Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что ты будешь делать теперь, зная этот секрет? 1 страница




Между

Оттого тоскуем, что ко всему привыкаем. То, чего когда-то не хватало, как воздуха, теперь не замечаем, как воздух, которым дышим.

Недавно радовала крыша над головой, уже раз­дражают низкие потолки под этой крышей.

Любимый человек - жена, ближе которой никог­да никого не было и нет, вот что досадно, плюс ее замечательный борщ со сметаной, ложка в котором стоит по стойке «смирно». Но сам борщ стоит уже вот здесь!

То же с любимой работой, от которой ежедневно полу­чаешь удовлетворение с восьми до семнадцати как про­клятый. Оживление вызывает только обвал потолка, но, к сожалению, это не каждый день.

И один умный посоветовал: надо все менять. Чтобы забыть, как кошмарный сон, очнуться в другом месте, рез­ко вернуться, а там все как в первый раз, даже лучше!

Значит, так! Когда жена и борщ становятся поперек гор­ла, зажмуриваешься, посылаешь к черту и с головой ныря­ешь в работу. День и ночь работаешь, работаешь, причем, с удовольствием. И так вплоть до полного отвращения. До аллергии на товарищей по работе.

Тогда зажмуриваешься и ныряешь в другой город, в ко­мандировку. А там все новое: дома, женщины, консервы, тараканы в гостинице - кошмар какой-то! Вплоть до того, что жена сниться начинает. Значит, пора в семью.

Зажмуриваешься и с головой ныряешь в дом родной, в борщ, к жене, к детям. Млеешь там день, два, три, пока сил хватает, пока не бросишься из дому вон, на улицу, к незна­комым людям.

Улетаешь, чтобы вернуться, как бумеранг. Через отвра­щение идешь к радости.

И все как в первый раз. Даже хуже. С годами темп возрастает. И, не успев толком плюнуть на работу, рвешь в командировку, от которой тошнит уже при посадке, поэто­му первым же рейсом назад, в дом, из которого хочется бежать, едва переступив порог.

Поэтому человек так любит переезды - в пути нахо­дишься между тем, что было, и тем, что будет.

Вот почему так хорошо в поездах, самолетах, так­си и на верхней палубе теплохода. Потому что МЕЖ­ДУ.

 

Как вам такой взгляд на жизнь?

Кл: Очень похоже на меня.

Ск: И что же?

Кл: Вот я у вас и спрашиваю, что мне с этим де­лать...

Ск: Сейчас пока ничего. Жить с этим. А у вас не возникло вопроса, зачем я вам рассказала эти истории?

Кл: Ну, наверное, это как-то связано с моей ситуацией.

Ск: Вы совершенно правы. И, наверное, знаете, как связано?

Кл: И первая, и вторая история мне близки.

Ск: Похоже, что они описывают разные грани вашего состоя­ния. Можно активно искать свое счастье, совершая ошиб­ки, преодолевая препятствия, но для этого нужны силы. Можно найти компромиссное «между». Дело в том, что сейчас у вас завершился очень важный этап — вы отдели­лись от родительской семьи. Не стоит торопиться с выбо­ром пути. Сейчас вас никто не торопит. Наслаждайтесь свободой, узнавайте свои привычки, желания, динамику на­строения. Ваше собственное Приключение уже началось, и пусть оно будет более увлекательным, нежели чем у героя рассказа Альтова. Сейчас ваша задача — НАБЛЮДАТЬ за собой. Голубой принцессе сначала нужно было понять свой цвет, потом истину каждого цвета, и когда она поняла свое место и значение, она обрела свое счастье. Так что просто позвольте себе наблюдать за собой и наслаждаться свободой!

