Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что ты будешь делать теперь, зная этот секрет? 2 страница




Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повто­ряющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотноше­ний.

Немало людей и специалистов задавали нам воп­рос: «Как объяснить ребенку уход близкого чело­века? Мы не знаем, как говорить с ним о смерти!» В ответ на этот вопрос приводим здесь психотера­певтическую сказку, специально написанную для разговора мамы с пятилетним сыном в ситуации, когда семья потеряла старшую двадцатилетнюю дочь. Называется сказка «Самый важный секрет».

Далеко-далеко, высоко-высоко есть чудесная страна. Живут там прекрасные существа. Правда, для нас они могут показаться необычными: они больше похожи на об­лака, чем на людей. Эти существа зовутся Душами.

Души живут очень интересно: они стараются делать как можно больше добрых дел. Но особенно им нравится на­блюдать за людьми и участвовать в их жизни. Так, напри­мер, наблюдая за каким-нибудь ребенком, увидит Душа, что тот расстроен, плачет или капризничает, подлетит поближе и начнет нашептывать на ушко добрые хорошие слова. А малыш ее не видит, и думает, что плохое настроение и не­приятности проходят сами собой. Но души не обижаются на людей за то, что те не замечают их присутствия. Для них самое главное — нести добро в сердца людей.

Есть люди, которые чувствуют присутствие душ рядом. Эти люди называют души Ангелами-Хранителями. Люди даже рисуют Ангелов-Хранителей и обращаются к ним за помощью. Конечно, души помогают тем, кто их просит. И эта помощь ощущается людьми, как покой на сердце или как чувство спокойной радости.

Можно подумать, что души всесильны и люди могут только у них что-то просить. Можно подумать, что люди ничем не должны помогать душам. Но это не так. Люди могут очень многое сделать для душ.

Дело в том, что души очень хотят что-то сделать в том мире, в котором живут люди. Может, они хотят построить прекрасные дома, или нарисовать чудесные картины, выра­стить цветы и фрукты, помочь Земле быть чистой и краси­вой. Но души ведь похожи на облачка, у них нет ног, чтобы ходить по земле, у них нет рук, чтобы рисовать, писать и строить, держать руль машины и сажать цветы. Представь себе, как это непросто: носить в себе чу­десные желания и не иметь возможности их воп­лотить в жизнь!

Вот, оказывается, в чем люди могут помочь ду­шам. Люди могут помочь душам осуществлять их желание делать жизнь на земле красивой. Ведь люди имеют руки, чтобы строить и рисо­вать, они имеют голос и речь, чтобы советоваться друг с другом, они имеют ноги, чтобы ходить и наблю­дать за тем, что и кто нуждается в помощи.

Интересно, а каждый ли человек может помочь душам осуществлять их заветные желания? Может, для этого нужно обладать особыми качествами? Если это так, то какими, по-твоему, качествами должен обладать человек, который мо­жет помочь душам? (Здесь предполагается выслушать мне­ние ребенка, и обсудить с ним эти вопросы. После можно спросить: а кто из твоих близких или знакомых тебе лю­дей обладает такими качествами? А сам ты ими облада­ешь? Как ты думаешь, можно ли развивать в себе эти каче­ства? Что для этого нужно делать? А ты что-то готов делать для этого сам? Кто бы мог тебе в этом помочь? В чем будет заключаться помощь?)

А теперь пришло время открыть важный секрет. Ока­зывается, души могут становиться людьми! Когда малень­кий ребенок растет в животе у мамы, только еще собира­ясь появиться на свет, душа принимает важное для себя решение. Она решает покинуть свою чудесную страну, для того чтобы начать жить рядом с человеком на земле. И когда маленький человечек рождается, вместе с ним рож­дается и его душа. Душа, которая выбрала этого человечка и ради него покинула свою чудесную страну.

Человек растет и вместе с ним растет Душа. Благодаря ей даже совсем еще маленький человек совершает хоро­шие добрые дела.

Как ты думаешь, какие дела человек совершает благо­даря Душе?

Конечно, прежде всего Душа помогает человеку быть чутким. Знаешь ли ты, что это значит?

Благодаря чуткости человек тонко чувствует на­строение других людей, особенно тех, кто его лю­бит. Он чувствует, когда близкий человек грустит или радуется, печалится или устал. И вот тогда Душа помогает ему найти хорошее слово, чтобы утешить или подбодрить, или разделить радость.

