Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый Кит — Тонкая реальность




Итак, под архетипом в сказкотерапии понимает­ся некий общий механизм, содержащий в себе энер­гию и законы ее использования.Однако не стоит думать, что архетип — это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы — это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни.

Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафори­ческие форматы являются хранителями архетипов. Анализи­руя, толкуя сказочные истории, мы познаем язык архетипов, язык собственного созидающего начала. И в этом глубинное назначение метафорических форм.

Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблю­дать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архе­типы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам необходимо использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

Например, существует архетип Дороги, Пути. Если человек к нему «подключается», то, согласно закону этого архетипа, он должен будет действовать по оп­ределенному сценарию. Покинуть привычное место обитания или отказаться от привычного образа дей­ствий, мыслей, реагирования. Далее ему необходимо будет довериться новому «состоянию дороги», постараться не подвергать все критическому анализу. Потом ему бу­дут предложены ряд испытаний и ресурсов для их прохожде­ния. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда человек достигнет своей цели, он может потерять бдительность или разочаровать­ся в ней, столкнуться с предательством ближних, и получить время на переосмысления собственного пути.

Таковы закономерности этого архетипа. Однако это не зна­чит, что все предопределено действием архетипов (многие не­осознанно связывают действие архетипов с действием «сил Судь­бы»). Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для на­шей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожидан­ностей, на которые в своей жизни человек тратить огромное количество психической энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих зако­нов, и передавалось из поколения в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизнен­ную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с пробле­мами личного и социального плана. В этом случае человек мо­жет расходовать ее на созидательные действия на сотворчество со Вселенной.

Если следовать нашей логике, можно сказать, что Вселенная через сказки обучает человека, готовит его к сотворчеству с Собой.

Они действуют независимо от того, знает человек об их суще­ствовании или нет. Архетипические сценарии и механизмы на­столько сильны, что могут откорректировать те деструкции, ко­торые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

Архетипы составляют «матрицу» жизни. Кстати, культовый фильм «Матрица» на своем языке косвенно ведет рассказ об архе­типах. Правда, это рассказ подростка, который желает вырваться из устоев, бороться с ними. Герою кажется, что он борется с мифи­ческой «системой». Но на самом глубинном уровне он пытается бороться с действием архетипов. Победить здесь невозможно, по­этому у «Матрицы» есть шанс стать сериалом без конца.

Для подростка переживание архетипа может быть связано с ограничениями, ощущением «запрограммированности» собствен­ной судьбы. У человека с мышлением подростка еще достаточ­но сил, чтобы бороться против всего мироздания (например, в лице родительской семьи или «системы»).

Да, архетипы создают матрицу. Причем, матрицу, удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно будет не терять эмоциональную энергию на пережива­ние «фатальности бытия».

Давайте представим себе архетип как кристалл со множе­ством граней. Архетипическое вещество одно, а блеск различных граней — индивидуален. Давайте пред­положим, что каждая грань этого кристалла — это сюжет, через который проявляется архетип, в кото­ром «работают» закономерности этого архетипа. И эту грань архетипа, сюжет в котором он проявляет­ся, назовем мифологемой.

Мифологема — это символическое, метафоричес­кое изображение архетипа. Это своеобразные фотографии архетипа в разных ракурсах, декорациях и освещениях (в анфас, в профиль, полусидя, полулежа, в сумерках, на рассвете и т.д.).

Именно благодаря мифологемам мы можем почувствовать, осознать присутствие и действие архетипа. Сказочные, мифоло­гические истории, легенды и притчи наполнены мифологемами. Каждая мифологема имеет свой небольшой сюжет. Например, архетип Божественного Помощника проявляет себя через мно­гочисленных помощников героя. Характерной чертой всех их является то, что они оказывают именно необходимую помощь в нужное время, тогда, когда герой не справляется с заданием сам. Мифологемы Помощника многообразны: это и ковер-само­лет, и скатерть-самобранка, и клубочек, и муравей и ворон, и печь, и щука...

Интересной особенностью мифологем является то, что они могут «служить» различным архетипам. Настоящий «слуга» многих «господ»! Причем среди «господ»-архетипов нет конф­ликта от того, что «слуги» принадлежат им безраздельно. Так, скатерть-самобранка является мифологемой архетипа Божествен­ного Помощника (об этом мы уже говорили), и мифологемой архетипа Достатка. Кроме того, она может являться и мифоло­гемой архетипа Пути, представляя важную часть пути - пода­рок, остановку, отдых, восстановление сил.