* * *

Благодаря рассказыванию историй сказкотерапевт имеет возможность описать состояние клиента. При­общая его к информационному пространству мета­форы, психолог смещает акцент с Социального, обы­денного, на Тонкое. Сказки, притчи, истории опреде­ленным образом «резонируют» с внутренними процессами клиента, происходит необычное «узнава­ние» себя. Таким образом, человек получает еще один «инструмент» для понимания, основанный на эстетическом восприятии мира. Это с одной стороны. С другой, при­общая клиента к информационному пространству метафоры пу­тем рассказывания сказок, мы косвенно даем ему понять, что он не одинок в своих переживаниях, мыслях, чувствах. То, что происходит с ним — закономерно и естественно, ибо обусловле­но архетипами и мифологемами. Итак, благодаря рассказыва­нию историй мы имеем возможность более тонко описывать состояние клиента, показывать ему «со стороны» пути дальней­шего движения.

Ориентиром для подбора историй является актуализирован­ный архетип, мифологема. В нашем примере у клиентки явно были актуализированы архетип Дороги, мифологема выбора пути, а также архетип Борьбы. Поэтому первая история была связана с выбором, дорогой; а во второй иронично обсуждалось иллю­зорное разрешение архетипа Борьбы.

 

Итак, приобщение клиента к информационному пространству метафоры, помимо задач эстетического воспитания, «работает» на решение двух важных психологических задач:

· метафорическое описание актуального состояния клиента и альтернатив дальнейшего движения;

· «удобрение» и расширение собственного ассоциативного поля клиента.

Вторая задача связана с подготовкой к созданию клиентом собственных историй. К сожалению, многие люди не пользуются преимуществами образного мышления, предпочитая абстрактно-логическое. Однако в реше­нии проблемных ситуаций часто требуется именно воображение.

Благодаря воображению человек имеет возмож­ность моделировать образ будущего. Тонкая реаль­ность воображаемого мира может быть свободна от канонов, условностей и запретов Социальной реальности. Поэтому задачей сказкотерапевта является актуализа­ция ресурсов образного мышления, воображения.

Однако здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой, свя­занной с высокоэффективной работой «индустрии образов». Пер­сонажи кинематографа, комиксов, фэнтези, компьютерных про­грамм оккупируют территорию воображения современного че­ловека. В наших головах оседает слишком много «штампов». Поэтому для того, чтобы актуализировать собственные ресурсы воображения, необходимо читать сказки и задумываться над их смыслами. Поэтому прежде чем предложить клиенту сочинить собственную историю, сказкотерапевт рассказывает ему множе­ство сказок сам.

Создание клиентом собственных авторских историй. Исто­рии, которые создаются человеком на втором этапе консульти­рования после последовательного приобщения к информацион­ному пространству метафоры, чрезвычайно ценны. Собственно, в них содержится жизненная программа. В этих авторских исто­риях переплетаются Тонкая и Социальная реальности, и отра­жается узор Субъективной реальности нашего клиента, его уни­кальные представления о собственном Приключении.

Задача сказкотерапевта — сохраняя ощущение целостнос­ти от творческого продукта клиента, помочь ему расшифровать то, что подсказывает его бессознательное. В авторской сказке всегда можно найти направление для дальнейшего движения.[1]

Итак, в общем виде алгоритм работы сказкотера­певта на втором этапе консультирования можно представить как пять последовательных шагов:

1. Приобщение к информационному пространству метафоры (своеобразный «разогрев», расширение ассоциативного поля);

2. Создание условий для сочинения клиентом собственной сказки;

3. Совместный с клиентом анализ его сказки;

4. Выделение стратегии, путей дальнейшего движения на сим­волическом уровне;

5. Формирование программы социальной самореализации (адаптация выделенной стратегии или путей к актуальным со­циальным условиям и возможностям).

Таким образом, основной процесс сказкотерапии можно уло­жить в два этапа: «Начало Приключения» и «Поиск Пути». В результате клиент «получает в руки» им самим же разрабо­танную «программу» самореализации, своего Приключения. Нуж­но ли поддерживать его на протяжении всего Приключения? Этот вопрос решается в каждом конкретном случае. Ведь в сказочной традиции уместно появление у героя помощников в тех ситуациях, когда он не может справиться с ситуацией само­стоятельно.