Как ты думаешь, важно ли это?

Да, ты прав — это очень важно. Потому что бла­годаря чуткости человек, даже самый маленький, может проявлять свою Любовь к близким людям. А Лю­бовь, как ты знаешь, это то, без чего не может жить ни одно существо на свете.

Однако ты можешь спросить: если все люди обладают Душой, а Душа помогает быть чутким и любящим, то по­чему некоторые люди ссорятся, воюют, разрушают то, что строят другие? То есть, ведут себя не как чуткие и любя­щие люди.

Есть вопросы, на которые сложно ответить даже самым умным взрослым. И этот вопрос — один из них. Может быть люди ссорятся, злятся от того, что не знают, что у них есть душа и можно жить по-другому? А может быть, некоторым людям вовсе не нужно знать, что у них есть Душа? А может, есть такие люди, у которых нет Души? Как ты думаешь?

Над этими вопросами многие люди думают всю жизнь. Правда, нечасто они об этом говорят вслух.

А теперь нам откроется самый главный секрет. Ока­зывается, Душа может жить вместе с человеком только некоторое время. У каждой Души есть свой срок жизни вместе с человеком. Например, ты знаешь, что можешь смотреть мультфильмы с пяти часов до шести часов. Об этом говорят — есть срок смотреть мультфильмы. То есть срок имеет начало и конец. Так с рождением человека начинается срок жизни Души и человека вместе. А когда Душа чувствует, что ее срок жизни вместе с человеком на земле подходит к концу, она должна покинуть человека и вернуться обратно в свою чудесную страну. В тот момент, когда Душа прощается с человеком и улетает в свою стра­ну, человек больше не может жить один, без Души. И про такого человека люди говорят: «Он умирает» или «Он умер».

В этот момент на глазах самых близких челове­ку людей появляются слезы. Ведь когда кто-то любимый и близкий уезжает далеко, в другой го­род, многие тоже плачут. Расставание и разлука с теми, кого мы любим, трогает нашу Душу. Когда близкого человека нет рядом, нам сложно помочь ему и поддержать его; позаботиться о том, чтобы у него было хорошее настроение и самочувствие.

И вот когда человек умирает, любящие его люди пони­мают, что его Душа улетела далеко. Но как же можно за­ботиться о том, кого нет рядом? Оказывается, можно.

Представь себе, что ты едешь в поезде или автобусе в другой город. Ехать предстоит много часов и дней, потому что ты едешь в далекий-далекий город. Если будет жест­кое сидение, или если будет укачивать в автобусе, поездка доставит много неприятностей. Поэтому, когда люди от­правляются в путешествие, они проверяют: мягкий ли ва­гон, достаточно ли у них еды и многое другое.

Вот и Душа, когда ее срок жизни вместе с человеком заканчивается, должна отправиться в долгое путешествие в свою страну. И чтобы в дороге ей было хорошо, ей нуж­на помощь людей, которые любили того человека, вместе с которым жила Душа.

Какую же помощь мы можем оказать Душе близкого нам человека? Прежде всего, нам нужно почаще вспоми­нать о том времени, когда наш любимый человек делал что-то хорошее и доброе. Например, рисовал, помогал дру­гим, ухаживал за животными, сажал цветы, сочинял стихи. Словом, все, что приносило радость ему и тем, кто был ря­дом с ним.

Ты спросишь, зачем это нужно. Оказывается, эти воспо­минания и разговоры об этом с другими людьми дают Душе силу, необходимую для долгого путешествия. Чем больше силы дадут Душе те, кто остался на земле, тем быстрее она достигнет своей чудесной страны.

Теперь ты знаешь, как помочь Душе в ее трудном путе­шествии. Можешь ли ты рассказать о том, как будешь помогать Душе?

Для тебя, наверное, будет важным узнать, что происходит с человеком тогда, когда его Душа от­правляется в путешествие?

Близкие человеку люди просят землю принять его тело. Оказывается, это тоже дает Душе силы для путешествия в свою чудесную страну. Как дерево осенью отдает земле свои листья для того, чтобы стать сильнее весной, так и Душа отдает тело человека земле, чтобы стать сильнее. А сила Душе нужна, как ты уже знаешь, для того, чтобы помогать лю­дям в свершении добрых дел.