Кружево из мифологем составляет основу для сказочного сюжета и обеспечивает чувственно-смысловое пере­живание архетипа. Далее мы будем часто исполь­зовать понятия архетипа и мифологемы, с уверенностью в том, что ракурс понимания этик понятий в сказкотерапии нами обозначен.

Понятие «проблемы клиента» в сказкотерапии

Итак, архетипы создают своеобразную «матрицу Бытия» и в нашей жизни проявляют себя через различные сценарии, зако­номерности развития событий (при этом формируя в некото­рых головах «миф о предопределенности»). Знание этих законо­мерностей передается нам на «метафороносителях» (в сказках, мифах, легендах, притчах и др.). Предполагается, что мы будем использовать эти знания для того, чтобы с пониманием отно­ситься к периодически возникающим в нашей жизни проблем­ным ситуациям, — ведь все это звенья в сюжетной цепочке действия архетипа. Благодаря такому отношению — мы полу­чаем возможность экономить свою психическую энергию, в осо­бенности эмоциональную и ментальную. Зря не «гонять по кру­гу» собственные эмоции, и не «накручивать» себя деструктив­ными мыслями.

Остается вопрос, которые задает немало людей: «Ну и что же тогда мне делать с этой сэкономленной энергией?!» Попробуем ответить просто: «Творить, реализовывать собственное предназ­начение». Тем более, что тема Своей Судьбы сейчас является одной из самых популярных, востребованных. И это тоже инте­реснейшая примета нашего времени.

«Хорошо, — продолжает полемику наш клиент, — я согласен реализовать свое предназначение, но ведь я его не знаю! Кто мне скажет, в чем оно, и по каким критериям я могу оценить достоверность этой ин­формации?» Вот вопрос так вопрос! И ведь нет на него однозначного ответа, во всяком случае у нас, психологов. Поэтому наши современники с таким энтузиазмом ищут тех, кто расскажет об их предназ­начении среди астрологов, парапсихологов, шаманов и колдунов. Обжигаются, получают расплывчатые ответы, заре­каются, но продолжают искать. И это - прекрасно. Почему, спро­сите вы, ведь этот процесс подчас мучителен! Прекрасно потому, что поиск — это ни что иное как настоящее сказочное ПРИ­КЛЮЧЕНИЕ.

Никто и не говорил, что Приключение — это только нечто спокойное, комфортное, увлекательное и веселое. Приключение может быть чрезвычайно опасным, мучительным, провоцирую­щим, обманывающим, безнадежным и дающим надежду одно­временно. Приключение — это то, что противостоит обыденнос­ти, скуке. В Приключении проявляет себя Ее Величество Жизнь во всем своем многообразии. Поэтому мы так любим истории, в которых есть Приключение — детективы, авантюры, фантасти­ческие перемещения, непредсказуемые встречи.

Приключение — это жизнь. Нет приключений — жизнь де­градирует в существование. Попробуйте отнять у себя все труд­ности, все проблемы, лишите себя возможности пережить При­ключение, и вы почувствуете сначала усталость, потом апатию, а затем и нежелание жить.

«Допустим, — скажет нам клиент. — Но ведь усталость, апа­тия, нежелание жить могут появиться и вследствие обилия труд­ностей, проблем и жизненных неурядиц! Если все наши жизнен­ные перипетии назвать «приключениями», то я бы предпочел обходиться без них! Уж чего-чего, а этого «добра» в моей жизни предостаточно. Я, собственно, к вам и пришел, чтобы от него избавиться!»

Как это похоже на описанную в сказке ситуацию: «Бери мое добро и горе-злосчастье в придачу!»

Конечно, дорогие друзья, все хорошо в меру. Когда приключений становится слишком много, они пре­вращаются в неприятности.

Приключения превращаются в неприятности вследствие «зависания» определенного архетипического сценария. Как в компьютере: программа «зависла», невоз­можно ни продолжить, ни завершить ее работу. Почему она так себя ведет? Однозначно сразу сказать сложно. Может быть, непо­ладки в операционной системе, может, имеется механическое по­вреждение, не исключается также действие вируса.