Мы рассмотрели общую модель, логику консультирования. Но, перефразируя известную поговорку, можно сказать: сколько людей, столько и проблем. И в каждом конкретном случае бу­дет своя стратегия, своя комбинация. Собственно, в этом и про­является мастерство сказкотерапевта.

РАЗДЕЛ 3

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СКАЗОК В СКАЗКОТЕРАПИИ

О ЖАНРАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СКАЗКОТЕРАПИИ

В процессе сказкотерапии мы используем разнообразные жан­ры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдо­ты. Находят применение и современные жанры: детективы, лю­бовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому клиенту соответствующий его интересам жанр.

Чем же с точки зрения психологического смысла различают­ся жанры:

притча — как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать со взрос­лыми и подростками, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Прит­ча чаще всего посвящена духовным аспектам жиз­ненных уроков. Из притч часто создаются басни, од­нако при этом многие скрытые философские смыс­лы теряются. В качестве примера приводим притчу «Муравей и стрекоза»:

Муравей, в соответствии со сложившимся у него планом, смотрел на цветочный нектар. Как вдруг с воздуха на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом вернулась и опять присосалась к цветку.

— И как только ты живешь без работы и без всякого плана? — спросил ее муравей. — Если у тебя нет ни реаль­ной, ни относительной цели, каково же основное направле­ние твоей жизни, и каков будет ее конец?

— Я счастлива, — ответила стрекоза, — и больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель — не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я несчастлива. Тебе твой план, а мне — мой.

Муравей подумал: «То, что для меня очевидно, для нее скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей — ее план, мне — мой».

И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу.

Спустя некоторое время их дороги опять сошлись. Му­равей заполз в мясную лавку. Он примостился за чурба­ком, на котором рубили мясо, и стал благоразумно ждать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она стала снижаться на чурбак. Только она уселась, как огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое.

Половинка ее скатилась вниз, под ноги муравью. Под­хватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормо­ча себе под нос:

«Твой план закончился, а мой продолжается. «Тебе — твой план» больше не существует, а «мне — мой» начинает новый цикл. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, что­бы поесть и в конце концов самой быть съеденной. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюз­га».

 

Сюжет одноименной басни И. Крылова, которую мы все учили в школе наизусть, близок к притче.

Однако сколько подводных камней в этой истории! Немало лю­дей испытывают раздражение по отношению к басне. Но можно ли иметь такие чувства по отношению к притче?..

басня — более короткая форма притчи с четко сформулиро­ванной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоучения. Однако древние басни Эзопа этим не отлича­лись. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа и рассказы о его взаимоотношениях с Ксанфом являются замечательным сказкотерапевтическим матери­алом. Басни хороши в работе с подростками. Для примера при­водим басню Эзопа «Осел и мул»:

Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что по­клажа у них обоих одинаковая, и стал возмущенно жало­ваться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое больше. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмочь. Тогда он снял с осла часть поклажи и переложил ее на мула. Прошли они еще немного, и заме­тил погонщик, что осел совсем выбился из сил. Опять уба­вил ослу груз. Так продолжалось до тех пор, пока весь груз осла не оказался на спине у мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: «Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?».

 

Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по исходу.

анекдот - короткая форма притчи, или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реак­ции. Особо хороши для использования анекдоты о Ходже Насреддине в работе с подростками и взрос­лыми. С их помощью мы можем сформировать та­кое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить. Вот анекдот, который одни источники приписывают Насреддину, другие Бирбалу:

 

Пришел однажды падишах на совет раньше всех и да­вай спрашивать каждого:

— Сколько в городе ворон?

Все отмалчивались, никто не знал ответа. А Бирбал при­шел и ответил:

— Ваше величество, в городе сейчас три тысячи пятьсот восемьдесят пять ворон!

— А ты уверен, что не ошибся?!

— Подсчет точен, Ваше величество!

— Смотри же, если ошибся, заплатишь большой штраф!