Так Душа возвращается в свою страну. И другие души, конечно, очень радуются, когда встречаются с ней. Ведь для других душ жизнь Души на земле вместе с человеком, казалась долгой печальной разлукой. Поэтому, когда душа добирается до своей чудесной страны, там устраивают большой праздник встречи, и все души радуются. Ведь так и мы радуемся, когда приезжает человек, которого мы любим и давно не видели. Тем более мы радуемся, когда он привозит подарки. Правда?

Душа человека тоже приносит другим душам подар­ки. Самые дорогие подарки для душ— это рассказы о доб­рых делах человека. Правда, странно? Вместо того, чтобы радоваться ярким машинкам или игрушкам, души раду­ются рассказам о добрых делах!

И здесь мы снова можем помочь Душе близкого нам человека. Хорошие воспоминания, забота о других, кото­рую мы будем проявлять на земле, поможет Душе расска­зать другим душам много интересного и приятного.

Итак, сегодня жизнь открыла тебе еще один свой сек­рет: секрет дружбы Души и человека. Об этом секрете знают немногие, даже взрослые люди. Но ты оказался тем, кто его узнал.

Не нужно бояться рассуждать с ребенком на «взрослые» темы. Если жизнь уже поставила его перед острой ситуацией, было бы странным обходить вопросы стороной. Подобное размышление - большая духовная работа, но она, поверьте, гар­монизирует и состояние взрослого.

Психотерапевтические сказки создаются в про­цессе поиска смысла происходящих событий и про­блемных ситуаций. Наверное, нередко слушая рас­сказ клиента, Вы невольно задавали себе вопросы: почему это происходит именно с ним? Зачем ему дано это пережить? Есть смысл в том, что происходит с ним? Какой же позитивный опыт может содержаться в этой ситуации? В ответ на эти вопросы возникает психотерапев­тическая сказка. Она становится посредником между нами и клиентом, защищая нас от эмоционального «заражения» его про­блемой и контрпереноса.

В качестве примера жизненной истории, «зашифрованной» в сказке, приводим психотерапевтическую сказку Андрея Гнездилова «Проклятый герцог». Читая ее, вы сможете восстановить события жизни человека.

 

Лучше мечтать чем иметь... Грезы прекрасней жизни, свобода — привязанности, летящая птица чарует больше той, что недвижна.

Вот жил когда-то герцог, и прозвали его Проклятый. Слу­чилось это еще при его рождении. Время его появления на свет совпало с полосой невзгод, обрушившихся на семью. В конце концов родители оставили нежеланного ребенка в горах, думая умилостивить судьбу. Увы, это не помогло, они вскоре сошли в могилу.

Однако дитя их не погибло. Гномы, населяющие под­земные пещеры, подобрали герцога и воспитывали его до совершеннолетия. Наконец, он вернулся в родовой замок независимым и богатым, ибо жизнь в горах наделила его силой и умом, а гномы подарили ему редчайшие сокрови­ща.

Тем не менее, неожиданное возвращение герцога, кото­рого считали давно погибшим, его богатства, печальная судь­ба родителей окружили его мрачной славой. Впро­чем, поначалу только досужие языки могли разду­вать ее. Те, кто встречал герцога, удивлялись его благородству и доброте. Он любил и ценил красо­ту, а его щедрость воистину могла соперничать с королевской. Единственно, что вызывало сомнения, это его одиночество.

В замке не было многочисленной челяди и пыш­ной свиты придворных, зато в нем находили при­ют самые разные звери. Случайные гости рисковали встретиться с волком и медведем. А в покоях герцо­га жил самый настоящий леопард.

Но вот однажды в замок явилась молодая прелестная дама. Ее нежность, беззащитность и тайная печаль трону­ли герцога. Ему захотелось развеять ее, доставить ей ра­дость. Он устроил в честь гостьи праздник, развлекал ее как мог. Шли дни, дама с благодарностью принимала забо­ты герцога, но где-то в глубине ее глаз по-прежнему пря­талась грусть.

— Что с вами? — наконец прямо спросил герцог, не в силах понять ее.

Она побледнела и, сделав шаг, обвила руками его шею.

— Я люблю Вас, — прошептала она, роняя голову на его плечо.

Мог ли он оттолкнуть ее в тот момент, мог ли возра­зить, когда она со слезами говорила о счастье встречи с ним?

Испытав невольную вину, и желая хоть чем-то иску­пить ее, герцог привел даму в сокровищницу.

