Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние возраста на учебные способности




Бытует мнение, что способность к обучению с возрастом снижается. Однако результаты научных исследований опровергают это мнение. Б.Г. Ананьев доказал, что с возрастом потенциал обучаемости не стано­вится ниже[1]. Действительно, после пятидесяти лет ухудшаются зрение, слух, память, скорость и гибкость мышления, замедляются реакции, однако накапливаются жизненный опыт, основательность, склонность к анализу, улучшается глубина понимания, осмысления, наблюдатель­ность, способность к умозаключениям и т.п. Следовательно, потенциал обучаемости взрослого человека достаточно высок. При этом уровень

развития психофизиологических и интеллектуальных возможностей человека достигает пика к периоду его зрелости и в дальнейшем не снижается.

Различные функции развиваются неравномерно и не одновремен­но. Однако с возрастом взаимосвязи различных функций укрепляются, происходит их координация и интеграция, усиливается взаимосвязь образного, практического и вербально-логического мышления, а это позволяет компенсировать недостатки в развитии какой-либо функции за счет более высокого развития другой. Таким образом, способности к обучению у взрослых людей до шестидесяти лет существенно не меня­ются, а у работников умственного труда эти способности сохраняются и дольше. Более того, геронтологи в качестве важнейшего фактора, способствующего долголетию, выделяют именно образование. Люди с высшим образованием, по их данным, сохраняют интеллектуальную работоспособность значительно дольше, чем не имеющие высокого уровня образования. Образование обеспечивает продолжительную тру­доспособность и жизненную сохранность психической деятельности.

Согласно выводам Л.С. Выготского, обучение стимулирует процесс развития. Более высокий уровень развития вербального интеллекта у взрослых обучающихся происходит в результате увеличения рабо­тоспособности памяти, внимания, мышления. Кроме того, согласно исследованиям, память изменяется не только по уровню, но и по струк­туре. На развитие памяти взрослых положительно влияют обучение и активная интеллектуальная деятельность.

Изменяются условия (как внутренние — опыт, мотивация и пр., так и внешние — профессиональные, социальные и пр.), в которых форми­руются знания, умения и навыки, что и оказывает решающее влияние на эффективность обучения взрослых.

Так, обучение в 18—28 лет можно базировать на способности усвоения большого объема информации при частом и быстром пере­ключении внимания с одного вида деятельности на другой, на моти­вированности обучения и интересах обучающихся. Основа — высокий уровень вербально-логической и образной памяти. Поэтому следует строить процесс обучения на организации произвольного, сознатель­ного запоминания с использованием наглядных средств (изображений, схем, графиков) в сочетании с натуральными объектами. К 35 годам существенно снижается способность к быстрому и легкому переклю­чению внимания, но увеличивается избирательность, устойчивость и концентрация внимания. Соответственно должен быть адаптирован процесс обучения.

На всех возрастных этапах психические функции сохраняют устойчивость, что располагает к дальнейшему развитию личности по­средством образования. Образование является как технической, куль­турной функцией, так и жизнеобеспечивающей, поскольку позволяет гибко адаптироваться к инновационным процессам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 6590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.