— Нет, повелитель, я в подсчете уверен, — стоял на сво­ем Бирбал. — При проверке получится столько же. Разве что одни вороны улетели в гости или же к ним прилетели в гости другие вороны. Прикажите всем воронам сидеть по своим домам и считайте! Вот и получится, что я под­считал точно.

 

легенда, былина, сага, эпос - повествование о реальных исто­рических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут быть использованы в работе с подростками.

миф - повествование о богах и героях. В мифах мы можем найти, с одной стороны, информацию о сотворении мира. С дру­гой стороны, описание разнообразных жизненных перипетий, про­блемных взаимоотношений. Иногда мифы можно назвать даже «энциклопедией человеческих пороков». Мы узнаем о проблем­ных и трагических жизненных сценариях. Неслучайно психо­аналитическая терминология во многом заимство­вана из мифологии. Мифы несут информацию о

смысле многих обычаев, и о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря ми­фам мы можем ощутить особенности националь­ного менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоот­ношений, с одной стороны. С другой, для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства. Особенно интересны и полезны мифы школьникам. • сказки — наиболее многообразный жанр. Для сказок ха­рактерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономернос­ти развития событий, явлений, поступков, исходов. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий ко­рабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани-самокаты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком про­шлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. По­скольку именно сказки дали имя нашему методу, их разновид­ностям мы посвятим отдельный параграф.

«Воздействующий аппарат» сказкотерапии: основные виды сказок

И все же, так интересно узнать, как появились первые сказки и мифы. Относительно волшебных сказок на этот вопрос отве­тить непросто. А о появлении бытовых сказок можно выдвинуть такую гипотезу.

Представьте, что с вами произошла какая-то интересная ис­тория. Будите ли вы ее скрывать? Чаще всего нет! Вы расскажите ее друзьям, приятелям, знакомым. После пятого-шестого рас­сказа вы осознаете, что история постепенно начи­нает обрастать новыми меткими подробностями, ваше поведение в истории становится более осмыс­ленным и эффективным. Благодаря неоднократно­му повторению истории через некоторое время у нее появится «мораль», резюме. Пройдет еще не­много времени, и ваша история превратится в бай­ку.

Не исключено, что похожие события были в жизни еще неко­торых людей. Байки имеют свойство «ходить из уст в уста». И очень скоро появится коллективная байка, или анекдот, или притча, или бытовая сказка. Так истории нашей жизни, много­кратно рассказываемые близким и знакомым, участвуют в про­цессе сложения бытовых сказок.

Появление первых мифов часто объясняется процессом ос­мысления человеком явлений окружающего мира. Причем, ос­мысление сопровождалось оживотворением всего, что попадало в поле зрения нашего далекого предка.

Если внимательно изучать самые древние мифы и мифоло­гию народов, «неиспорченных цивилизацией» (индейцы, афри­канские племена, северные народности), можно увидеть три до­минирующих идеи: рождение, размножение, смерть. Ранняя ми­фология тесно связана с выживанием, поэтому неудивительно, что многие мифы жестоки. В них отражаются кровавые сцены, а также взаимоотношения, неприемлемые для современного раз­витого человека. Они интересны для анализа и исследования, но не для терапевтических целей. Однако есть еще одна важная тенденция в мифах — отражение процесса объяснения челове­ком идеи сотворения мира. Стремление осознать свои истоки, назначение обрядов и ритуалов тесно связано с «мифотворчес­ким» мышлением. Наверное, эта тенденция актуальна и сегод­ня.

Сегодня в рамках сказкотерапии мы тоже осмысляем через сказку разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены духовного поиска, и многое дру­гое. И выделяем пять видов сказок.

О том, как они создаются, подробно написано в «Практикуме по сказкотерапии» (Издательство «Речь», 2000 год). Здесь же мы кратко коснемся их назначения.

К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медита­тивный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в пе­риод бронзового века и начала разложения перво­бытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Для наше­го далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принци­пом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явле­ния природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям — Любовь, Горе, Кручина и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической прак­тике сегодня.