То же самое происходит и с нами, когда в нашей жизни начинает разворачиваться действие определенного архетипа. Сце­нарий «загрузился», начались первые события, появились дос­тижения, текущие препятствия были преодолены. Но потом что-то произошло. И это «что-то» у каждого свое. У кого-то начал действовать приобретенный в детстве комплекс, сценарий, акту­ализировалась ранняя психологическая травма. Другой попал под манипулятивное влияние сильной деструктивной личности и заразился «ментальными вирусами» — деструктивными идея­ми. Третий оказался в эпицентре конфликта и пострадал. А у четвертого в раннем детстве не сложились позитивные условия для развития, и положительная архетипическая программа не получила необходимого «питания» (наш компьютер без пита­ния работать не может).

Пусть вас не смущает «компьютерная» метафора — ведь мы говорим о проблемах. А они, как известно, у нас в голове. В нашем «бортовом компьютере».

Когда программа «зависает» пользователь старается быстро принять меры. При этом он редко задается вопросом: «В чем же мое предназначение и как связано с ним «зависа­ние» компьютера?» И правильно делает.

Мы, собственно, так долго рассуждаем на эту тему лишь с одной целью — провести параллель между данной метафорой и состоянием клиента при пер­вом визите к психологу. Он хочет, чтобы мы быстро «устранили неполадки», и не склонен к философским рассуждениям о человеческом предназначении или вли­янии раннего опыта на последующее развитие.

Что ж, клиент всегда прав. И на первой встрече мы должны будем рассказать ему о том, как «устранить неполадки», но, «в подтексте», нам необходимо заронить в душу клиента желание найти ответы на вопросы: почему происходят «неполадки» и зачем это ему нужно.

Однако мы начинали с обсуждения понятия Предназначения человека, и говорили о том, что поиск его составляет основу настоящего Приключения.

Под Приключением в сказкотерапии понимается некий жиз­ненный сюжет, имеющий архетипическую подоплеку. Приклю­чение характеризуется тремя основными свойствами:

1. Насыщенность, многоплановость и сбалансированность со­бытий.

2. Наличие точек начала и завершения.

3. Наличие определенной последовательности событий.

В приключении должно быть в меру и опасностей, и подар­ков, и интриг и побед. Это первый, главный признак Приклю­чения.

Второй важный признак Приключения — это наличие на­чала и конца. Приключение имеет определенный цикл. И нам важно понимать, когда началось Приключение и чем оно закон­чилось. В противном случае Приключение легко деградирует в неприятность (если ему не видно конца).

Третий признак Приключения - наличие сю­жета, сценария, проявляющегося через определенную последовательность событий. Сказкотерапевт вы­страивает со слов клиента последовательность собы­тий проблемной ситуации и соотносит полученный сценарий с «картотекой» сказочных и мифологических сюжетов. Поверьте, всегда можно найти метафорический аналог! В сказочном или мифологическом аналоге проблемной ситуации также можно "вычислить» «тонки зависания». В данном случае под «точками зави­сания» мы понимаем ситуации, когда герой сказки или мифа переживает чувства бессилия, попадает в ловушку, не может спра­виться с заданием, входит в «полосу невезения», находится в состоянии бездействия продолжительный промежуток времени.

По сути, Приключение — это процесс поиска ответа на вопрос о Предназначении. Завершение Приключения - приобретение части (или частицы) ответа на этот вопрос. Этой частицы дос­таточно для того, чтобы человек обрел НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ состояние удовлетворенности и ясности собственного бытия. А дальше... новое Приключение, новые вопросы и новые ответы.

Прочитав наши рассуждения, вы можете спросить: «Получа­ется, что Предназначение человека в том, чтобы организовать свою жизнь как Приключение?» Почему бы и нет?! Во всяком случае, среди тех, кто так и делает, нет острой потребности в длительном психологическом консультировании.

Итак, мы пришли к пониманию результата сказкотерапии. В процессе сказкотерапии (и психологического консультирования, в целом) меняется отношение клиента к собственной жизни, своим возможностям, окружающим людям и миру. Для нас, сказкотерапевтов, важно чтобы клиент, прощаясь с нами, вос­принимал свою жизнь, внутренние процессы, встречи с людьми, события, как звенья многоплановых Приключений.