— Возьмите себе, что пожелаете, — молвил он.

— Я хочу все, — ответила она.

— Но ведь Вам не унести всего, — наивно сказал гер­цог.

— А я и не собираюсь уходить, — проговорила дама, лучезарно улыбаясь. — Любовь соединила нас, и теперь Вы принадлежите мне...

Прошли весна и лето, наступила осень. Стаи птиц кру­жили над замком, а затем улетели на юг. Герцога неудер­жимо повлекло в другие страны, и он стал готовиться в дорогу.

— Я не хочу никуда уезжать! — сказала краса­вица и заплакала. — Если Вы дорожите моей лю­бовью, то откажитесь от путешествия. Герцог нахмурился:

— Мне нравится путешествовать. Некоторые города покоряют мое сердце, но я не могу из-за этого оставаться около них навсегда. Когда Вы при­были в замок, то были печальны, а затем, по Вашим же словам, я одарил вас счастьем. Почему же Вы требуете от меня жертвы? Отчего ва1ма любовь ждет, чтобы я отказался от самого себя и стал Вашим рабом?

Ничего не смогла возразить герцогу его возлюбленная, но в гневе покинула замок.

— Обманщик! Проклятый герцог! — шептали ее губы, а руки бессильно терзали сверкающие бриллианты из его сокровищницы.

Грусть охватила герцога, но он не мог объяснить, как его добро вдруг обернулось злом, а сочувствие вызвало ненависть.

Однако прошло немного времени, и новая гостья посту­чалась в его замок. Он впустил ее. Она оказалась прекрас­ней прежней, но в ее глазах таилась также печальная грусть, и герцог угадывал, чего она хочет.

— Нет, я не стану вводить ее в заблуждение, — подумал он, и когда дама произнесла слова любви, герцог покачал головой.

— О, моя прекрасная гостья, я преклоняюсь перед Вами и считаю себя недостойным Ваших чувств, но увы, мое сер­дце молчит и не может ответить не Ваш призыв.

— Добрый герцог, мне достаточно моей любви к Вам. Но позвольте мне остаться. Быть может, я смогу пробу­дить Ваше сердце.

И герцог не мог отказать просьбе. И на этот раз его мучил стыд. Он ставил себя на место женщины и думал о том, какое унижение, вероятно, заставил он ее испытать. И вот, с самыми искренними побуждениями, герцог старал­ся загладить свою вину. Трудно было представить более радушного хозяина, более преданного слугу, более внима­тельного друга. Он одаривал ее драгоценностями, засыпал цветами, услаждал ее слух песнями и музыкой самых искусных певцов. Право же, если бы гер­цог любил, то и самые горячие чувства не могли бы проявиться с большей щедростью, чем теперь. Дама была счастлива и почти не жалела о своей участи.

Но вот как-то в замок съехалось множество го­стей. Герцог устроил великолепный бал. Вежли­вость хозяина требовала от него внимания ко всем гостям. Он танцевал то с одной дамой, то с другой, то с третьей. И странно, опять он угадывал в их лицах тайные чувства и желания. Опять ощущал себя в долгу перед эти­ми воздушными созданиями, что незаслуженно одаряли его своей любовью. В конце бала, прощаясь, герцог пре­поднес каждой даме драгоценные подарки. Улыбаясь они покидали замок, и звали его с собой.

— Я жду Вас, герцог. Отныне Для Вас в моем доме каж­дую ночь будет зажигаться огонь, чтобы вы не сбились с дороги, — говорила каждая.

Растроганный герцог вернулся в покои. Там ждала его возлюбленная с заплаканными глазами.

— Что случилось? — спросил испуганный хозяин.

— Почему вы дарите свою любовь и сокровища другим женщинам? — проговорила дама. — Вы лишили меня сво­ей благосклонности?

— Но разве я должен одаривать только Вас? — удивил­ся хозяин. — Ведь Вы ни в чём не испытывали нужды. Моих сокровищ хватает, чтобы принести радость и Вам, и другим тоже.

— Я живу у Вас и, наверное, имею больше прав, чем первые встречные, — возразила женщина.

Герцог помрачнел.

— Разве у вас есть свой собственный воздух, которым мо­жете дышать только Вы? Разве не все мы живём под одним небом, любуемся одними горами и деревьями, плаваем по од­ним морям? И даже если я полюблю розу, неужели мне следу­ет отворачиваться от лилии или гиацинта, чтобы случайно не восхититься ими?

