Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М у ж ско й кост ю м. но й длин ы и ш ирины , драпируяс ь н а теле , прекрасн о подчеркива л гар мони ю тел а и оде ж ­




1 4

но й длин ы и ш ирины, драпируяс ь н а теле, прекрасн о подчеркива л гар мони ю тел а и оде ж ­

д ы

И скусств о одевани я и у м ени е носи т ь оде ж д у входил о в обязательн ы й кур с обучени я мо ло ­ де ж и иму щ и х классов.

Ри т м, располо ж ени е и ф орм а складок, драпи рово к диктовалис ь основно й архитектурно й ф ормо й эпохи: в ы соко й мощно й каннелирован - но й колонно й дорическог о ордер а (рис. 12). Он и ж е дол жн ы б ы л и наиболе е э фф ектн о под ­ черкиват ь дви ж ени я человеческог о тела. «Дра пировк а о жи вляе т м ертву ю тка нь, придава я эстетическу ю цельност ь фи гуре. С кладки, в сво ю очередь, акко мп аниру я дви ж ени ю тела, свиса ю т с рук, окут ы ва я округлости, и плавн о обволакива ю т статично е тело. Заст ы в ш и е в м г новени и покоя, он и начина ю т двигатьс я вме ст е с тело м, в ы явля я дви ж ени е в боль ш о м ил и м ало м напряжени и его»*. О дновре м енно е но ш ени е дву х оде ж д создавал о ясн о в ы ра ж ен ну ю гар мони ю ритмов, объединя ющ у ю ан са мб ль.

 

Т КАН И И Х ОФОР М ЛЕ НИ Е

 

Д л я свое й оде ж д ы грек и использовал и мя гкие, эластичн ы е, прекрасн о драпиру ющ иес я тка ни. О б и х вне ш не м вид е и основн ы х свойства х можн о судит ь п о описаниям, рисунка м и скульптуре, а так ж е образца м поздни х грече ски х тка ней, представленн ым в Государс тве н ­ но м Э рмита ж е.

И х ткал и ручн ы м способо м н а вертикально м станк е ш ирино й д о дву х м етров. И скусств о тка честв а ценилос ь очен ь в ы соко. П о мифо логи и вс е богин и О ли мп а и други е герои н и б ы л и искусным и ткачиха ми, состязаяс ь м е ж д у собо й в это м ремесле.

Во локнист ы й соста в гречески х тка не й —

ш ерст ь ил и лен. С у щ ествуе т так ж е предполо

ж ение, чт о н а остров е К о с и в Ли ди и ткал и то нчай ш и е ш елков ы е тка ни. К хлопк у грек и относилис ь с удивление м, увиде в ег о вперв ы е

в И нди и в о вре м я поход а А лександр а М акедон ского; он и на з ы вал и хлопо к «ш ерсть ю дерева». О сновно й интере с греко в привлекал а н е кон структивная, а жи вописно-пластическа я сторо

н а кост юм а. П оэтом у тка н и с рисунком, очен ь распространенн ы е в перио д греческо й архаики,

в классически й перио д (V — I V вв. д о н. э.) б ы л и в ы тес нен ы одноцветн ым и сини ми, крас ными, пурпурными, зеле ными, ж елт ыми, ко ричнев ым и и особенн о бел ым и тка ням и с о скуп ым, четки м орнаменто м в ыши вки, аппли каци и ил и раскраски. В одно м и з гречески х мифо в рассказ ы вается, чт о богин я Афин а

победил а одн у и з луч ш и х ткачи х Греци и Ар ах -

 

 

*3ахар ж евска я Р. В. К ост ю м дл я сцен ы. М., 1973, с. 37.


ну, в ы тка в однотонну ю прекрасну ю тка н ь в м ест о узорной.

Н аиболе е характерн ы е гречески е орнамент ы связан ы с природой, нося т гео м етрически й ил и растительн ы й характе р (рис. 13).

