер­нулся к нему и сказал:

— Совет мой прост: никогда не начинай что-нибудь делать до тех пор, пока не сможешь ясно предста­вить себе, к какому результату приведет это действие.

Тут уж и вельможи и все, кто при этом присут­ствовал, разразились дружным хохотом. Сквозь смех они начали восхвалять мудрость старика, который взял деньги вперед, а потом сказал то, что старо, как мир. Но султан прервал их неудержимый хохот и сказал:

— Я не нахожу причин для насмешек, ибо совет мудреца действительно хорош. Все знают, что преж­де чем сделать что-либо, надо хорошенько подумать. Но каждый день мы пренебрегаем этой древней мудростью, что приводит иногда к дурным последствиям. Я благодарю тебя, мудрец, за твой подарок!

С этого дня султан решил никогда не забывать совет и приказал, чтобы слова эти были написаны золотом на каж­дой дворцовой стене. Но даже этого ему показалось мало, и тогда он приказал выгравировать их на дне своего сереб­ряного блюда.

С тех пор прошло некоторое время. Впрочем, не так уж и много. И вот некоему человеку запала в голову мысль убить султана. Заговорщик подкупил придворного лека­ря. Он пообещал, что назначит его первым министром, если тот сделает султану очередное кровопускание отравлен­ным скальпелем.

И вот настал этот день. Уже поставили под локоть сул­тану серебряное блюдо, чтобы ни одна капля крови не про­лилась наземь. Но в тот миг, когда лекарь уже был готов прикоснуться к султану отравленной сталью, в глаза убий­це бросилась выгравированная на дне блюда надпись: «Ни­когда не начинай делать что-либо до тех пор, пока ясно не представишь себе конечный результат своего дей­ствия».

И тут до бедняги лекаря дошло, что стоит только него­дяю-заговорщику стать султаном, как он, не медля ни се­кунды, прикажет убить сообщника, дабы убрать свидетеля. Султан тем временем заметил, что по телу лекаря пробе­жала нервная дрожь. Он поднял взгляд на лекаря, увидел его смертельно бледное лицо и спросил, что с ним сегодня стряслось. Лекарь не стал ничего скрывать и тут же покаялся во всем.

Заговорщика, конечно, схватили и предали казни. Султан же призвал к себе своих приближенных — тех, кто был с ним в тот день, когда мудрец дать со­вет. Когда все собрались, султан спросил их:

— Ну как, вы по-прежнему смеетесь над мудре­цом?

 

Приступая к какому-либо делу, мы, конечно же, представляем себе результат. Но как часто бывает, что в процесс вплетаются неучтенные факторы, которые меняют и результат!

То же случается и в деле создания сказок. Нередко клиент говорит: «Я сказку записывать не буду, зачем лишний труд? Я и так представляю себе и сюжет, и чем все закончится!» Но мы все же настаиваем на том, чтобы сказка была записана. И в большин­стве случаев оказывается, что сюжет развивается иначе, а конец и вовсе не тот, который задумывался. В чем же здесь секрет?

По-видимому, в процессе написания сказочной истории чело­век более конкретно отображает явления, события и взаимосвя­зи между ними. Благодаря такой конкретизации у него появля­ются новые ассоциации, и иное, более глубокое и целостное виде­ние ситуации. В процессе написания сказки становится явным то, что раньше было скрыто, на что не обращали внимание, о чем в принципе не задумывались. Все эти «подводные камни» влияют на результат событий. Обычно человек их не видит. Но благодаря написанию сказки они становятся явными.

Часто в процессе создания сказки человек понимает, что выб­ранные средства не приведут к цели. А ведь раньше он и не задумывался над этим! В этом случае наша задача — поговорить и пофантазировать о возможных средствах решения проблемы, — ведь нам доступно все, мы же в сказке! Так и складываются истории, которые через некоторое время сбываются.

Сбываются потому, что мысль, метафорически про­явленная в сказке, начинает, как магнит, «притяги­вать» возможности, плести кружево событий. Воис­тину, мысль материальна. Ведь стоит только огля­деться вокруг — многое из того, что мы видим, раньше было чьей-то мыслью. Летучий корабль, яблочко, ка­тящееся по тарелочке, тоже раньше были только мыслеобразами. Но сегодня это норма цивилизации.