— Вы не понимаете любви, потому что никогда не люби-

ли! — воскликнула дама.

Да, и она тоже покинула замок.

— Изменник! Проклятый герцог! — вторили губы её предшественнице.

И третья дама явилась к герцогу.

— Мне ничего не нужно от Вас. Я не надеюсь добиться и не считаю себя достойной ваших ми­лостей, но просто видеть Вас для меня уже боль­шое счастье.

Наученный горьким опытом, он не стал дарить ей сво­их сокровищ. «Вдруг в ней проснётся жадность, — думал он, — и она начнёт упрекать меня же в вероломстве».

Шли дни, и он ни разу не видел, чтобы красавица прояв­ляла недовольство. Её светлый взор, встречая герцога, все­гда был исполнен радости.

Однажды, гуляя по саду, герцог поскользнулся и пора­нил руку. Кровь его пролилась на землю.

Через пару дней он увидел, что на этом месте вырос странный цветок, источавший нежный аромат. Герцог стал ухаживать за ним, но цветок не хотел больше расти. Тогда он снова полил его своей кровью, и на нём появи­лись новые бутоны.

«Да, этот цветок красив, и аромат его одурманивает, но я не могу питать его собою. Он слишком кровожаден», — подумал герцог и решил уничтожить растение.

— Нет, нет, добрый герцог, — возразила ему дама. — Не вырывайте цветок. Подарите его мне. Он вскормлен Вашей кровью и поэтому стал для меня так дорог. Я сама буду ухаживать за ним.

— Пусть будет так, — вздохнув, сказал герцог.

Третья его возлюбленная продолжала ухаживать за цвет­ком. Она пыталась поливать его своей кровью, но он не принимал её. Однако, в то же время он и не увядал. Зато герцогу по ночам стали сниться кошмары. Он видел, как цветок превращается в разросшийся куст, его ветви про­никают через окно, из распустившихся бутонов вылетают огненные мушки и кружатся над изголовьем, впитывая в себя его кровь. Наутро герцог просыпался смертельно бледным, разбитым и больным. Наконец, он обратился к красавице:

— Я чувствую, что этот цветок убьёт меня. Если Вы действительно любите меня, прошу Вас, унич­тожьте цветок. В его красоте таится зло, иначе он не питался бы моей кровью.

— Ах нет, мой герцог, — ответила дама. — Вы могли попросить меня отдать Вам мою жизнь, и я с радостью положила бы её к Вашим ногам, но этот цветок. — Ваш дар. В его красоту впиталась не только ваша кровь, но и вся моя любовь. Я не могу его уничтожить.

И она ушла из замка, унося с собой волшебный цветок. Дул ветер, шелестела листва на деревьях, и в воздухе над садом носились приглушенные слова: «Проклятый гер­цог!»

Произносила их дама или цветок, трудно было сказать. И за третьей дамой последовала четвёртая, за четвер­той пятая, шестая, седьмая. Как ни старался герцог уго­дить им, ничего не получалось. Чем больше он отдавал, тем больше они требовали от него. И когда они уходили, в его сердце поселялись отчаянье и боль. Он чувствовал себя ограбленным, но никто не мог посочувствовать ему. На­против, всё больше сгущалась над ним слава проклятого, и он сам начинал верить в это. Женщины видели в нем опас­ного соблазнителя, и сами приходили испытать его. Муж­чины чувствовали в нем соперника, и даже в их дружбе сквозила затаённая ревность.

В конце концов герцог бросил замок и отправился бро­дить по дорогам, тщетно пытаясь заглушить свою тоску суровой жизнью нищего. Много стран и городов обошел он. Однажды ночью, больной и изнемогший от усталости, он вошел в спящий город. Было холодно, все двери в до­мах были заперты, и ему грозило замерзнуть, если он не найдет приюта. Вдруг на окраине герцог увидел свет в окне. Совсем обессиленный, он дотащился до порога и по­стучал в дверь.

Дальнейшее казалось сном. Он увидел себя в уютной комнате перед камином. Юная прелестная девушка уха­живала за ним, как за ребенком. Она пела ему песни, расска­зывала незатейливые истории. Всё в ней было про­низано удивительной чистотой. И сердце герцога не выдержало. С момента, когда третья возлюблен­ная унесла волшебный цветок из сада, он чувство­вал, что жизнь постепенно покидает его. И вот впер­вые он ощутил приток могучих сил. Он не мог оши­биться — это была Любовь.