 

Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действо­вать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:

— сказки о животных, взаимоотношениях людей и живот­ных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, ста­раются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

— бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все закан­чивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошиба­ются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуа­ций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, на­правленной на формирование образа семейных отношений.

— страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упы­рей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моде­лируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобож­даются от напряжения и приобретают новые способы реагирова­ния. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» на­пряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом, обычно, вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страш­ным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обяза­тельно неожиданно смешным. Например, страшная история о том, как некий мальчик после встречи на кладбище с ужасной старухой вынужден раз­рывать могилы и есть трупы по принуждению. За­кончиться история может неожиданно забавно. Вдруг он чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: «Проснись, Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!»

— волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессоз­нательное человека поступает «концентрат» жизненной мудро­сти и информации о духовном развитии человека. Символичес­кой интерпретации сюжета полной волшебной сказки мы по­святим отдельный параграф.

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация, рисова­ние.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказ­ку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).

Есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют не­гативный жизненный сценарий. Например, «Русалочка» Г.-X. Андерсена может складывать комплекс «жертвы» и «несчас­тливой любви». Компания У. Диснея даже взяла на себя бла­городную функцию переписывания этой истории.

«Аленький цветочек» закладывает негативный сценарий женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, пью­щий муж). «Золушки» вечно ждут принца, и теря­ют огромное количество обуви зря...

Пора реабилитировать авторов. Они вовсе не ви­новны в том, что их недоосмысленная сказка стала причиной неприятных переживаний и не сложив­шейся жизни. Негативный жизненный сценарий складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят. Может быть, доминирую­щее в тот момент чувство одиночества и «покинутости» выбра­ло из сказки проблемный элемент для своего усиления? Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переос­мысления философского смысла сказки.

Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют на­чинающему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы будем помнить, что народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отноше­нием, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаков­ки» учебного материала. При этом абстрактные символы (циф­ры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидак­тические сказки могут раскрывать смысл и важность определен­ных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учеб­ные задания.

 

Алгоритм дидактической сказки-задания:

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляе­мый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стра­не.

2. Разрушение благополучия. В качестве разру­шителя могут выступать злые сказочные персона­жи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

3. Обращение к ребенку. Только человек с пыл­ким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся перепи­сывать заданные на дом математические примеры в виде дидак­тических сказок. В этих историях решение примера - это про­хождение испытания, ряд решенных примеров приводят героя к успеху.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влия­ния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продук­тивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемати­ке (неадекватное, неэффективное поведение).

Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие пи­сатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Алгоритм психокоррекционной сказки:

1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все пере­живания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положе­ния. Или мы начинаем усугублять ситуацию, при­водить её к логическому концу, что также подтал­кивает героя к изменениям. Герой может встре­чать существ, оказавшихся в таком же положении

и смотреть, как они выходят из ситуации; он встре­чает «фигуру психотерапевта» — мудрого настав­ника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача — через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтерна­тивные модели поведения, найти позитивный смысл в происхо­дящем. «Увиденное в правильном свете, всё является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь из­менений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

1. Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально при­емлемых, положительных способов привлечения внимания.

2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстни­ками. При этом в психокоррекционной сказке может быть пред­ложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хоро­ший предводитель прежде всего заботится о своих друзьях.

3. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное виде­ние героем проблемы и конструктивная модель поведения.

4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда,

показывая последствия поступков героя, и остав­ляя выбор стиля поведения за ним.

В создании психокоррекционных сказок нам по­может наш жизненный опыт. Ведь многие ситуа­ции уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.

Наши зарубежные коллеги часто называют пси­хокоррекционные сказки психотерапевтическими историями. Далее мы познакомимся с психотерапевтическими сказ­ками и почувствуем их существенные различия.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребен­ку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформули­ровать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисун­ков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки.... Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих собы­тий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой сто­роны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставля­ют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует про­цесс личностного роста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.