Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы фискальной политики




1. Дискреционная(активная) – её осуществление связано с принятием новых законодательных актов

Основные инструменты:

А) изменение ставок налогообложения;

Б) проекты общественных работ;

В) трудоустройство населения, создание дополнительных рабочих мест.

Когда дискреционная фискальная система политики применяется в целях сглаживания экономического цикла, то ее подразделяют на 2 типа:

1) экспансионистская (стабилизирующая) – связана с увеличением гос. расходов и (или) снижением налогов. В краткосрочном периоде такая политика сокращает производство за счет дефицитного финансирования.

2) рестрикционная (контрактивная) – сдерживающая, связанная с увеличением налогов и снижением гос. расходов (или и то и другое). Проводится с целью ограничения инфляционного роста в экономике.

2. Недискреционная (автоматическая). Особенность: не требует специальных государственных (правительственных) решений. Действие основано на применении так называемых встроенных стабилизаторов (или автоматизмов) – экономических механизмов, автоматически реагирующих на изменения экономической конъюнктуры.

В качестве встроенных стабилизаторов выступают:

- прогрессивный, подоходный налог;

- пособие по безработице;

- пособие по бедности;

- различные субсидии

С помощью этих стабилизаторов и сглаживаются колебания экономической конъюнктуры, но не исчезают.

Антикризисная политика (конъюнктурная) – политика, которая направлена на регулирование колебаний экономической активности в обществе в периоды предкризисных состояний и в периоды резких колебаний делового цикла. Это означает, что государство в состоянии существенно сгладить экономические колебания делового цикла.

 

68. Финансы: сущность и структура финансовой системы страны. Государственный бюджет, проблема его дефицита

Финансы – экономическая категория, которая отражает определенную часть общеэкономических отношений, существующих в обществе.

В узком смысле, финансы – совокупность тех экономических отношений, которые связаны с созданием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе перераспределения национального дохода.

Функции финансов:

воспроизводственная функция, т.е. обеспечить кругооборот производственных и непроизводственных фондов предприятий, обеспечить инвестиции, обновление и расширение материальной базы экономики страны;

распределительная, т.е. с помощью финансов происходит распределение и перераспределение общественного продукта;

стимулирующая, т.е. создание финансовых условий для развития приоритетных сфер экономики;

контрольная

Финансовая система – совокупность механизмов и учреждений, при помощи которых общество образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения тех или иных задач каждым субъектом экономики.

Структура финансовой системы состоит из 2х частей:

1. Централизованные или государственные финансы, которые включают в себя такие элементы как: бюджетная система; бюджет социального страхования; бюджет имущественного и личного страхования, а также внебюджетные фонды.

2. Децентрализованные финансы, финансы коммерческих и некоммерческих предприятий, организаций.

Функции централизованных финансов:

• Финансирование, производство общественных благ, товаров.

• Перераспределение доходов через трансфертные платежи – односторонние выплаты государства (пособия всевозможные).

• Макроэкономическое регулирование.

Основу системы гос. финансов составляет бюджетная система, а в ней – государственный бюджет.

Государственный бюджет – эту категорию надо рассматривать с 2х сторон:

бюджетом называют основной централизованный фонд денежных ресурсов, которым распоряжается Правительство страны. Это самая большая сумма денег, которая имеется в стране. Структурно бюджет определяется государственным устройством страны. В РФ бюджет 3х звеньев: Федеральный бюджет, субъектов РФ, местного уровня. Все звенья располагаются на одной линии.

бюджет – основной финансовый план формирования использования данного централизованного денежного фонда государства. Это документ, который отражает структуру расходов и доходов гос. бюджета.

Расходная часть бюджета показывает направления и цели бюджетных ассигнований (разрешение на использование). Она включает в себя все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными.

Государственные расходы в странах с рыночной экономикой как правило строятся по следующим направлениям:

1) на финансирование отраслей экономики (промышленность, с/х, рыболовство, строительство, транспорт, связь и др.);

2) на финансирование социально-культурного развития и науки;

3) на содержание органов гос. власти и правоохранительных органов;

4) расходы на национальную оборону, считается оптимальным в современных странах;

5) расходы на внешнеэкономическую деятельность;

6) расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга.

Другая часть бюджета – доходы гос. бюджета. Это обязательные безвозвратные платежи в пользу бюджета, материальной основой всех доходов гос. бюджета является перераспределение национального дохода. При этом налоги, займы и другие инструменты являются орудиями такого перераспределения. Через бюджет и фонды социального страхования распределяется от 1/3 до 2/3 национального доходы или национального продукта. В соответствии с принятой классификацией (бюджетной классификацией) доходы гос. бюджета в РФ подразделяются на 2 группы:

1) текущие доходы, в том числе:

а) налоговые – обязательные безвозмездны невозвратные платежи, в том числе и штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства (90-95%);

б) неналоговые – это доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам и штрафы, не связанные с нарушениями налогового законодательства. Доходы от продажи излишнего гос. имущества и конфискация товаров.

2) капитальныедоходы – доходы от продажи основных фондов гос. запасов и гос. резервов земли.

К доходам гос. бюджета относят также и гранты (кроме грантов на научные исследования).

Гранты – безвозмездные перечисления иностранных государств или международных организаций для поддержания бюджета или иных целей, связанных с реализацией государством своих функций.

Формирование и исполнение гос. бюджета в РФ осуществляется на основании Бюджетного кодекса РФ. Федеральный закон №159 с 1 января 2009г.

Бюджетным Кодексом предусмотрено 2 метода формирования и использования бюджетных средств: бюджетный и кредитный.

Бюджетный – изъятие части денежных доходов предприятий и населения и одновременно предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Бюджетный метод обязывает каждого гражданина, организацию поделиться с государством части своего дохода в виде налогов и сборов в казну государственную, из которых, в основном, и формируется гос. бюджет.

Кредитный – часть бюджета формируется и используется на кредитной основе через внутренние и внешние займы.

Проблема дефицита бюджета. Теоретически бюджетный процесс предполагает балансировку (выравнивание) гос. расходов и гос. доходов. Но в большинстве стран рыночные системы хозяйства имеет место значительное превышение гос. расходов над гос. доходами. Вследствие этого возникает проблема дефицита гос. бюджета.

Причины возникновения дефицита гос. бюджета:

• невозможность мобилизовать доходы в результате снижения производства в стране (кризиса в экономике).

• высокий уровень затрат.

• низкая производительность труда.

• чрезвычайные обстоятельства экономического и природного характера.

• неэффективность гос. управления.

Концепции по поводу этой проблемы:

1. Концепция недопустимости гос. бюджета (надо ежегодно балансировать доходы и расходы государства). Стремление к балансированию гос. бюджета может отрицательно сказаться в будущем (повышение налогов, снижение расхода во имя баланса приводит к падению совокупного спроса АО, а за ним упадет и объем производства, а затем и доходы, т.е. падение поступлений в бюджет).

2. Концепция автоматического сбалансированного бюджета в ходе экономического цикла.

3. Концепция – дефицит бюджета не может служить показателем, характеризующим экономическое состояние страны. Бездефицитный бюджет не означает вовсе экономического благосостояния страны. Экономический рост может быть достигнут и достигается и в условиях бюджетного дефицита.

Источники покрытия гос. бюджета:

1) эмиссия денег;

2) займы в частном секторе внутри страны;

3) внешние источники;

4) сокращение расходов на соц. нужды.

Последствия источников покрытия:

1) гос. займы стали в современных условиях хроническим явлением;

2) возникает проблема государственного долга как внутреннего, так и внешнего.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.