Каждый из нас проживает Приключение. Они часто перепле­тены между собой. Сложные ситуации даются для стимуляции и активизации творческих процессов и всегда завершаются получением подарков. Так в сказ­ке. Так можно сделать и в жизни, если не любовать­ся «зависаниями». В этом, собственно, и состоит ос­новная идея сказкотерапии. Все как в известной ан­глийской поговорке: «Если мы не можем изменить ситуацию, мы можем изменить отношение к ней» (заметим, что поговорка — это тоже «метафороноситель»). От себя же добавим: «Когда меняется отношение, меня­ется и ситуация!»

 

Теперь, когда мы определили основную идею, результат сказ­котерапии, можно более конкретно поговорить о том, в чем про­является феномен, известный в психологической практике под именем «проблема клиента».

Если понимать жизнь как Приключение, Путь, Дорогу, то «про­блема» — это остановка или препятствие на пути. Можно по­пасть в болото или капкан, можно повернуть «не туда» и ока­заться в плену, можно «затянуть» время привала, можно сбить­ся с дороги... Все это метафоры «проблемы клиента», и нам предстоит в каждом конкретном случае четко определить: что произошло на пути.

Человек попадает в проблемное состояние в следующих ос­новных пяти случаях.

1. Он не понимает, в какой точке Пути, Приключения он находится и что ему надлежит делать.

2. Он не понимает, что у него свой собственный, абсолютно уникальный путь, и «метит» на чужое место.

3. Он «заколдован» — находится под чьим-то деструктив­ным влиянием или переживает последствия травматического воздействия.

4. Он живет «не в своей сказке».

5. Он «завис» в провокационном сюжете собствен­ного Приключения.

 

Первый случай появления проблемного состоя­ния можно назвать «слепой котенок». Такое состо­яние нормально и полезно для подростка. Потому что в этом возрасте поиск ответов на экзистенциальные вопросы органичен. Очень часто разговоры «о смысле жизни» с использованием материала сказок, мифов, легенд и притч помогают подростку разрешить внут­ренние противоречия.

Но нередко в состоянии «слепого котенка» оказывается и взрослый человек. Обычно его запрос формулируется следую­щим образом «я запутался», «чего-то хочется изменить в жиз­ни (найти другую работу, например) а чего конкретно — не знаю», «все опостылело, все надоело, хоть руки на себя накладывай», «так закручен, что не знаю куда иду, зачем иду».

Хочется сказать, что клиент с подобным запросом — это настоящий подарок для сказкотерапевта. Потому что в таком состоянии он будет достаточно восприимчив к сказочному мате­риалу, будет доверять ему как инструменту, с помощью которого он найдет самое себя. Действительно, в положении «слепого ко­тенка» оказывается сказочный герой, которому говорят: «Пой­ди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Собственно, с этой истории можно начинать консультирование.

Второй случай возникновения «проблемного состояния» мож­но назвать «зависть». Человек не понимает (или не принимает) то обстоятельство, что у него есть свое особое место в этом мире, чужой путь ему кажется привлекательней. Таких ситуаций в сказках немало. Вспомните финал «Конька-Горбунка». Царь захотел занять место героя. Он «велел себя раздеть... три раза перекрестился, бух в котел и там сварился». Желание занять чужое место, встать на чужой путь является источником самых неприятных проблемных переживаний — зависти.

Правда, обычно к психологу не обращаются с воп­росом: «Помогите избавиться от собственной завис­ти!» А зря. Как правило, эта проблема возникает в процессе консультирования. Изначальный запрос фор­мулируется как недостаток чего-либо: денег, контак­тов, возможностей и пр. Причина обращения к пси­хологу может формулироваться и как одиночество, и как невозможность достичь какой-либо цели. Но всегда, при более глубоком рассмотрении, можно обнаружить соци­альную обусловленность проблемы: «у кого-то есть, а у меня — нет». Причем само острое переживание зависти, как правило, фрустрируется. Человек ни за что не признается в том, что в глубине него притаилась зависть и мешает ему переживать соб­ственное Приключение. Обычно зависть «заключает союз» со страхом и вместе они «организуют» классическое «зависание» системы, превращение Приключения в неприятности. Зависть и страх — это Горе-злосчастье, Лихо одноглазое. Зависть и страх можно также сравнить с вирусами — они заразны.

Замечали ли вы, что некоторые люди носят в себе Горе-зло­счастье? Они при первом удобном случае говорят о своих непри­ятностях, болезнях, как бы заранее аргументируя собственную неспособность (или нежелание?) привносить в жизнь позитив­ные изменения. Какое ощущение, «послевкусие» остается у нас после контакта с ними? Чаще всего — тяжесть. Это часть Горя-злосчастья перешла на нас. Что же можно противопоставить этой болезни? Силу воли и жажду жизни.