Стоит ли говорить о том, какими радостями и му­ками она наделила его. Он словно встретился с самим собой. Душа его изнывала от любви, а девушка, одаряя его лаской и заботой, казалась далёкой и неприступной. Герцог давно научился читать в душах людей, и, принимая её доброту, он видел за ней лишь спокойную безмятежность. Она не нуждалась в нём, и слова любви замирали на его губах. По мере того, как герцог выздоравливал, его возлюб­ленная становилась от него всё дальше и дальше, он не знал, как завоевать её любовь, и стал её слугой. Увы, он чувство­вал, что получает от неё больше, чем может дать ей. Для него, привыкшего к обратному, это казалось ужасным. Од­нажды, не сдержав себя, он признался ей в любви.

— Увы, друг мой, — сказала девушка. — Не скрою, что вы стали мне дороги, но у меня есть избранник, и я должна принадлежать ему.

— Кто же он? — спросил герцог, едва шевеля губами.

— Я люблю Проклятого герцога, — ответила она. — С детских лет я слышала о нём как о злодее, но сердце моё подсказывало, что это не так, что этот человек страшно оди­нок и несчастен. И вот я поклялась спасти его, принести себя в жертву ему. Мне говорили, что я прекрасна. К чему же мне венчать собою такого же, как я? Нет, я избрала цель более достойную. В ту ночь, когда Вы пришли к порогу, мой огонь горел для герцога.

— Я — Проклятый герцог, — сказал он, но она рассмея­лась и, взяв его за руку, подвела его к зеркалу.

— О чём вы говорите? Взгляните на себя. Когда вы при­шли, усталый и больной, я ещё могла поверить в это. Те­перь Вы выздоровели, и я вижу, что Вы так же юны, как и я. Можете ли Вы быть Проклятым герцогом, о котором я слышала ещё от своей матери? Насколько я знаю, время не возвращается. Судите же сами, похожи вы на

него?

Герцог взглянул в зеркало. Из стекла на него смотрел юноша с горящими темными глазами.

Спустя недолгое время, они вместе отправились в странствие — долгое странствие на поиски Про­клятого герцога...

 

В процессе создания психотерапевтической сказ­ки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот образ будет отражать скрытое, сокровенное «Я» нашего клиен­та. Как же найти этот образ?

С одной стороны, нам может помочь сам клиент, отвечая на наш вопрос: «В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?» Таким образом, героем сказ­ки станет Идеальное Я нашего клиента.

С другой стороны, в основу образа главного героя могут быть положены наши собственные ассоциации: если внимательно приглядеться к клиенту, то можно найти сходство между ним и каким-либо сказочным героем. В этом случае, посредством опи­сания героя сказки и событий, происходящих с ним, мы даем клиенту символическую обратную связь о том, как мы почув­ствовали его лучшую стороны, «королевское начало».

Рассказ об Идеальном Я клиента удивительным образом меняет его стиль поведения. Ведь каждому в глубине души хо­чется, чтобы ближний добрыми глазами увидел сокровенную трепетную часть его души!

Однако героями психотерапевтической сказки могут быть и спонтанно выбираемые нами образы. В этом случае наша сказ­ка приобретает характер притчи, повествующей о ситуации, сим­волически отражающей переживания или события жизни кли­ента.

Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем кли­ента в образе сказочного героя и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Наша задача — помочь клиенту принять ситуацию, разобрать в смысле происходя­щего. Если необходимо, показать, что даже тяже­лые, неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы Духа; дать возмож­ность пациенту проследить тонкие аспекты ситуа­ции, увидеть в ней Смысл Урока.

Психотерапевтическая сказка может помочь из­менить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. В качестве примера мы приводим сказку, которая позволила на­чать процесс постепенного изменения отношения к подростку-правонарушителю среди воспитателей спецшколы (Шекснинская спецшкола, Вологодская область). Ведь если наставник про­должает видеть в подростке преступника, это мгновенно ему передается и становится серьезным барьером в процессе поло­жительных личностных изменений. На наш взгляд, начать пе­рестраивать это отношение, сформированное годами, нужно сказ­кой. Она носит название «Вор и маска».