Поэтому, сочиняя добрые сказки с хорошим кон­цом, записывая их, человек проявляет заложенную в нем великую созидательную творческую силу. Ведь именно сила мысли, воплощенная в материи, благоустраивает окружающий мир.

3. Третий аспект волшебства — это трансформация, пре­вращение, изменение. Причем, трансформация может быть об­ратимой: герой возвращается в прежнее состояние. И необрати­мой — герой изменился окончательно и навсегда. Назовем об­ратимую трансформацию «оборотничеством», а необратимую «метаморфозой», и рассмотрим их значение.

Оборотничество. Слово «оборотничество» может ассоцииро­ваться у некоторых с негативным явлением. Дей­ствительно, в современных фильмах ужасов оборотень — это страшный персонаж. Как правило, изначально он прикидывается человеком, но при определенных обстоятельствах вылезает его звериная сущность. Но «ужастики» про оборотней — не только приобрете­ние современного кинематографа. Раньше и в дерев­нях, и в городах тоже рассказывали истории про обо­ротней. Однако не этот смысл мы имели в виду, когда назвали обратимую трансформацию «оборотниче­ством».

Совершить оборот, обернуться кем-то, что-то сделать, и вер­нуться к изначальному виду. Никаких ужасов, просто доброе волшебство. Когда герою нужно проникнуть куда-то, он превра­щается в муравья; нужно перелететь куда-то, он превращается в шмеля. Вспомним хотя бы «Царевну-лягушку», «Сказку о царе Салтане». Герои оборачиваются, меняют свой облик, приобретая при этом способности и возможности эффективного решения проблемы. Способности к оборотничеству герои приобретают, находясь под воздействием неких сил (Кощей Бессмертный, Ца­ревна-Лебедь и другие). То есть оборотничество часто связано с внешним воздействием. Наиболее известные сказочные оборот­ни: Царевна-лягушка, Царевна-Лебедь, Иванушка-козленочек, Чудище из «Аленького цветочка», царевич Гвидон, а также ге­рои, имеющие возможность менять свою внешность.

Что нам дает знание об обратимой трансформации? Дает по­нимание тех «масок», которые одеваем мы, оказываясь в опреде­ленной ситуации. Часто родители жалуются: с бабушкой ребе­нок «как шелковый», но стоит ему оказаться дома — превраща­ется в тирана. Мы имеем в своем арсенале большое количество масок. Некоторые психологи считают, что чем больше у челове­ка масок, тем больше у него моделей поведения и реагирования, а следовательно, он более гибко приспособлен к социальным условиям. Иметь большой гардероб личин не так уж и плохо, главное — не потерять за ними свое истин­ное лицо.

По-видимому, для того чтобы этого не произошло, сказочные герои не превращаются слишком часто...

Однако для нас важно, что оборотничество обрати­мо и предполагает возвращение к истинному лицу. Знание это нам пригодится в такой распространен­ной ситуации. Представьте себе, что мы имеем дело с ребенком или подростком, который бывает то ми­лым и вдохновенным, то агрессивным и гадким. В этом случае можно заподозрить оборотничество. Причем, оборотничество проблемное. Это случается тогда, когда герой в силу каких-либо причин теряет или не может проявлять свой насто­ящий образ. Допустим, произошел сбой. И царевич Гвидон во­время «не пришел в себя». Теперь он то шмелем станет, то в комара превратится. Все его слуги, все его царство, его мать в панике, — где прежний царевич? Что с ним стало? Примерно в таком состоянии приходят на прием к психологу родители и просят помощи. И здесь наша задача помочь найти истинное лицо нашего «царевича Гвидона». Как же это можно сделать? Ответов может быть немало. И, наверное, первый из них - обсудить с «оборотнем» явление «оборотничества». Сначала мы обсуждаем эти эпизоды на материале сказок, затем задаемся воп­росом: а может ли быть такое в жизни? Как проявляет себя оборотень в реальности и что можно сделать, чтобы он, наконец, вернул себе истинное лицо. А истинное лицо, как учат сказки и жизнь, всегда связано с системой ценностей, сформированной у человека. Во что он верит, к чему стремится, что считает хорошим, а что плохим, — вот вопросы, над которыми мы будем размыш­лять, находясь в поисках истинного лица...