Если говорить о стратегии работы сказкотерапевта с такого рода проблематикой, то главной задачей будет активизация силы воли и введение запрета на «завистливые» мысли и чувства. Важно вовремя сказать «стоп», взять под контроль деструктив­ные мысли и чувства. Однако при этом важно помнить, что за­висть и страх — старые, опытные колдуны, они легко могут ме­нять образы и одежды. Они могут являться в виде переживаний одиночества, собственного бессилия, ра­зочарования, вины, обиды, тревоги и пр. («я никому не нужен, у меня ничего не получается, все равно мне от этого не избавиться»).

Обычно герои сражаются с колдунами, применяя различные способы и стратегии. Так и человеку при­дется сразиться с завистью и страхом. И первое дей­ствие — не давать им «питания», «лишить довольствия», то есть усилием воли ограничивать себя в деструктив­ных переживаниях. Это очень непросто, потому что силы воли у всех разные.

Но у героев, кроме меча, есть еще одно замечательное ору­жие — хитрость. Можно сделать вид, что переживаешь деструк­тивные чувства, но глубоко в них не погружаться. Как это? Очень просто: достаточно завести небольшой блокнот и ручку (кото­рые всегда можно носить с собой) и четко фиксировать время появления негативных чувств и мыслей, а затем присоединять к записи любой шутливый, ироничный комментарий. Напри­мер: «21 июля, 19.00: переживаю обиду. Пока все спокойно». Главное, чтобы это вошло в привычку. Тогда, с одной стороны, повысится уровень рационального контроля над деструктивны­ми переживаниями. С другой стороны, проявится способность относиться к такого рода переживаниям с чувством юмора. А как известно, смех — это самое верное оружие против страха и зависти.

Борьба с колдуном, колдуньей, «засевшим» внутри, требует мужества. Как только человек начинает «работать над пробле­мой», она активизируется. И тут главное — не опускать руки. Необходимо вспомнить сказочное напутствие: «Позади тебя, по сторонам будет бушевать буря, страшные чудовища станут тебя пугать, но ты иди и не оглядывайся! Оглянешься, испугаешь­ся — пропадет тропинка, и вновь вернешь к колдунье!». Вот так: не оглядывайся на других, не смотри на то, что происходит, следуй своим путем.

Однако когда есть зависть к более успешным лю­дям и удачным обстоятельствам, ностальгия по ут­раченным возможностям, — это еще не самое страш­ное. Гораздо неприятнее, когда человек завидует са­мому Творцу. Как это проявляется? Человек злится, что его желания не исполняются, что все происходит слишком медленно, он мучается оттого, что не обладает всей полнотой власти и возможностей: «Хочется всего, сразу и побольше!» Вы можете улыбнуться, но есть люди, для которых подобные переживания действительно являются мучи­тельными.

В этом случае сказкотерапевт рассказывает такую историю: «Мудрецы говорят, что в каждом человеке, в каждом из нас есть частица Творца, Бога. Именно благодаря ей мы можем творить что-то новое, открывать неизведанное, находить силы для реали­зации своих желаний и стремлений. Однако у этой частицы есть и оборотная сторона, называемая Нетерпением. Еще бы, Бог мог создать мир за какую-то неделю, а я уже целый год не могу воплотить задуманное, — думает человек. Воле Бога могут подчиняться все — почему же моя власть ограничена?! — вос­клицает человек. Все дело в том, что некоторые люди забывают, что в нас только частица Бога, а посему и время исполнения задуманного значительно больше... У Бога — свой Путь, а у человека — свой».

Параллельно с проработкой деструктивных чувств сказкоте­рапевт постоянно делает акцент на уникальности Пути челове­ка. Наша задача — помочь ему принять свое уникальное При­ключение и не претендовать на чужое место. Собственно, леген­дарных героев тоже подстерегало такое испытание, искушение, — сойти со своего Пути и занять более привлекательное место кого-то другого.

Поговорим о третьем случае проявления проблем­ного состояния — «заколдованности». Под «заколдованностью» мы будем понимать проблемное со­стояние, к которому человек приходит вследствие неблагоприятного внешнего воздействия на него. Обычно сказочный герой оказывается заколдован­ным в следующих случаях:

♦ его наказывает за провинность некий добрый персонаж, чтобы проучить;

♦ злой персонаж заколдовывает героя, чтобы использовать в своих целях;

♦ колдовство случается по неопытности, как бы случайно (например, испил из копытца — превратился в козленочка).