 

Жил как-то мудрый король со своей прекрасной доче­рью. Когда наступила пора принцессе выходить замуж, король объявил, чтобы кандидаты в женихи явились во дво­рец для отбора. Было поставлено только два условия: иметь хорошую репутацию — это было требование короля. И быть красивым — этого желала принцесса.

Среди узнавших об этом людей был один вор. Жизнь, полная преступлений и обмана, наложила отпечаток на его лицо. Морщины лжи и предательства обезобразили его внешность, но когда-то он был красив.

Природная хитрость не давала ему покоя, и вор решил бороться за руку принцессы.

«Я придумаю, как обойти Других!» — подумал он.

Он тайно посетил знаменитого изготовителя масок и заказал маску, которая возвращала ему облик невинной юности.

С помощью маски вору удалось легко пройти первые туры отбора. Сначала, возвращаясь по вечерам домой, он смеялся над тем, как легко ему удалось обмануть советников короля.

«Ну и глупцы же они!» — думал он, рассматри­вая в зеркале своё настоящее лицо.

Однако через несколько недель он понял, что дело обстоит не так просто. Вор остался в числе последних двадцати претендентов на руку прин­цессы, и их фотографии были напечатаны во всех газетах. Теперь репортёры всё время толпились у дверей его дома и задавали вопросы, на которые ему совсем не хотелось отвечать. Вор притворялся скромным и говорил, что, наверное, не пройдёт дальнейший отбор, и что его лич­ная жизнь не представляет никакого интереса. Теперь он больше не рисковал снимать маску даже ночью, и жил в постоянном страхе разоблачения.

Вскоре его известили, что он остался в числе последних трёх кандидатов. Понимая, что в случае разоблачения его ждёт казнь, вор решил бежать из страны. Но когда он вы­ходил из дома, его приветствовали два солдата, присланные королём. Было слишком поздно!

В день последнего тура вор отправился во дворец, ожи­дая самого худшего, Впрочем, в нем ещё теплилась надеж­да, что не он окажется избранником принцессы. Однако девушка уже приняла решение, и говорила с другими кан­дидатами очень недолго, просто из вежливости. Потом она взяла его за руку и сказала отцу: «Вот он».

В отчаянной попытке избежать разоблачения, вор отвёл Короля в сторону.

«Ваше величество, — сказал он. — Это большая честь для меня, но мне необходимо время на подготовку. Нельзя ли отложить обручение на один год?»

Король с радостью согласился. Конечно, настоящим на­мерением вора было желание при первой же возможнос­ти убежать из страны, однако это оказалось невозможным. Теперь он стал вторым по известности человеком в коро­левстве. Толпы зевак постоянно собирались вокруг его дома в надежде хоть мельком увидеть будущего короля. Его приглашали произносить речи, присутствовать на церемо­ниях. И, что было хуже всего — целовать младен­цев. А он ненавидел младенцев! И при этом ему надо было сохранять видимость чести и доброде­тели, стараясь соответствовать той лжи, на кото­рую его обрекла маска. Он проклинал себя за то, что купил ее.

Целый год ему пришлось терпеть эти муки, и никто не догадывался, что за внешностью благо­родного человека скрывается душа вора.

Наконец, настал день Королевского Обручения. Уверен­ный, что его ждёт разоблачение и смерть, вор отправился во дворец с тяжелым сердцем.

Принцесса вышла встретить своего избранника, и он по­просил её остаться на короткое время с ним наедине. Де­вушка подумала: «Может быть, он меня, наконец, поцелу­ет?» Но вместо этого он бросился к ее ногам:

— Ваше Королевское Высочество, — зарыдал вор. — Я должен сделать ужасное признание. Можете ли Вы про­стить меня?

И он поведал ей всю историю обмана и рассказал, что он вовсе не прекрасный принц, а уродливый вор.

После того, как он закончил, наступило долгое молча­ние. Наконец принцесса заговорила:

— Я прощу тебя, — сказала она. — Но только при од­ном условии: сними маску и покажи мне, какой ты на самом деле!

С трудом он заставил себя поднести руки к лицу. Дро­жа от стыда и страха, он снял маску, и повернулся к прин­цессе.

— Чудовище! — закричала она и дала ему пощечину

— Да, да, я знаю, — бормотал он. — Я...

— Что это за глупая шутка? — снова закричала прин­цесса. — Чего ты добиваешься?

— Что Вы хотите сказать?

— Возьми это, — сказала она ему, подавая зеркало.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.