Явление «оборотничества» может символизировать и смену со­циальных ролей-масок. В жизни каждого из нас немало ролей, которые мы должны исполнять подчас одновременно: быть мужем и отцом, женой и матерью, сыном и на­чальником.... И с этой точки зрения все мы использу­ем оборотничество. И чем гибче мы его используем, тем больше у нас шансов услышать о себе: «Он хоро­шо приспособлен к жизни». Однако совет сказки кра­ток и определен: «Помните об истинном лице!»

Оборотничество как прием часто используется пе­дагогами и психологами: «А сейчас мы превратимся в зайчиков и попрыгаем, как они!» «Представьте себя деревом, которое имеет сильные корни, по ним в ствол и ветви поднимается живительная сила!» И, конечно, самые про­фессиональные «оборотни» — это актеры.

Дети тяготеют к оборотничеству: «Вот сейчас я превращусь в черепашку-нинзя, и...». Поэтому наша задача сделать детское спонтанное оборотничество осмысленным. Итак, представим, что ребенок желает превратиться черепашку-нинзя или в человека-паука. Не нужно сразу же отговаривать его от этого. Нам важ­но понять, что он приобретет, пережив превращение.

— Итак, ты хочешь превратиться в черепашку-нинзя. Прекрасно! Каким ты станешь после превращения, какие качества приобретешь?

— Силу, сноровку, способность выходить из любых труд­ных ситуаций, справедливость.

— Это очень важные качества. Но когда ты превра­тишься из черепашки в самого себя, как тебе эти качества помогут в жизни? В каких ситуациях ты сможешь приме­нить эти качества?

С помощью таких рассуждений мы сможем сделать процесс спонтанного детского «оборотничества» осмысленным.

Метаморфоза. Под метаморфозой понимаются необратимые положительные духовные изменения. Наиболее известные геро­ини, пережившие метаморфозу — это мифологичес­кая Дафна и андерсеновская Русалочка.

• Дафна. Спасаясь от преследования влюб­ленного Аполлона, Дафна молит о спасении и превращается в лавровое дерево. Казалось бы, что положительного может быть в такой мета­морфозе? Однако для духовного состояния Даф­ны трансформация позитивна. Она не стала рядовой возлюбленной бога. Но в своем но­вом качестве имеет возможность венчать голо­вы самых талантливых людей.

• Русалочка. Эта уникальная героиня Г.-Х.Андерсена в одной сказке пережила две метаморфозы: превратилась из русалки в девушку, из девушки — в одну из бестелесных дочерей воздуха. И в конце сказки она встала на путь третьей метаморфозы, в результате которой она станет существом, имеющим бессмертную душу.

Немало в сказке примеров, когда главному герою помогает чудесный конь. В конце сказки, когда герой уже достиг всего, чего хотел, и желает отблагодарить своего верного помощника, конь просит отрубить ему голову. Такой неожиданной просьбой он, разумеется, ставит героя в неловкое положение. И когда ге­рой, с болью в душе, отрубает голову верному помощнику, из чрева коня вылетает голубка. Так герой освобождает душу со­ратника.

Идея метаморфозы несет для нас важный смысл. Душа чело­века, его характер, система ценностей имеют ресурс положитель­ных изменений. И это то, что может подкрепить нашу Веру в успех. Немало примеров того, как люди коренным образом ме­няют свою жизнь, внешность, имидж, систему взглядов. И это для них является новой эволюционной ступенью.

Итак, трансформация как аспект волшебства подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные измене­ния. И этому доброму волшебству есть место в на­шей жизни.

Однако трансформация происходит благодаря и недоброму волшебству, колдовству. И если трансфор­мация позитивна, то разве же можно назвать «хоро­шим» превращение в Карлика Носа, в лягушку, чу­довище? Оказывается можно, если смотреть на ко­нечный результат. Оборотничество в нелицеприятное существо многому учит героев. Они, расставшись с надеждой, принимают ситуацию и часто приобретают веру. Что, безусловно, позитивно с точки зрения развития души.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.