Важно, что колдовство всегда обратимо, и всегда есть некий «рецепт», алгоритм «расколдовывания». Герой не просто воз­вращается к своему изначальному состоянию, он становится кра­ше, мудрее, интереснее.

Для ребенка состояние «заколдованности» часто проявляет­ся как способ адаптации к внешним условиям. Он «плохо себя ведет», становится капризным, неуправляемым, начинает болеть. Однако этому есть причины. Их поиск, изменение стиля воспи­тания, — вот пути «расколдовывания».

О стратегии и технологии «расколдовывания» мы будем го­ворить подробно чуть позже.

Четвертая ситуация проявления проблемного состояния — «чужая сказка». Представьте себе Кота в сапогах, который по­пал в пространство сказки «Снежная Королева», или Ивана-царевича, заблудившегося в Королевстве Кривых Зеркал. Чу­жой сюжет, чужие декорации, чужой ритм, чужой смысл. В та­кую ситуацию попадают люди, которые осознанно или поневоле приносят себя в жертву чужому Пути.

Например, женщина говорит себе: «Я буду самой лучшей в мире женой и матерью, у меня будет спокойная размеренная жизнь». Все так и складывается. Но с определенного момента она понимает, что эта стабильность начина­ет ее угнетать. Она борется сама с собой, не позволяя себе никаких «приключений», но в скором времени начинает жаловаться на здоровье. Что происходит? Ничего особенно, просто Амазонка, Валькирия попа­ла в дом Золушки, стирает, убирает, обихаживает. И ее бурлящая кровь амазонки начинает «прокисать». Что же делать? Быстро возвращаться в свою сказку, в свой миф, менять жизнь в соответствии с собственным рит­мом и предназначением.

Бывает, что ребенка с раннего детства приучают жить «не в своей сказке». «Ты должен быть хорошим мальчиком (девоч­кой), радовать родителей», «даже и мечтай об этом, это тебе не доступно», «в нашей семье все трудились на заводе — и ты пойдешь», — такого рода родительские программы сбивают в ребенке настройку на Свой Путь, Свое Приключение. Если ре­бенка не приучать слушать себя, риск попасть в «чужую сказ­ку» возрастает.

Человек, живущий в «чужой сказке», обременен рядом обя­зательств и условностей. Он все время «должен соответство­вать», оправдывать чьи-то ожидания. Поэтому первый вопрос психолога обычно такой: «А что бы вам самому хотелось? Для себя?»

Что касается стратегии работы — основной курс на Свою Сказку.

Последний случай проявления проблемного состояния — «зависание». Это как раз тот случай, когда человек оказывается «запертым» в некотором провокационном сюжете собственного Приключения, ходит по кругу, а проблемы нарастают как снеж­ный ком. Приключение оборачивается неприятностями. Вспом­ните голливудскую сказку «День Сурка». Главный герой вы­нужден многократно проживать один и тот же день, эксперимен­тируя с различными вариантами выхода из ситуации, пока не приходит к простому решению. Герою при­шлось проделать длинный путь, побывать во множе­стве передряг для того чтобы прийти к тому, что, собственно, лежало на поверхности. Это было его Уроком.

В жизни некоторых людей часто повторяются одни и те же ситуации. Мужчина может поменять трех жен, но с четвертой он будет проживать тот же сценарий взаимоотношений, что и с ее предшественницами. Че­ловек может сменить несколько мест работы, и всякий раз пи­сать «по собственному желанию» из-за однотипной конфликт­ной ситуации. Настоящий «день Сурка». И задача сказкотерапевта — показать клиенту алгоритм действия проблемного механизма, посмотреть на него со стороны, исследовать и найти решение, выход.

«Зависание» также проявляется в чрезмерном внимании к мельчайшим подробностям житейской конфликтной ситуации. Кто что сказал, кто как посмотрел, почему он так говорит, зачем он так смотрит. Находясь в позиции «зависания», человек теря­ет способность объективно оценивать ситуацию, не видит ее ме­ханизма. Ему хочется «сбросить напряжение», «вырваться» из проблемного вихря, «бежать куда глаза глядят». Но, если ему удастся вырваться, через некоторое время он снова попадет в аналогичную ситуацию. Ведь убежать не означает усвоить Урок.