 

 

М у ж ска я о д е ж д а состоял а и з дву х частей: хитона и гиматия. В соответстви и с на ш им и представлениями хито н б ы л нижне й оде ж дой. Ч а щ е всег о ег о изготовлял и и з куск а ш ерстяно й ил и льняно й тка ни, сло ж енно й п о вертикал и вдол ь левог о бок а тулови щ а и скрепленно й н а плеча х дву м я пряжкам и — фибулами. Хи то н мо гл и с ш иват ь п о бок у ил и оставлят ь с одно й сторон ы откр ы т ы м (рис. 14).

Д лин а хитон а мо гл а б ы т ь различной, н о ча щ е всег о доходил а д о коленей. П о тали и завяз ы ва

л и пояс, образу я напус к (рис. 15).

С а мо й распространенно й верхне й оде ж до й б ы л ги м ати й — прямоугольны й кусо к ш ерстя но й тка н и размеро м 1, 7x 4 м, драпировав ш ийс я вокру г фи гур ы различн ым и способа ми. О ди н и з применяемы х способо в драпировк и б ы л такой:

«... оди н коне ц тка ни, слегк а задрапирова нны й ил и зало ж енн ы й в складки, спускал и с левог о плеч а н а грудь. О став ш у ю с я тка н ь располагал и н а спин е и пропускал и по д праву ю руку, остав ля я рук у свободной, и, уло жи в тка н ь красив ы м и складка ми, перебрасывал и чере з лево е плеч о н а спину»*. Ч тоб ы тка н ь н е соскальз ы вала, сзад и за ш ивал и гру з — кусочк и свинца. П р и

драпировк е ги м ати я други м и способа м и мо гл и

б ы т ь закр ы т ы об е рук и ил и одн а права я рук а

(рис. 16).

 

 

В С парт е ш ерстяно й ги м ати й носил и прям о н а тел е бе з хитона.

Ещ е одни м видо м пла щ а б ы л а хламида — пря мо угольн ы й кусо к плотно й ш ерстяно й тка ни, котор ы й набрасывал и н а плеч и и скреплял и н а одно м плеч е ил и н а груд и фи булой. Воена чальник и носил и хла ми д ы пурпурног о цвета. О де ж д а ремесленнико в и рабо в об ы чн о состоял а и з грубог о ш ерстяног о хитон а ил и набедренно й повязки.

О був ь греко в — повторя ющ а я ф орм у ступни, н а пробково й ил и веревочно й подо ш ве, с реме ш ками, переплетав ш имис я н а икрах. Та к ж е ка к и в други х страна х древнег о мир а, носил а е е тольк о з на ть.

Д екоративно е з начени е сандали й в кост юм е повы ш алос ь з а сче т использовани я цветной, золоче но й ко жи, укра ш енно й м еталлически м и бля ш кам и и рас ш ито й ж е мч уго м.

С пециальн о дл я театраль ны х представлени й применялис ь котурны — сандали и н а подстав ках, чтоб ы актер ы в ы глядел и в ыш е.

 

* М ерцалов а М. Н. И стори я кост юм а. М., 1972, с. 12.


Головны е убор ы носил и в основно м в непо год у ил и в о вре м я путе ш ествий. К ругла я ф етрова я ш ляп а с полям и и ни зко й тулье й — наиболе е распространенн ы й голов но й убор. Е е носил и так ж е н а реме ш к е отбро ш енно й з а плечи.

В классически й перио д прическ а м у ж чин ы состоял а и з коротк о остри ж енн ы х волос, круг ло й бородк и и усов. Ю но ш и брил и лиц о и носи л и длинн ы е завит ы е локон ы, подхваченны е обручем. Грек и считал и бород у достоинство м м у ж чин ы. С кульптор ы изображал и велики х

л ю де й с мо лод ы м лицо м, возрас т ж е подчерки

вал и бородой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.