Однако усвоить Урок — это тоже Приключение. Если это понять, то можно сделать его увлекательным.

 

Пять случаев «проблемного состояния» проявляются во мно­жестве жизненных сюжетов. Бывает и так, что в человеке акту­ализированы сразу несколько из них. Быть может, сейчас, читая наши рассуждения, вы что-то похожее находите и у себя. Это естественно, ведь мы, как герой Джерома К. Джерома, находим у себя «все болезни кроме родильной горячки». Глав­ное — понимать, что все это часть нашего уникаль­ного Приключения.

Миф о Трех Китах в сказкотерапии

На заре формирования концепции сказкотерапии нам нередко задавали вопрос: «А не уводят ли сказки от реальности?». Надо сказать, что в 20-е годы уже прошло­го столетия Н. К. Крупская поднимала аналогичный вопрос, и отвечала на него однозначно - сказки уводят детей от реально­сти, от реалий построения светлого коммунистического будуще­го. Однако коммунизм — это тоже миф, сказка. Поэтому, если следовать логике Н.К. Крупской, получается, что сказки уводят детей от сказки?

Разве идеология не строится на сказке? Чтобы сказка, миф, легенда стали идеологией, национальной идеей, нужно чтобы в них поверило большинство людей. В этом состоит главная за­дача средств массовой информации.

Информационное пространство, в котором мы живем, основа­но на сказке, на мифе. Тогда что же нам называть реальностью? Поскольку вопрос о реальностях задавался довольно часто, нам пришлось серьезно над ним задуматься. Простое объясне­ние: «В сказочном путешествии мы приобретаем знания и ре­сурсы, которые помогут нам творчески менять собственную жизнь; и главный принцип сказкотерапии — связь с реальностью» — было недостаточно удовлетворительным.

Что, собственно, называть реальностью? Как быть с метафора­ми «мир — это иллюзия», «наша жизнь — путешествие по от­ражениям реальности»? От какой реальности «уводят» сказки, и «куда приводят мечты»? Может быть, нужно говорить о мате­риальной и тонкой реальностях, о том, что каждая из них орга­низована по своим законам, а человек - это точка пересечения, «перекресток» реальностей? Тогда в ка­кой реальности действуют архетипы?

Как только начинаешь размышлять о понятии «реальность», сразу возникает слишком много воп­росов. Но на помощь приходит знание о том, что главное достоинство теории в том, чтобы она «стро­ить и жить помогала». Как песня.

Поэтому для того, чтобы объяснить происходящее с челове­ком в процессе сказкотерапии, более корректно построить стра­тегии работы с клиентом, мы ввели условное понятие «трех реальностей».

Согласно древнему мифу, Земля держится на Трех Китах. Понятно, что с научной точки зрения это полный абсурд. Но давайте не будем торопиться приписывать нашим древним пред­кам необразованность и скудоумие. Может, в этом мифе речь идет не о Земле как физическом теле, планете? Может, земля — это метафора ощущения опоры? Поскольку мы уже говорили о таком свойстве метафоры, как многозначность, то имеем право трактовать данный миф и с этой точки зрения.

Допустим, что речь в мифе идет об ощущении опоры, уверен­ности, почвы под ногами, материальных возможностях, необхо­димых человеку для реализации задуманного (все эти понятия так или иначе связаны с метафорой земли). Тогда для того, чтобы приобрести ощущение опоры, уверенности, стабильности, необходимо наличие Трех Китов.

Кто же такие Киты, и почему их трое? «Святая Троица»? Отец, Сын, Святой Дух? Можно гадать бесконечно. Нам же сей­час удобно, чтобы через «Трех Китов» проявилось условное по­нятие «трех реальностей» (вербальное обозначение реальностей является условным термином, используемым в сказкотерапии).

Первый Кит — Тонкая реальность.

Второй Кит — Социальная реальность.

Третий Кит — Субъективная реальность.

Сочетание, гармоничное сосуществование этих трех реальностей в человеке дает ему ощущение уверен­ности, опоры, земли. Так земля держится на Трех Китах.

Поговорим подробнее о «трех реальностях», и тог­да станет понятно, почему их можно назвать Тремя Китами сказкотерапии.

Чтобы создать представление о каждой реальности, мы бу­дем использовать семь «ключей», семь показателей:

1. Назначение, цель, главный результат;

2. Системообразующие факторы, базовые принципы;

3. Ключевые процессы для постижения человеком;

4. Источники удовлетворенности для человека;

5. «Инструменты» для обмена опытом между реальностью и восприятием человека;

6. Существо, содержание конфликта для человека;

7. Архетипы, мифологемы, метафоры.

Назначение, цель, главный результат существования Тонкой реальности — это создание условий для постепенного формирова­ния в человеке созидательного стремления. Стремление творить совместно с Вселенной. Творить самое себя и окружающий мир. Но творчество не всегда связано с преобразованием. Тонкое твор­чество больше связано с ПОСТИЖЕНИЕМ. В постижении есть и познание, и чувственно-смысловое переживание, и ощущение, и во­ображение, и развитие самосознания. Любое действие в тонкой реальности символично. Любое мельчайшее движение мгновенно откликается во всем пространстве и способно его менять.

В Тонкой реальности действует «эффект бабочки», согласно которому взмах крылышек бабочки в Африке может вызвать дождь в Москве. В Тонкой реальности все взаимосвязано, и эта связь действительно ощущает­ся.

Именно в Тонкую реальность «уводят» некото­рые сказки, легенды, притчи, сновидения и мечты, — каждый по своей дорожке. Именно из Тонкой ре­альности человек может черпать духовные силы, вос­принимать Божественное.

Факторами, образующими Тонкую реальность, ее базовыми принципами являются общечеловеческие ценности. В Тонкой реальности Любовь, Истина, Творчество, Сотрудничество, Вера, Достоинство, Единство не являются просто декларацией, рацио­нальным пониманием правил жизни. Общечеловеческие ценно­сти — это то, из чего Тонкая реальность образована. Ценности можно просто ощущать и с ними жить. И они существуют неза­висимо от действий человека как некие энергетические субстра­ты.

Ключевым процессом постижения человеком Тонкой реаль­ности является эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание направлено на формирование гар­моничной творческой личности и охватывает ценностно-ориентационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую ее сторо­ны. Эстетическое воспитание «пронизывает все сферы жизнеде­ятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки... определяет не толь­ко знания, но и характер человека. <...> Эстетическая воспи­танность предполагает единство эстетических убеждений лич­ности с ее интуитивными ориентациями и самопроявлениями во всех формах деятельности. А это требует не только эстетичес­кого обучения, но и просвещения: личность должна приобретать эстетические знания и убеждения, эстетические вкусы и художе­ственные навыки, способности творчества и восприятия искусст­ва. Эстетическое воспитание способствует самопоз­нанию и самоуглублению личности, осознанию ею своей самоценности, оно является одной из высших форм приобщения человека к человечеству...<...> Эс­тетическое воспитание чуждо дидактике. Воздействие на личность идет бескорыстно, исподволь, ненарочи­то. Цели эстетического воспитания столь широки, что отсутствует прямая польза, но проявляется ши­рокая общественная значимость процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая их приори­тетное значение» (Ю. Борев, 1988).

Собственно, через сказки и происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, начинается эстетическое воспита­ние. Человек эстетически невоспитанный не может постичь Тон­кую реальность.

Источником удовлетворенности для человека в рамках Тон­кой реальности является ощущение, переживание, понимание Служения идее, чувство Сопричастности собственной судьбы к судьбе Мира; особые, или, как говорил А. Маслоу, «пиковые» переживания. Также источником удовлетворенности является переживание эстетического наслаждения, радости от соприкос­новения с тонким, символичным, прекрасным.

В Тонкой реальности скрыты огромнейшие ресурсы для че­ловеческого творчества. Обращаясь к тонкой реальности, чело­век имеет возможность восстановить утраченные силы, укрепить Веру в Добро. Уровень тревоги снижается и наступает ощуще­ние спокойствия и удовлетворенности.

«Инструментами» для обмена опытом между Тонкой реаль­ностью и нашим восприятием являются искусство, медитации, творческая деятельность.

Основной конфликт, который провоцирует Тонкая реальность в человеке — это экзистенциальный конфликт, стремление по­знать Истину.

Основные архетипы Тонкой реальности — это архе­типы Пути, Самости, Анимы, Анимуса. Соответственно, мифологемы и метафоры: Дорога, Приключение, Золо­той шар, Волшебник, Волшебница, Голубка, Пегас и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.